Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:49, контрольная работа
Таким образом, задачи уголовно-исполнительного права образуют определенную систему, состоящую из общих и конкретных положений и реализуемую в деятельности специальных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного воздействия к осужденным.
Цель работы - рассмотреть понятие науки уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определить основные этапы ее возникновения и развития.
Введение 3
1 История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России 4
2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР 11
3 Уголовно-исполнительное право на современном этапе 16
Заключение 23
Библиографический список 24
Задача устранения той и другой группы недостатков была решена при принятии Уголовно-исполнительного кодекса.
С 1 июля 1997 г. вступил в действие новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.32 Таким образом, в России завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые нормы, определяющие правовое положение осужденных; фиксирующие взаимоотношение уголовно-исполнительного законодательства с международными правовыми актами; контрольные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебного надзора, ведомственного контроля и прокурорского надзора за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.33
Предписания Уголовно-
С учетом Конституции Российской Федерации и международных соглашений глава 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяет правовое положение лиц, отбывающих наказание, в которой закреплены основы правового положения осужденных (ст.10), их основные обязанности (ст.11) и особенно подробно - основные права осужденных (ст.12-15).34
Осужденные имеют право: на получение информации о своих правах и обязанностях; на охрану здоровья; на социальное обеспечение; на личную безопасность; на свободу совести; могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждений или органов, исполняющих наказания, в вышестоящие органы, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, в общественные организации и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и т.д. (ст.11).
Права осужденных регламентированы широко и четко с определением механизма их реализации.
Впервые в кодекс включены принципы уголовно-исполнительного законодательства. Их реализация повышает эффективность исполнения наказания и усиливает защиту законных прав и свобод, а также интересов осужденных (ст.8).
Порядок и условия исполнения уголовных наказаний в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации регламентированы подробно и последовательно.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации существенным образом изменил порядок и условия исполнения лишения свободы и содержания в дисциплинарной воинской части, построив их по развернутой прогрессивной системе. Суть прогрессивной системы заключается в изменении условий исполнения наказаний (или даже замена одного наказания другим) в зависимости от изменений в поведении осужденного.35
Также, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает три ступени изменения условий содержания осужденных в исправительных колониях строгого и особого режимов и четыре - в исправительной колонии особого режима и в воспитательных колониях. Это нововведение носит революционный характер, поскольку многократно увеличивает диапазон возможных изменений условий отбывания лишения свободы в зависимости от поведения осужденного в границах одного и того же исправительного учреждения. Меньше всего было внесено изменений в регламентацию режима исполнения лишения свободы в тюрьме, где сохранилось два вида режима: общий и строгий.
В связи с вступлением в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе: передать уголовно-исполнительную систему из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции; ввести мораторий на исполнение наказания в виде смертной казни, а в течение трех лет вообще отменить ее.
Выполняя эти обязательства, Президент Российской Федерации издал Указ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»36, согласно которому предписывалось передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции.
В развитие этих положений Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»37, который касался более двадцати различных законов.
В связи с критической ситуацией, сложившейся в стране в 1998 г. и уголовно-исполнительной системе, в частности, был принят федеральный закон № 25-ФЗ от 3 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации»38. Данным федеральным законом внесены изменения и дополнения в 56 норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства, реализация которых не только позволила облегчить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, но и существенно сократила их численность.
Деятельность России по реформированию своей уголовно-исполнительной системы была одобрена в мае 2000 г. в Берлине на заседании руководителей пенитенциарных систем стран - членов Совета Европы по вопросам расширения альтернатив тюремному заключению и предотвращению пыток. А в 2003 г. опыт России по реформированию уголовно-исполнительной системы рекомендован странам - членам Совета Европы для изучения и внедрения.
В марте 2004 г. в рамках проводимой в России административной реформы произошли существенные изменения в структуре исполнительной власти. Президент Российской Федерации Указом от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»39, которым установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В связи с этим Минюсту России стали подведомственны Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба и Федеральная служба судебных приставов.
Заключение
Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а еще ранее - пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России еще в XIX в. Несмотря на различные наименования, объектами их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и прежде всего наказаний в виде лишения свободы.
Смещение акцента в деятельности исправительной системы в первые десятилетия советской власти на трудовое воспитание осужденных не отразилось на названии данной отрасли права, оно по-прежнему оставалось пенитенциарным правом, а политика в этой сфере государственной деятельности продолжала именоваться пенитенциарной политикой. Лишь со второй половины 30-х гг. XX в. такая терминология вышла из употребления, прочно закрепив на длительное время за данной сферой деятельности государства название исправительно-трудовой, просуществовав в таком виде до 1993 г. - до принятия Конституции Российской Федерации, где эта отрасль была названа уголовно-исполнительным законодательством.
В
России продолжительное время
Принятие
Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации в 1997 - целостного единства множества
взаимосвязанных уголовно-исполнительных
подсистем и элементов - значительный
шаг в деле совершенствования законодательной
регламентации исполнения уголовных наказаний,
повышения его эффективности. Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации упрощает
исполнение уголовных наказаний, исключает
элементы дублирования ряда законоположений.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29 декабря 2010 г.) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010 г.) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 29.12.2010) // «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, № 29, ст. 2759.
5. Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (27.12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 27.07.1998, № 30, ст. 3613.
6. Федеральный закон от 3 марта 2001г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 08.12.2003) // «Собрание законодательства РФ», 12.03.2001, № 11, ст. 1002.
7. Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 13.10.1997, № 41, ст. 4683.
8. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. 22.06.2010) // «Собрание законодательства РФ», 15.03.2004, № 11, ст. 945.
Учебная литература
8. Башкатов, Л.Н., Боровский, М.В., Ветрова, Г.Н. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Л.Н. Башкатов, М.В. Боровский, Г.Н. Ветрова. 7-е изд., перераб. и доп. – «Проспект», 2010 г. - Система ГАРАНТ, 2011.
9. Божьев, В. Соблюдение процессуальных норм при применении Уголовного кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса // Законность, 2010, № 1.
10. Законодательство Петра I/ Под ред. А. А. Преображенского, Т. Е. Новицкой - М.- 1998. - с. 396.
11. Исаев, И.А. История государства и права России. Учебное пособие / И.А. Исаев. – М.: Юрист,1993.-272 с.
12. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. В.И. Селиверстов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Система ГАРАНТ, 2011.
13. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред. В.И. Селиверстова - Система ГАРАНТ, 2011.
14. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. /В.О. Ключевский. кн. 2 - М.: Мысль - 1993.- 838 с.
15. Михлин,
А.С. Развитие уголовно-
16. Михлин, А.С., Селиверстов, В.И., Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы./ А.С. Михлин, В.И. Селиверстов - 5-е изд., исп. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006 – 192 с.
17. Уголовно-исполнительное
право России: теория, законодательство,
международные стандарты,
18. Хрестоматия
по истории России с древнейших времен
до наших дней / под ред. А.С. Орлов и др.-
М.-1999.- /http://www.hronos.km.ru/
/17140323.
Информация о работе История развития уголовно-исполнительного права