Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:49, контрольная работа
Таким образом, задачи уголовно-исполнительного права образуют определенную систему, состоящую из общих и конкретных положений и реализуемую в деятельности специальных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного воздействия к осужденным.
Цель работы - рассмотреть понятие науки уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определить основные этапы ее возникновения и развития.
Введение 3
1 История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России 4
2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР 11
3 Уголовно-исполнительное право на современном этапе 16
Заключение 23
Библиографический список 24
Дальнейшим
развитием идей демократизма и гуманизма
стало Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее
следующую новую систему
Смертная казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Такая процедура свидетельствовала об исключении цели публичного устрашения процессом казни.
Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержались в каторжных тюрьмах или за ее пределами и подвергались тяжелым принудительным работам.
Заключение в исправительный дом применялось на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости - на срок от двух до шести лет, а в тюрьме - от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев.
Исполнение денежного штрафа могло быть отсрочено или рассрочено на срок до одного года.
Развитие уголовно-исполнительного законодательства Российской империи продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, в тюремные инструкции и иные источники.
Ко времени свержения монархии и Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей.17
Таким образом, к началу советского периода истории была создана законченная отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права.
2 Создание уголовного и исполнительно-трудового законодательства в СССР
Советский
период уголовно-исполнительного
Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.
Основные руководящие идеи советской уголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г.18
В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.19
Эти и другие принципы, программные установки ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 - начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.).20
Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.
В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера - Исправительно-трудовой кодекс.21 В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:
а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);
б)
учреждения для применения мер социальной
защиты медико-педагогического
в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.
Подготовка и принятие открытых систематизированных документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.
Первые уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.
Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г.22
Тридцатые годы характеризуются началом все более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы.23
Период с конца 30-х по начало 50-х годов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: исправительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.
Следующий исторический этап характеризуется восстановлением правовых начал регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.
В конце 50-х - начале 60-х гг. XX века принимается целый блок Основ законодательства СССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.24
На их основе принимаются меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.25
К середине 80-х годов в СССР образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.
Объективно встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей теоретической базе отрасли законодательства, - уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада СССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.
С ликвидацией СССР и принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается.
3 Уголовно-исполнительное право на современном этапе
Дальнейшее развитие уголовно-исполнительного права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности.
После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.26 начался процесс приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Затронул он и сферу правового регулирования исполнения уголовных наказаний.
Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится уголовное; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.
Введение
в действие новой Конституции
активизировало проводимую одновременно
с формированием проекта нового
Уголовного кодекса России работу над
проектом приходящего на смену Исправительно-трудовому
Уголовно-исполнительного
Существенным шагом в реформировании рассматриваемой сферы положило принятие федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»27, который отменил действовавшие ранее общесоюзные «Положение о предварительном заключении под стражу» и «Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Данный федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократизации системы уголовной юстиции.28
13
января 1996 г. Президент Российской
Федерации одобрил Концепцию
реорганизации уголовно-
В целях обеспечения
В
законе излагались вытекающие из содержания
Уголовного кодекса России, согласованные
с текстом проекта Уголовно-
Перед началом разработки нового кодекса выявились две основные группы недостатков законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: во-первых, ошибки и упущения, содержащиеся в правовых нормах, и, во-вторых, отсутствие единого правового акта, объединяющего исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Встал вопрос о создании единой отрасли законодательства, объединенного общей теоретической базой, - уголовно-исполнительного права.
Информация о работе История развития уголовно-исполнительного права