Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:38, курсовая работа
Понятие экстремизма как крайнего политического течения предполагает наличие точки отсчета, от которой оно определяется. Особая трудность в установлении критериев политического экстремизма подстерегает те общества и политические системы, в которых политический центр окончательно не оформился, не стал общепринятым и в известной степени привычным для данного общества. Этот центр может определяться с точки зрения сегодняшней системы, авторитетных систем за рубежом, системы прошлого, некой идеальной модели и т.д.
Введение………………………………………………………………………...2
Экстремизм. Понятие и сущность………………………………………………………….……………..3
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности……....…5
Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования…………………………………………………………….…….6
Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и мире………….……8
Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом……….11
Проблемы привлечения к уголовной ответственности при осуществлении экстремистской деятельности в сетиИнтернет………………………………..13
Молодёжный экстремизм: причины и следствия……………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………...……31
Введение…………………………………………………………
Экстремизм. Понятие
и сущность……………………………………………………
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности……....…5
Отечественное
законодательство о борьбе с экстремизмом
и опыт его использования…………………………………
Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и мире………….……8
Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом……….11
Проблемы привлечения
к уголовной ответственности
при осуществлении
Молодёжный экстремизм:
причины и следствия……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………...……
введение
Понятие
экстремизма как крайнего политического
течения предполагает наличие точки
отсчета, от которой оно определяется.
Особая трудность в установлении
критериев политического
Методологически
видится два основания
Последний
принцип берется в большинстве
случаев в качестве оснований
понимания экстремизма в
Поскольку
само понятие “экстремизм” (возникает
и вопрос о его разграничении
с радикализмом) в политической науке
является дискуссионным, постольку
в реальной практике оно для большего
усиления нередко смешивается с
различного рода насильственными (уголовными)
действиями – терроризмом, участием
в незаконных вооруженных формированиях
и др.
Экстремизм.
Понятие и сущность
В России юридическое
определение того, какие действия
считаются экстремистскими, содержится
в статье 1 Федерального Закона №114-ФЗ«О
противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
насильственное
изменение основ
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование
осуществлению гражданами их избирательных
прав и права на участие в референдуме
или нарушение тайны
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы
к осуществлению указанных
публичное заведомо
ложное обвинение лица, занимающего
государственную должность
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование
указанных деяний либо иное содействие
в их организации, подготовке и осуществлении,
в том числе путём
Ответственность
за осуществление
экстремистской деятельности
За
осуществление экстремистской деятельности
граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства
несут уголовную, административную
и гражданско — правовую ответственность
в установленном
Отечественное
законодательство о
борьбе с экстремизмом
и опыт его использования
В
Конституции Российской Федерации
перечисляется целый ряд
Развитие законодательства в реальной практике шло как по пути раскрытия конституционных положений, так и вытекало из реальной практики конфликтов.
Характерна региональная специфика законодательства по борьбе с экстремизмом. Например, Народное Собрание Республики Дагестан 16 сентября 1999 г. приняло Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", в котором запрещается создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций. Согласно Закону, их деятельность признается противоречащей конституции республики, угрожающей ее территориальной целостности и безопасности. При этом налагается запрет на обучение в отечественных и зарубежных религиозных учебных заведениях без направления и согласия государственного органа по делам религий Республики Дагестан, устанавливается государственный контроль за программами обучения в религиозных республиканских учреждениях.
Наибольшее число претензий и опасений вызывает действующая редакция Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”. Применение отдельных статей закона породило волну его критики, причем правоприменители
Вместе
с тем, тревожные примеры
Формально наиболее уязвимыми с точки зрения закона, становятся средства массовой информации, ученые, религиозные организации, сторонники последних априори считают нормальным превосходство по признаку принадлежности к определенной религии, свою религию и ее последователей лучше другой. Однако пока полноценное применение этого Федерального закона не происходит.
С
нашей точки зрения, требуется
серьезная доработка закона “О противодействии
экстремистской деятельности”, в первую
очередь, в направлении более
четкого и операционального выделения
экстремистских действий, особенно тех,
которые не связаны с насилием.
Иначе создается ситуация, когда
закон в отношении одних может
быть применен, а в отношении других
- не применяться. А если так, то получается,
что именно законодатель создает
двусмысленные ситуации, провоцирующие
правоохранительные органы на самостоятельное
толкование норм закона и принятие
решений по их применению или неприменению.
Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и мире
Обостряются
так называемые межцивилизационные
отношения между государствами
как в борьбе за ресурсы, так и
за более справедливое их перераспределение.
Ослабленность или зависимость
национальных государств приводит к
появлению несистемных
Тенденция утраты веры в возможности государства сделать общество более справедливым отражается и в стремлении предъявить ему счет в виде открытого или пассивного протеста.
Это приводит государство к необходимости защищаться против усиливающегося организованного давления на него и устанавливаемого им социального порядка.
Усиление борьбы с экстремизмом ведется не только с очевидными уголовно наказуемыми действиями – терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий; созданием незаконных вооруженных формирований; осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды (из Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”).
Сегодняшняя борьба с экстремизмом затрагивает гораздо более тонкие сферы, которые не могут трактоваться столь однозначно: подрыв безопасности Российской Федерации; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (все положения взяты из вышеупомянутого Федерального закона).