Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:04, реферат
Именно он позволяет определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, — хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.
1.Введение
2. Экологические правонарушения
а) Виды экологических правонарушений
б) Юридическая ответственность за экологические правонарушения
3. Заключение
За совершение наиболее
общественно опасных
Правоприменительная практика развивается по-разному. Если в Иране уровень экологических правонарушений низок, главным образом, благодаря жесткому государственному контролю, то в прикаспийских странах СНГ число раскрываемых правонарушений остается довольно высоким. К числу наиболее распространенных относится браконьерство, хотя по свидетельству правоохранительных органов, наиболее опасные, связанные с загрязнением морской среды с наземных и морских источников, нарушением правового режима особо охраняемых природных территорий, остаются нерасследованными и не доведенными до суда. Основная причина – трудности с установлением причинной связи между совершенными действиями и наступившими последствиями и отсюда проблемами судебного доказывания вины, нехваткой технических средств контроля.
Хотя расследование
браконьерства в прикаспийских
странах СНГ относится к
Сложно обстоит дело с компенсацией вреда. В некоторых прикаспийских государствах СНГ возникают проблемы с финансовой несостоятельностью некоторых предприятий. Даже в случаях установления вины такие предприятия не имеют достаточных средств компенсировать вред.
Новые проблемы в
этой области могут возникнуть при
аварийных разливах нефти, когда
у государств возникнут взаимные
претензии, связанные с компенсацией
вреда. При отсутствии каких-либо договоренностей
на этот счет, а также в условиях
неопределенного статуса
Казахстан
Законодательство
Казахстана предусматриваются все
виды ответственности за нарушение
экологического законодательства. Уголовная
ответственность установлена
Административный штраф, налагаемый органами экологического контроля (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов) и правоохранительными органами, является наиболее широко применяемой санкцией. Административная ответственность установлена за нарушение разрешительного порядка природопользования, превышение нормативов выбросов и сбросов, незаконное размещение отходов, нарушение порядка экологической экспертизы, непредставление информации о загрязнении. Эксплуатация источников с нарушением экологических требований может быть приостановлена по решению Министерства охраны окружающей среды и природопользования, либо прекращена по решению суда.
Практически меры административной
ответственности доминируют. Наиболее
распространенными
В настоящее время
общепризнано, что среди острейших,
жизненно важных задач, стоящих перед
человечеством, особое место принадлежит
задачам преодоления
Важность защиты окружающей среды для всего государства отражено в основном законе страны – Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (изм. и доп. от 21.05.2007г.). Будучи гарантом прав и свобод человека и гражданина, Конституция нашей страны включило нормы гарантирующих охрану окружающей среды, которые пополнили список конституционных гарантий и приоритетных направлений для народа Казахстана. Так, правовым фундаментом экологической безопасности является статья 31 Конституции Республики Казахстан закрепляющий, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, а также сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Данная норма Конституции провозгласила, три взаимосвязанных субъективных права человека и гражданина: на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. Конституция Республики Казахстан содержит механизмы обеспечения данных прав. Так, право на достоверную информацию, в том числе и о состоянии окружающей среды подкреплено ответственностью за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст.31), а часть 3 статьи 18 предусматривает обязанность обеспечения каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации от государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и средства массовой информации.
Одной из центральных
по значимости является пункт 3 статьи
6 Конституции Республики Казахстана,
согласно которой земля и ее недра,
воды, растительный и животный мир,
другие природные ресурсы находятся
в государственной
В Конституции Казахстана
провозглашены механизмы и
На основе этой нормы-гаранта
Конституции развивается
Следовательно, резкое
ухудшение экологической
Обеспечить планирование
комплекса мероприятий по снижению
экологического риска в республике,
возможно, было путем создания системы
правового регулирования
Однако многие вопросы, касающиеся правовых основ экологической безопасности, пока недостаточно разработаны на теоретическом уровне, что сказывается на процессе разработки и принятия нормативных правовых актов в этой сфере.
В настоящее время законодательство по обеспечению экологической безопасности состоит из следующих видов нормативных правовых документов:
- международных договоров;
- конституционных положений;
- нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;
- нормативных правовых актов, действующего в области чрезвычайных ситуаций;
- норм, регулирующих правоотношения в сфере безопасности при осуществлении охраны окружающей природной среды при различных видах деятельности и включенных в различные виды нормативных правовых актов;
Обращаясь к международным
основам обеспечения
Основными нормативно-правовыми
актами, регулирующими вопросы охраны
окружающей среды в Казахстане, являются
Экологический Кодекс Республики Казахстан
от 09.01.2007г., Кодекс Республики Казахстан
«Об административных правонарушениях»
от 30.01.2001г., Уголовный Кодекс Республики
Казахстан от 16.07.1997г., а также
отдельные Постановления
Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1 закрепляет понятие «экологическая безопасность», под которой следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
В Республике Казахстан в целях предотвращения совершения экологических правонарушений встает необходимость контроля за соблюдением экологического законодательства, так к органам осуществляющий данный контроль относятся:
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, Комитет по водным ресурсам, Комитет геологии и охраны недр);
2. Агентство РК по чрезвычайным ситуациям (надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор);
3. Природоохранная прокуратура Республики Казахстан;
Информация о работе Экологическое правонарушение и юридическая ответственность