Экологическое правонарушение и юридическая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:04, реферат

Описание

Именно он позволяет определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, — хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.

Содержание

1.Введение
2. Экологические правонарушения
а) Виды экологических правонарушений
б) Юридическая ответственность за экологические правонарушения
3. Заключение

Работа состоит из  1 файл

ОП реферат.docx

— 79.34 Кб (Скачать документ)

За совершение наиболее общественно опасных экологических  правонарушений могут быть применены  меры уголовного наказания. Во всех странах  предусмотрена уголовная ответственность  за браконьерство и за загрязнение  природной среды, связанное с  причинением значительного ущерба. Средства незаконной охоты и лова подлежат конфискации. Во всех прикаспийских  государствах предусмотрены полномочия соответствующих должностных лиц  выносить решения о приостановлении  эксплуатации объектов, создающих угрозу здоровью человека или объектам окружающей среды. Вред, причиненный экологическим  правонарушением, подлежит возмещению добровольно, либо по решению суда.

Правоприменительная практика развивается по-разному. Если в Иране уровень экологических  правонарушений низок, главным образом, благодаря жесткому государственному контролю, то в прикаспийских странах  СНГ число раскрываемых правонарушений остается довольно высоким. К числу наиболее распространенных относится браконьерство, хотя по свидетельству правоохранительных органов, наиболее опасные, связанные с загрязнением морской среды с наземных и морских источников, нарушением правового режима особо охраняемых природных территорий, остаются нерасследованными и не доведенными до суда. Основная причина – трудности с установлением причинной связи между совершенными действиями и наступившими последствиями и отсюда проблемами судебного доказывания вины, нехваткой технических средств контроля.

Хотя расследование  браконьерства в прикаспийских  странах СНГ относится к наиболее хорошо развитым видам правоохранительной деятельности, в этой области высок  процент латентной преступности. Это связано с высоким уровнем  организации незаконного лова, первоклассным  оснащением правонарушителей техническими средства, позволяющими уходить от преследования.

Сложно обстоит  дело с компенсацией вреда. В некоторых  прикаспийских государствах СНГ  возникают проблемы с финансовой несостоятельностью некоторых предприятий. Даже в случаях установления вины такие предприятия не имеют достаточных  средств компенсировать вред.

Новые проблемы в  этой области могут возникнуть при  аварийных разливах нефти, когда  у государств возникнут взаимные претензии, связанные с компенсацией вреда. При отсутствии каких-либо договоренностей  на этот счет, а также в условиях неопределенного статуса Каспийского  моря, принудить то или иное государство  компенсировать возникший вред, будет  практически невозможно.

Казахстан

Законодательство  Казахстана предусматриваются все  виды ответственности за нарушение  экологического законодательства. Уголовная  ответственность установлена принятым в 1997 году Уголовным кодексом за нарушение  правил рыболовства, загрязнение окружающей среды со значительными негативными  последствиями. Особо установлена  уголовная ответственность за загрязнение  морской среды и нарушение  законодательства о континентальном  шельфе и исключительной экономической  зоне. Фактически меры уголовной ответственности  применяются крайне редко, и на практике реально действуют только статьи, предусматривающие ответственность  за незаконное рыболовство.

Административный  штраф, налагаемый органами экологического контроля (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов) и  правоохранительными органами, является наиболее широко применяемой санкцией. Административная ответственность  установлена за нарушение разрешительного  порядка природопользования, превышение нормативов выбросов и сбросов, незаконное размещение отходов, нарушение порядка  экологической экспертизы, непредставление  информации о загрязнении. Эксплуатация источников с нарушением экологических  требований может быть приостановлена по решению Министерства охраны окружающей среды и природопользования, либо прекращена по решению суда.

Практически меры административной ответственности доминируют. Наиболее распространенными административными  правонарушениями являются нарушение правил рыболовства, превышение нормативов и не внесение платежей за природопользование. К административным санкциям сложилось неоднозначное отношение. С одной стороны, считается, что штрафы низкие и не обладают профилактическим эффектом, с другой, браконьеры из числа местного населения в силу экономических трудностей не способны выплачивать штрафы и считают меры наказания несправедливыми.

В настоящее время  общепризнано, что среди острейших, жизненно важных задач, стоящих перед  человечеством, особое место принадлежит  задачам преодоления экологического кризиса, достигшего планетарных масштабов, оздоровления окружающей среды, восстановления утраченных природных ресурсов. Совершенно очевидно, что проблемы обеспечения  экологической безопасности как  составной части национальной безопасности в нашей стране также относятся  к числу первоочередных, тем более  что в течение многих десятилетий  этим вопросам в науке, и тем более  в общественной практике, уделялось  недостаточное внимание. Следовательно, одной из наиболее актуальных проблем  современности является - охрана окружающей природной среды в свете уголовно-правового  законодательства.

Важность защиты окружающей среды для всего государства  отражено в основном законе страны – Конституцию Республики Казахстан  от 30 августа 1995 года (изм. и доп. от 21.05.2007г.). Будучи гарантом прав и свобод человека и гражданина, Конституция нашей страны включило нормы гарантирующих охрану окружающей среды, которые пополнили список конституционных гарантий и приоритетных направлений для народа Казахстана. Так, правовым фундаментом экологической безопасности является статья 31 Конституции Республики Казахстан закрепляющий, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, а также сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Данная норма Конституции провозгласила, три взаимосвязанных субъективных права человека и гражданина: на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. Конституция Республики Казахстан содержит механизмы обеспечения данных прав. Так, право на достоверную информацию, в том числе и о состоянии окружающей среды подкреплено ответственностью за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст.31), а часть 3 статьи 18 предусматривает обязанность обеспечения каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации от государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и средства массовой информации.

Одной из центральных  по значимости является пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстана, согласно которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся  в государственной собственности, следовательно, используются и охраняются Республикой Казахстан, как основа жизни и деятельности народа. Данная норма определяет роль и место  природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих  на соответствующих территориях. Этой статьей природопользователи и государство призваны обеспечивать рациональное их использование и эффективную охрану на уровне, отвечающем жизненным потребностям общества, то есть положения деятельности связанной с использованием окружающей среды и ее ресурсов имеет основополагающий характер, и не исключает регулирования данных вопросов другими нормативно правовыми актами.

В Конституции Казахстана провозглашены механизмы и процедуры  защиты прав человека, прежде всего, те которые должен опираться Президент  Республики Казахстан, являющийся, согласно статье 40, где сказано, что Президент  Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

На основе этой нормы-гаранта  Конституции развивается законодательство, содержащее нормы по обеспечению  экологической безопасности. Нормативно-правовая база регулирования этих отношений  обеспечивает организацию природопользования и охрану окружающей природной среды  с учетом общих закономерностей  функционирования экосистемы, а нормативные  правовые акты должны исходить из необходимости  единства правовых требований и объединения  общих усилий при организации  использования природных ресурсов, охране здоровья населения и природы  и обеспечении экологической  безопасности.

Следовательно, резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии  являются угрозами национальной безопасности Республики Казахстан и поэтому  основной закон страны закрепляет конституционные  принципы, которые гарантируют в  защите от посягательства и вменяет  ответственность именно в интересах  этого самого народа - природные  богатства являются достоянием всего  народа Казахстана (статья 6 Конституции). Так, экологические правонарушения в совокупности с экологическими преступлениями, по тяжести своих отрицательных последствий экологического и социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной экологической безопасности Казахстана, то есть ухудшается с каждым годом экологическая ситуация в стране.

Обеспечить планирование комплекса мероприятий по снижению экологического риска в республике, возможно, было путем создания системы  правового регулирования экологической  безопасности, в связи с этим был  разработан Указ Президента Республики Казахстан «Концепция экологической  безопасности Республики Казахстан» от 30 апреля 1996 года, однако в связи  с ценностью природных объектов охраны, сегодня Концепция экологической  безопасности продлена на 2004-2015гг.. В  настоящее время Концепция дала новые импульсы в развитии законотворческого процессе в сфере охраны окружающей среды, на базе которой произошла коренная перестройка решения проблем касающихся рационального и охранительного природопользования.

Однако многие вопросы, касающиеся правовых основ экологической  безопасности, пока недостаточно разработаны  на теоретическом уровне, что сказывается  на процессе разработки и принятия нормативных правовых актов в  этой сфере.

В настоящее время  законодательство по обеспечению экологической  безопасности состоит из следующих  видов нормативных правовых документов:

- международных договоров;

- конституционных положений;

- нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;

- нормативных правовых актов, действующего в области чрезвычайных ситуаций;

- норм, регулирующих правоотношения в сфере безопасности при осуществлении охраны окружающей природной среды при различных видах деятельности и включенных в различные виды нормативных правовых актов;

Обращаясь к международным  основам обеспечения экологической  безопасности, является основной целью  многих многосторонних договоров, что  большинство из данных соглашений было заключено в последние десятилетия.

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими вопросы охраны окружающей среды в Казахстане, являются Экологический Кодекс Республики Казахстан  от 09.01.2007г., Кодекс Республики Казахстан  «Об административных правонарушениях» от 30.01.2001г., Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997г., а также  отдельные Постановления Правительства  республики.

Закон Республики Казахстан  «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1 закрепляет понятие «экологическая безопасность», под которой следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих  в результате антропогенных и  иных воздействий на окружающую среду.

В Республике Казахстан  в целях предотвращения совершения экологических правонарушений встает необходимость контроля за соблюдением экологического законодательства, так к органам осуществляющий данный контроль относятся:

1.       Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, Комитет по водным ресурсам, Комитет геологии и охраны недр);

2.       Агентство РК по чрезвычайным ситуациям (надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор);

3.       Природоохранная прокуратура Республики Казахстан;

Информация о работе Экологическое правонарушение и юридическая ответственность