История развития уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:49, контрольная работа

Описание

Таким образом, задачи уголовно-исполнительного права образуют определенную систему, состоящую из общих и конкретных положений и реализуемую в деятельности специальных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного воздействия к осужденным.
Цель работы - рассмотреть понятие науки уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определить основные этапы ее возникновения и развития.

Содержание

Введение 3
1 История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России 4
2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР 11
3 Уголовно-исполнительное право на современном этапе 16
Заключение 23
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

Контр УИП.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Дальнейшим  развитием идей демократизма и гуманизма  стало Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее  следующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.16

     Смертная  казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Такая  процедура свидетельствовала об исключении цели публичного устрашения процессом казни.

     Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержались в каторжных тюрьмах или за ее пределами и подвергались тяжелым принудительным работам.

     Заключение  в исправительный дом применялось  на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости - на срок от двух до шести лет, а в тюрьме - от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев.

     Исполнение  денежного штрафа могло быть отсрочено  или рассрочено на срок до одного года.

     Развитие  уголовно-исполнительного законодательства Российской империи продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, в тюремные инструкции и иные источники.

     Ко  времени свержения монархии и  Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей.17

     Таким образом, к началу советского периода  истории была создана законченная  отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права.

 

     2 Создание уголовного и исполнительно-трудового законодательства в СССР

     Советский период уголовно-исполнительного права  продолжался с 1917 по 1993 гг.

     Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.

     Основные  руководящие идеи советской уголовной  и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г.18 

     В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.19

     Эти и другие принципы, программные установки  ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности  создание уголовного и исправительно-трудового  законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 - начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.).20

     Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.

     В 1922 г. был введен в действие Уголовный  кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера - Исправительно-трудовой кодекс.21 В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

     а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

     б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

     в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии  для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

     Подготовка  и принятие открытых систематизированных  документов, доступных для каждого  гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль  была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.

     Первые  уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера  сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

     Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г.22

     Тридцатые годы характеризуются началом все  более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы.23 

     Период  с конца 30-х по начало 50-х годов  отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: исправительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

     Следующий исторический этап характеризуется  восстановлением правовых начал  регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.

     В конце 50-х - начале 60-х гг. XX века принимается  целый блок Основ законодательства СССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.24

     На  их основе принимаются меры по улучшению  деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.25

     К середине 80-х годов в СССР образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнение уголовных  наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

     Объективно  встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей  теоретической базе отрасли законодательства, - уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада СССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.

     С ликвидацией СССР и принятием  Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается.

 

     3 Уголовно-исполнительное право на современном этапе

     Дальнейшее  развитие уголовно-исполнительного  права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности.

     После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.26 начался процесс приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Затронул он и сферу правового регулирования исполнения уголовных наказаний.

     Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится уголовное; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.

     Введение  в действие новой Конституции  активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над  проектом приходящего на смену Исправительно-трудовому  Уголовно-исполнительного кодекса. 

     Существенным  шагом в реформировании рассматриваемой сферы положило принятие федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»27, который отменил действовавшие ранее общесоюзные «Положение о предварительном заключении под стражу» и «Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Данный федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократизации системы уголовной юстиции.28

     13 января 1996 г. Президент Российской  Федерации одобрил Концепцию  реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г. Концепция содержала комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, потребностями надежно обеспечить права и законные интересы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По существу в ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнительной системы России на кратчайшую и отдаленную перспективу.29

       В целях обеспечения применения  вновь принятого Уголовного кодекса  Российской Федерации30 в декабре 1996 года был принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации».31

     В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные  с текстом проекта Уголовно-исполнительного  кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства.

     Перед началом разработки нового кодекса выявились две основные группы недостатков законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: во-первых, ошибки и упущения, содержащиеся в правовых нормах, и, во-вторых, отсутствие единого правового акта, объединяющего исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Встал вопрос о создании единой отрасли законодательства, объединенного общей теоретической базой, - уголовно-исполнительного права.

Информация о работе История развития уголовно-исполнительного права