Экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Понятие экстремизма как крайнего политического течения предполагает наличие точки отсчета, от которой оно определяется. Особая трудность в установлении критериев политического экстремизма подстерегает те общества и политические системы, в которых политический центр окончательно не оформился, не стал общепринятым и в известной степени привычным для данного общества. Этот центр может определяться с точки зрения сегодняшней системы, авторитетных систем за рубежом, системы прошлого, некой идеальной модели и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Экстремизм. Понятие и сущность………………………………………………………….……………..3
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности……....…5
Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования…………………………………………………………….…….6
Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и мире………….……8
Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом……….11
Проблемы привлечения к уголовной ответственности при осуществлении экстремистской деятельности в сетиИнтернет………………………………..13
Молодёжный экстремизм: причины и следствия……………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………...……31

Работа состоит из  1 файл

ВВедение.docx

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодежные проблемы можно подразделить на две группы:

• К первой относятся  специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как  общественной группы, ее роли и места  в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов  и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

• Другую важную область социологического анализа  составляют такие проблемы, которые  являются общесоциологическими и в  то же время либо преимущественно  касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое  проявление в молодежной среде (особенности  воспитания молодежи, эффективность  его различных форм, средств и  методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место  в структурах власти и т. д.).

В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с  существенными деформациями условий  и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных  перспектив и неизбежным обострением  противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.

Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего Советского Союза показал, что роль, и значение экстремизма оказались явно недооцененными и это во многом способствовало целой  серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых  были и молодые люди.

У отставленной, таким образом, от «большой жизни» современной  молодежи (которая «выбирает пепси»...) на первых местах в структуре ценностей  оказались благополучие в любви  и семейной жизни, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт, духовно и культурно богатая  жизнь, а политика—лишь на 15-м  месте (последнем месте в анкете).Все  внимательней поглядывает молодежь в сторону развитого Запада и  не очень развитого Востока. И  если бы сейчас представилась возможность  уехать туда насовсем, то уехали бы не 10—12%, как раньше, а, как показал  опрос, уже 32,5%, т. е. каждый третий!

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим  в обществе правилам и нормам поведения  или в отрицании их, можно рассматривать  с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую  природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных  и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского  поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим  состоянием общества и ростом экстремизма  в молодежной среде.

Наблюдения показывают, что процесс социализации молодых  людей идет по двум основным направлениям и прямо зависит от развитости чувства целого, от крепости духа.

У молодежи, воспитанной  в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью  и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь  вторично. При необходимом и достаточном  развитии чувства целого люди этого  типа легче соотносят свое поведение  с осмысленной целостной картиной мира.

Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской  культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого  типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности  обусловливают у них высокую  скорость постижения жизни и наработки  навыков ориентирования в постоянно  меняющемся потоке событий. Резкое неприятие  чуждой формы поведения слишком  часто толкает этих молодых людей  на преступление, так как этика  нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы  не установлены.

На наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается антипедагогика, представленная во множестве направлений: от рок  культуры, порнографии и насилия  до банд неофашистов.

Воздействуя сразу  на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря  чему ловко производится подмена  реальной целостности крепко сработанным  суррогатом.

Возможность и  легкость такой подмены объясняются  не только детской неразвитостью  чувства целого у молодежи, но и  чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда для старшего поколения в большинстве своем  духовность представляется частью культуры и на нее переносятся познанные  рационально закономерности развития последней, т. е. в условиях духовного  невежества учителей и родителей, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом.

Вероятно это  и стало причиной возникновения  и широкого распространения так  называемой «субкультуры».

Элементы как  субкультуры, так и контркультуры  обнаруживаются в культуре современной  молодежи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей  большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует  четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие  деперсонализацию установок. Позиция  отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как  в отношении к социуму, так  и в межгенерационном общении, в  контркультурной направленности молодежного  досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни  общества, образно говоря, в позиции  «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок  минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая  неустойчивость молодых людей умело  используются политическими элитами  в борьбе за власть.

Противопоставление  образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и  дети». Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов  молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общении.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения  приобретает заметные контркультурные  элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера  жизнедеятельности, и от удовлетворенности  им зависит общая удовлетворенность  жизнью молодого человека. Общее образование  для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

Ценности национальной культуры, как классической, так  и народной, вытесняются схематизированными стереотипами—образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей  «американского образа жизни» в его  примитивном и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями  и в определенной степени образцами  для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация  культурных интересов имеет и  более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального  поведения молодых людей и  проявляются в таких чертах социального  поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей  обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями  молодежной субкультуры обусловлено  целым рядом причин, среди которых  наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет  в общем социальном и культурном  пространстве, и поэтому кризис  общества и его основных институтов  не мог не отразиться на  содержании и направленности  молодежной субкультуры.

2. Кризис института  семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и  инициативности ребенка, подростка,  молодого человека как со стороны  родителей, так и педагогов,  всех представителей «взрослого»  мира, не может не привести, с  одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а  с другой—к прагматизму и социальной  неадаптированности (в некоторых  случаях опосредованно)—и к проявлениям  противоправного или экстремистского  характера.

3. Коммерциализация  средств массовой информации, в  какой-то мере и всей художественной  культуры, формирует определенный  «образ» субкультуры не в меньшей  степени, чем основные агенты  социализации—семья и система  образования.

На телевизионном  экране все чаще также демонстрируются  насилие и эротика, особенно в  связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.

С социально-психологической  точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика  вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя  на детей, подростков и молодежь, которые  составляют основную аудиторию кинотеатров  и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы  организации типа Международной  коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения.

В Российском обществе этого пока нет… 

Главным и определяющим в существовании молодёжных экстремистских организаций является идеология. В  этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей  страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии  классического нацизма.

Неонаци́зм —  следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так  называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического  национал-социализма. В современных  условиях может отменяться или немного  искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие  от исходных национал-социалистов, некоторые  неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности).

Лозунги и символика

«Зиг хайль!» (нем. Sieg Heil! — «Да здравствует  победа!» или «Слава победе!») —  лозунг, употреблявшийся на собраниях  и митингах Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Сопровождался  приветственным жестом, совершаемым  поднятой прямой правой рукой, с раскрытой  ладонью (так называемое «римское приветствие»). Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова  в конце своих речей трижды: «Зиг… Хайль! Зиг… Хайль! Зиг… Хайль!», что запечатлено в «Триумфе воли»  и других документальных источниках.

В настоящее  время это приветствие активно  используется неонацистами, в связи  с чем, оно запрещено законом  в Германии и, фактически, попадает под общие запрещения «оскорбительных» выступлений в ряде других стран.

Также от неонацистов  можно часто услышать (или прочитать) приветствие «Heil Hitler!» (в цифровом варианте — 88). Как вариант — 14/88.

14/88. Число 14 означает  четырнадцать слов неонацистского  идеолога Дэвида Лэйна: «We must secure the existence of our people and a future for White children» (в  переводе с английского, «Мы  должны обезопасить существование  нашего народа и будущее для  Белых детей»). Также возможно, что это числовая аббревиатура. Число 88 одновременно является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» стоит в латинском алфавите восьмой, и в тоже время означает 88 заповедей Дэвида Лэйна. В день рождения Гитлера, 20 апреля 1902 — супругами Кюри впервые получен чистый радий — его номер 88.

Информация о работе Экстремизм