Экологическое правонарушение и юридическая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:04, реферат

Описание

Именно он позволяет определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, — хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.

Содержание

1.Введение
2. Экологические правонарушения
а) Виды экологических правонарушений
б) Юридическая ответственность за экологические правонарушения
3. Заключение

Работа состоит из  1 файл

ОП реферат.docx

— 79.34 Кб (Скачать документ)

4.       Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (Государственная инспекция охраны и использования недр).

В связи с активным развитием промышленного, сырьевого, нефтегазового и других секторов экономики важность проблемы охраны окружающей среды именно через государственный  механизм становится наиболее актуальной, что юридическая ответственность  за экологические правонарушения и  преступления отразилось в законодательстве, так как это лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды  и рационального использования  ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.

Юридическая ответственность  предусматривает, что за экологические  правонарушения должностные лица и  граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а  предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом  и иными законодательными актами республики.

Задачами юридической  ответственности за экологические  правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание  правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное  предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Заключение.

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства  граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности  по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке  реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного  ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Как указывалось, деяние – объективное основание юридической  ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая признаки данного правонарушения, а  вина служит субъективным основанием.

Однако выделение  нормы, вины и деяния в качестве оснований  в известной мере условно, так  как даже в совокупности их недостаточно для реального привлечения правонарушителя  к ответственности. Поэтому единственным и достаточным юридическим основанием ответственности является наличие  в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава экологического правонарушения.

Сегодня законодатель Казахстана ставит перед собой задачу индивидуализации и наказания и  расширения норм воздействия на лиц, совершивших экологические преступления, из чего вытекает и разнообразие видов  наказания за данный вид преступления. Введение специальной главы об ответственности  за экологические преступления является одной из новелл нового уголовно-правового  законодательства. В прежнем Уголовном  Кодексе КазССР было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в Уголовном кодексе Республики Казахстан глава 11 посвящена экологическим преступлениям.

Предусмотрена ответственность  за экоцид (ст. 161 УК), уничтожение или  повреждение чужого имущества (в  том числе, можно рассматривать  и природные комплексы или  объекты, взятые под охрану государства)  
(ст. 187 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (куда может входить и окружающая среда)  
(ст. 268 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений.

В новом УК содержание главы «Экологические преступления», как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом  государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами  и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической  преступности. УК ориентирован на признание  окружающей природной среды биологической  основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические  преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду  обитания. Существенно меняются и  представления об общественной опасности  данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду  малозначительных, второстепенных, сил  и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

В уголовном законодательстве ответственность за экологические  преступления несут физические лица, хотя законодатель рассматривает вопрос и применения уголовной ответственности  к юридическим лицам. Таким образом, уголовное наказание предусматривает  санкции в виде штрафов до одной  тысячи месячных расчетных показателей, лишение права занимать определенные должности, либо лишение свободы  на срок до восьми лет. Также за данное нарушение предусмотрена санкция  в виде исправительных работ на срок до двух лет. Однако, разграничивая  пределы санкций, предусматривающие  за экологические административные правонарушения, то для физических лиц (должностных лиц) ограничиваются штрафом в размере до тридцати месячных расчетных показателей, а  для юридических лиц устанавливается  ответственность в виде штрафов  в размере до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей. Одним  из моментов разграничения применения уголовной или административной ответственности является субъект  правонарушения, в связи с этим на практике встает проблема определения  субъекта, так как основными правонарушителями  являются как раз не отдельные  физические лица (должностные лица), а различные юридические лица. Таким образом, зачастую на практике происходит «переквалификация» возбужденных уголовных преступлений в административные правонарушения. В связи с изложенным, мы приходим к выводу, что встает необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности юридических лиц в качестве субъектов уголовных преступлений, затрагивающим экологическую безопасность страны. Следовательно, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, виновного лица, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

Обеспечение конституционных  прав и свобод человека и гражданина, гарантированное их соблюдение является основным приоритетом устройства всего  законодательства нашей страны. Поэтому  сегодня существует процесс приведения норм экологического права в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие казахстанской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций  и идей в области охраны окружающей среды. Свидетельством чему является большое  количество нормативно-правовых актов, различных государственных органов  обеспечивающих соблюдение экологического законодательства республики. Комплекс различных мер принимаемых в  отношении лиц нарушивших экологическое  законодательство говорит о важности и значительности экономической  безопасности, как части национальной безопасности, так и части конституционных  норм в целом. Помимо этого мы считаем  необходимым увеличение размеров санкций  за экологические правонарушения ввиду  их незначительности для большинства  физических лиц, а также рассмотреть  вопрос уголовной ответственности  юридических лиц по составам экологических  преступлений.

Основные положения  «новой» экологической концепции  Республики Казахстана должны стать  основой для конструктивного  взаимодействия органов государственной  власти, исполнительных органов, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению  комплексного решения проблем сбалансированного  развития экономики и улучшения  состояния окружающей среды. Эти  положения должны явиться базой  для разработки долгосрочной государственной  политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при  соблюдении экологической безопасности общества  
 

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 
 

                                              

                                                    
 
 
 
 
 
 

Реферат

По  дисциплине «основы  права»

Тема: Юридическая ответственность и экологические правонарушения . 
 
 

Выполнила: Сагандыкова С.

231 гр. ГиМУ 

                                                        

Алматы 2011

Информация о работе Экологическое правонарушение и юридическая ответственность