Экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Понятие экстремизма как крайнего политического течения предполагает наличие точки отсчета, от которой оно определяется. Особая трудность в установлении критериев политического экстремизма подстерегает те общества и политические системы, в которых политический центр окончательно не оформился, не стал общепринятым и в известной степени привычным для данного общества. Этот центр может определяться с точки зрения сегодняшней системы, авторитетных систем за рубежом, системы прошлого, некой идеальной модели и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Экстремизм. Понятие и сущность………………………………………………………….……………..3
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности……....…5
Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования…………………………………………………………….…….6
Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и мире………….……8
Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом……….11
Проблемы привлечения к уголовной ответственности при осуществлении экстремистской деятельности в сетиИнтернет………………………………..13
Молодёжный экстремизм: причины и следствия……………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………...……31

Работа состоит из  1 файл

ВВедение.docx

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Введение………………………………………………………………………...2

Экстремизм. Понятие  и сущность………………………………………………………….……………..3

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности……....…5

Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования…………………………………………………………….…….6

Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и  мире………….……8

Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом……….11

Проблемы привлечения  к уголовной ответственности  при осуществлении экстремистской деятельности в сетиИнтернет………………………………..13

Молодёжный экстремизм: причины и следствия……………………………. 17

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………...……31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение 

     Понятие экстремизма как крайнего политического  течения предполагает наличие точки  отсчета, от которой оно определяется. Особая трудность в установлении критериев политического экстремизма  подстерегает те общества и политические системы, в которых политический центр окончательно не оформился, не стал общепринятым и в известной  степени привычным для данного  общества. Этот центр может определяться с точки зрения сегодняшней системы, авторитетных систем за рубежом, системы  прошлого, некой идеальной модели и т.д.

     Методологически видится два основания определения  политического экстремизма. Первый подход состоит в том, что центр  понимается в качестве существующей сегодня политической системы и  доминирующей политической идеологии, а экстремизм – это те проявления, которые не приемлют именно такой  центр. Второй подход исходит из существования  неприемлемых действий, которые могут  признаваться в качестве экстремистских.

     Последний принцип берется в большинстве  случаев в качестве оснований  понимания экстремизма в законодательстве многих стран, что делает более практическим отделение экстремистской деятельности от оппозиционной. Отечественный закон  “О противодействии экстремистской деятельности” (2002 г.) использует отчасти как первое, так и второе основание, причем второе - более широко.

     Поскольку само понятие “экстремизм” (возникает  и вопрос о его разграничении  с радикализмом) в политической науке  является дискуссионным, постольку  в реальной практике оно для большего усиления нередко смешивается с  различного рода насильственными (уголовными) действиями – терроризмом, участием в незаконных вооруженных формированиях  и др.  

Экстремизм. Понятие и сущность 

В России юридическое  определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона №114-ФЗ«О противодействии экстремистской деятельности». 

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

насильственное  изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной  розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности  человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной  или языковой принадлежности или  отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование  осуществлению гражданами их избирательных  прав и права на участие в референдуме  или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой  его применения;

воспрепятствование  законной деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или  иных организаций, соединенное с  насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е»  части первой статьи 63 Уголовного кодекса  Российской Федерации;

пропаганда и  публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени  смешения;

публичные призывы  к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно  их изготовление или хранение в целях  массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего  государственную должность Российской Федерации или государственную  должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей  статье и являющихся преступлением;

организация и  подготовка указанных деяний, а также  подстрекательство к их осуществлению;

финансирование  указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической  базы, телефонной и иных видов связи  или оказания информационных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответственность за осуществление  экстремистской деятельности 

     За  осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства  несут уголовную, административную и гражданско — правовую ответственность  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке. В  целях обеспечения государственной  и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены  федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может  быть ограничен доступ к государственной  и муниципальной службе, военной  службе по контракту и службе в  правоохранительных органах, а также  к работе в образовательных учреждениях  и занятию частной детективной  и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации  делает публичное заявление, призывающее  к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что  это его личное мнение, а равно  в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора  суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение  либо иная организация обязаны в  течение пяти дней со дня, когда указанное  заявление было сделано, публично заявить  о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие  общественное или религиозное объединение  либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может  рассматриваться как факт, свидетельствующий  о наличии в их деятельности признаков  экстремизма 
 
 
 

Отечественное законодательство о  борьбе с экстремизмом и опыт его использования 
 

     В Конституции Российской Федерации  перечисляется целый ряд противоправных действий, которые могут быть причислены к экстремистским. Это "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ  конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и  религиозной розни" (п.5 ст.13).

     Развитие  законодательства в реальной практике шло как по пути раскрытия конституционных  положений, так и вытекало из реальной практики конфликтов.

     Характерна  региональная специфика законодательства по борьбе с экстремизмом. Например, Народное Собрание Республики Дагестан 16 сентября 1999 г. приняло Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", в котором запрещается создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций. Согласно Закону, их деятельность признается противоречащей конституции республики, угрожающей ее территориальной целостности и безопасности. При этом налагается запрет на обучение в отечественных и зарубежных религиозных учебных заведениях без направления и согласия государственного органа по делам религий Республики Дагестан, устанавливается государственный контроль за программами обучения в религиозных республиканских учреждениях.

     Наибольшее  число претензий и опасений вызывает действующая редакция Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”. Применение отдельных статей закона породило волну его критики, причем правоприменители

     Вместе  с тем, тревожные примеры использования  Федерального закона существуют, так  недавно в Ставропольском крае судили этноконфликтолога В.А.Авксентьева  по обвинению в разжигании межнациональной  розни за приведение в научной  работе примеров мнений отдельных людей. В результате ученый был оправдан.

     Формально наиболее уязвимыми с точки зрения закона, становятся средства массовой информации, ученые, религиозные организации, сторонники последних априори считают  нормальным превосходство по признаку принадлежности к определенной религии, свою религию и ее последователей лучше другой. Однако пока полноценное  применение этого Федерального закона не происходит.

     С нашей точки зрения, требуется  серьезная доработка закона “О противодействии  экстремистской деятельности”, в первую очередь, в направлении более  четкого и операционального выделения  экстремистских действий, особенно тех, которые не связаны с насилием. Иначе создается ситуация, когда  закон в отношении одних может  быть применен, а в отношении других - не применяться. А если так, то получается, что именно законодатель создает  двусмысленные ситуации, провоцирующие  правоохранительные органы на самостоятельное  толкование норм закона и принятие решений по их применению или неприменению.  
 
 
 
 
 
 

Причины усиления борьбы с  экстремизмом в России и мире

     Обостряются так называемые межцивилизационные отношения между государствами  как в борьбе за ресурсы, так и  за более справедливое их перераспределение. Ослабленность или зависимость  национальных государств приводит к  появлению несистемных организаций, готовых добиваться соответственно понимаемой справедливости для своих  народов. Не случайно экстремизм растет среди религиозных, национальных и  в меньшей мере – среди партийно-политических организаций.

     Тенденция утраты веры в возможности государства  сделать общество более справедливым отражается и в стремлении предъявить ему счет в виде открытого или  пассивного протеста.

     Это приводит государство к необходимости  защищаться против усиливающегося организованного  давления на него и устанавливаемого им социального порядка.

     Усиление  борьбы с экстремизмом ведется не только с очевидными уголовно наказуемыми  действиями – терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий; созданием незаконных вооруженных  формирований; осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или  религиозной ненависти либо вражды (из Федерального закона “О противодействии  экстремистской деятельности”).

     Сегодняшняя борьба с экстремизмом затрагивает  гораздо более тонкие сферы, которые  не могут трактоваться столь однозначно: подрыв безопасности Российской Федерации; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также  социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; а равно  по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности  граждан по признаку их отношения  к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (все положения взяты из вышеупомянутого Федерального закона).

Информация о работе Экстремизм