Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа
Понятие деяния не раскрывается в уголовном законодательстве, однако традиционно выделяются две формы деяния: преступное действие и преступное бездействие. УК РФ называет эти варианты как альтернативные («Не является преступлением действие (бездействие)...»), в других уголовных кодексах также указывается на возможность совершения преступления путём бездействия (§ 13 УК ФРГ: «Кто, бездействуя, вызывает наступление последствия, предусмотренного составом преступления, подлежит наказанию по этому закону только тогда, когда он юридически был обязан не допускать наступления последствия и если бездействие соответствует выполнению состава преступления путем действия»), либо устанавливается ответственность за преступления, которые можно осуществить только путём совершения бездействия (так, УК Франции 1992 года, не раскрывая понятия «деяние», устанавливает в ст. 223-4 ответственность за оставление без помощи лица, которое не в состоянии себя защитить1.
Введение 2
Развитие профсоюзов 4
Основы создания и деятельности профсоюзов 6
Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ), предусмотренные законодательством. 8
Функции профсоюзов. 10
Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. 12
Заключение. 17
Список литературы: 18
Процесс декриминализации связан с отпадением общественной опасности деяния при сохранении его формальной противоправности. Ситуация, когда некое деяние не причиняет вреда обществу и не осознаётся большинством граждан (в том числе представителями правоохранительных органов) как преступное, также является нестабильной. Привлечение к уголовной ответственности за такое деяние начинает расцениваться как проявление несправедливости, что в конце концов приводит к отмене уголовно-правового запрета.
Процесс криминализации общественно-опасных деяний охватывает несколько стадий: получение и оценку информации о распространенности в стране определенного вида деяний, представляющих общественную опасность; изучение причин их возникновения, основных признаков и социальных последствий; определение перспектив борьбы с ними; наконец, — при принятии решения о целесообразности создать новую уголовно-правовую норму, — разработку проекта нового закона. На каждой из этих стадий принимаются соответствующие решения; желательно, чтобы каждое из них было оптимальным. Для этого необходимо учитывать довольно большое и притом разнообразное число факторов и руководствоваться определенными теоретико-методологическими предпосылками. Эти факторы и предпосылки будут рассмотрены на примере создания моделей новой уголовно-правовой нормы.
Противоречивость требований к норме объективна и в принципе неустранима. В ряде случаев она порождена разноплановыми функциями, которые осуществляет правовая система. Например, уголовное право защищает личность, но вместе с тем оно же и наказывает человека; задача правосудия состоит в том, чтобы обеспечить такое положение, при котором ни один невиновный не будет осужден, но зато и ни один преступник не избежит ответственности. Методы, необходимые для достижения каждой из поставленных целей, различны, а подчас и не вполне совместимы. И тем не менее всем этим требованиям новая норма должна удовлетворять.
В принципе противоречия, возникающие при построении уголовно-правовой нормы, вызваны диалектическими противоречиями, заложенными в криминализации. Данные противоречия имеют несколько уровней и разрешаются по-разному.
Первый уровень противоречий содержится в криминализации как способе реализации методов социального контроля. Так, проблема необходимости использования уголовно-правового запрета и одновременного наличия негативных последствий криминализации при осуществлении социального контроля решается посредством установления оснований криминализации деяний. Если четко следовать юридико-криминологическим основаниям, то криминализированы будут лишь общественно опасные деяния с учетом порождающих их причин и условий при отсутствии возможности воздействия на данные отношения иными мерами. Отрицательного социального эффекта криминализации можно избежать, если учитывать социально-психологические основания криминализации, следование которым практически исключает криминализацию соответствующих требованиям объективных социальных норм деяний, что минимизирует число конфликтов между принятыми в обществе нормами и индивидуальными шкалами оценок. Наконец, необходимость использования уголовной репрессии должна быть также социально-экономически обоснована во избежание как отрицательных экономических результатов криминализации в целом, так и применительно к обеспечению процессуальной осуществимости преследования.
Второй уровень противоречий заложен в системе построения уголовно-правовых норм и структуре институтов уголовного права. Данные противоречия частично можно решить посредством использования различных приемов законодательной техники, воплощенных в системно-правовых принципах криминализации.
Иногда
можно найти решение, удовлетворяющее
обоим противоречивым требованиям,
например путем создания двух или
более взаимосвязанных
Наличие состава преступления является необходимым и достаточным основанием для признания лица виновным и ответственным за содеянное, но отнюдь не достаточным для того, чтобы избрать ему надлежащую меру ответственности. В институте назначения наказания на первое место выступает личность, если главной целью наказания признать исправление правонарушителей. При этом компенсируется односторонность деяния как основания ответственности. Этому же способствует введение в УК РФ института рецидива (ст. 18 УК РФ), в значительной мере влияющего на срок и размер наказания (ст. 68 УК РФ).
В некоторых случаях, однако, противоречивые требования невозможно расчленить, ибо они относятся к одному институту уголовного права. При этом уже не удается найти такое решение, которое одновременно удовлетворяло бы обоим противоположным требованиям. Так, диспозиция уголовно-правовой нормы не может быть одновременно абстрактной и казуистичной, или санкция в одно и то же время строгой и мягкой. Очевидно, решение должно располагаться между этими крайностями: диспозиция должна быть в меру абстрактной, а санкция — в меру строгой. Но какова эта мера? Какие критерии лежат в ее основании? Это и есть вопросы, требующие оптимального решения, то есть построения оптимальной модели криминализации, в максимальной степени разрешающей возникающие противоречия при том, что ни основания, ни системно-правовые принципы криминализации не помогают это сделать. Иными словами, построение оптимальных моделей криминализации способствует разрешению третьего, самого сложного уровня противоречий, возникающих при построении уголовно-правовых норм. При этом используется несколько методов последовательного приближения к оптимальному решению.
Один из них заключается в сокращении числа альтернатив и уменьшении расстояния между крайними позициями. Такое сокращение проще всего произвести посредством отбрасывания явно неприемлемых альтернатив как с одной, так и с другой стороны. Тем самым диапазон для выбора решения существенно сужается, хотя подчас и остается достаточно неопределенным.
Дальнейший подход к выбору оптимального решения предполагает переход от негативных критериев к позитивным, связывающим принимаемое решение с его предполагаемыми социальными и юридическими последствиями. Каковы же критерии выбора оптимального решения, относящегося к криминализации деяния?
Одним из требований к оптимальной модели криминализации является адекватность ее объёма и интенсивности поставленным задачам. Объем криминализации определяется количеством лиц, на которых распространяется действие уголовно-правовой нормы, что зависит от многих факторов, связанных с формулировкой состава преступления (признаки субъективной стороны, наличие специального субъекта и т.п.). Под интенсивностью криминализации понимается сила государственного принуждения, применяемая к нарушителям уголовно-правового запрета.
Необходимая широта криминализации может быть правильно определена лишь с учетом всех признаков состава преступления: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. А к каждому признаку приложены различные критерии, которые сводятся к оценке этих признаков с четырех позиций: соответствия социально-политическим и нравственным ценностям общества, действующей правовой системе, практической применимости будущей нормы, ее экономической целесообразности. Таким образом, задача выбора оптимальной конструкции оказывается довольно сложной.
Критерии
криминализации — обстоятельства,
«характеризующие ... свойства деяния и
подлежащие учету в процессе законотворческой
деятельности с целью создания оптимальных
моделей уголовно-правовых норм». Они
могут относиться к различным
аспектам преступления:
а)
тяжесть последствий и
б) личность преступника,
в)
характеристика потерпевшего.
Здесь возникают многочисленные вопросы, относящиеся практически ко всем признакам состава. Если к каждому деянию приложить определенные критерии оценки, то единого вывода об объеме и интенсивности криминализации и не получится, но «наметится тенденция к выбору более узкой модели построения диспозиции».
Рассмотрение
разных моделей построения диспозиции
и оценка их под углом зрения названных
выше критериев позволяют свести все аргументы
за или против различных вариантов к четырем
группам:
На базе аргументов каждой из этих групп создаются модели будущего закона, которые именуются идеальной, прагматической, сравнительной и исследовательской. При выработке оптимального решения следует учитывать все указанные модели, но основное внимание должно быть уделено исследовательским моделям, поскольку именно они, базируясь на специально проводимых разработках, лишены как чрезмерной заземленности, так и сильной абстрактности.
Данные
идеи имеют чрезвычайно существенное
значение для определения интенсивности
криминализации. Ее варианты, исходящие
из системы ценностей и
Представляется, что санкция должна быть относительно определенной, однако ее пределы установить весьма сложно. Наиболее надежным способом выбора оптимальных размеров санкции новой нормы представляются исследования. Эксперимент в такой ситуации не представляется возможным, но есть и другие методы определения таких размеров.
Во-первых, необходимо установить эффективность применения различных видов и размеров наказаний к лицам, осужденным за схожие преступления. При этом нужно подбирать для изучения тех, кто сходен по социально-демографическим и психологическим характеристикам с предполагаемыми субъектами того преступления, в связи с которым готовится новелла. Такой анализ даст относительное представление о размерах санкций, в той или иной степени приемлемых с точки зрения специального предупреждения и ресоциализации. Однако эти размеры необходимо еще скорректировать с учетом задач общего предупреждения.
Установить направление и пределы такой коррекции можно посредством изучения правосознания двух категорий лиц. Во-первых, нужно исследовать правосознание тех слоев населения, из которых наиболее вероятно появление субъектов соответствующего преступления. Цель такого исследования состоит в определении санкции, угроза которой смогла бы удержать неустойчивых лиц от совершения преступления с тем, чтобы было обеспечено осуществление социального контроля посредством угрозы применения уголовной репрессии. Во-вторых, необходимо проанализировать правосознание оперативных работников, дознавателей, следователей, прокуроров и судей, которые будут применять новый закон. Если они относятся к предлагаемой норме закона более либерально, чем это мыслится по ее исследовательской модели (как в случае с ч. 3 ст. 117 УК РСФСР), то предлагаемая санкция завышена. Потребуются коррективы и в том случае, если юристы-профессионалы сочтут санкцию слишком мягкой. Тем самым принимаются во внимание и профессионально-целевая, и социологическая, и ценностная точки зрения.
Указанная корректировка не должна приводить к отказу от моделей, сложившихся в результате изучения эффективности применения санкций к осужденным за смежные преступления лицам. При этом трудно согласиться с идеей, что «корректировать санкцию исследовательской модели ... следует не путем ее сужения в ту или другую сторону, а только путем расширения ее пределов или (и) добавления других мер наказаний в виде альтернатив, увеличивающих возможности суда по индивидуализации ответственности осужденных». Такая позиция представляется противоречащей методологическому подходу, заключающемуся в необходимости сокращения числа альтернатив и уменьшения расстояния между крайними позициями.
Интенсивность криминализации при практическом применении уголовно-правовой нормы может не оказаться оптимальной. Если она завышена, это проявится в виде регулярного назначения наказаний ниже установленного УК низшего предела. Если занижена, то исправить ошибку невозможно без изменения уголовного закона, что опять приведет в действие систему, необходимую для выработки оптимальных моделей криминализации.
Проблемы, связанные с применением в борьбе с отклоняющимся поведением уголовной репрессии, вызваны противоречиями, заложенными в самой криминализации и ее взаимодействии с социальной реальностью. По итогам данной главы можно сделать вывод, что упомянутые противоречия могут быть разрешены посредством учета рассмотренных в ней факторов. Указанные факторы подразделяются на основания уголовно-правового запрета, являющиеся объективными предпосылками его установления, и системно-правовые принципы криминализации, обеспечивающие логическую стройность и внутреннее соответствие норм законодательства. Следование первым позволяет разрешить противоречия между необходимостью использования криминализации для осуществления социального контроля и возникновением неизбежных негативных последствий в результате ее применения. Соблюдение вторых дает возможность избежать сложностей, связанных с тем, что разные основания криминализации будут диктовать ее различные объем и интенсивность, а также конфликта между отраслями законодательства и собственно нормами уголовного права посредством различных приемов законодательной техники. Наконец, методика создания оптимальных моделей криминализации по мере возможности помогает преодолевать противоречия, которые не могут быть полностью устранены при построении уголовно-правовых норм.26
Информация о работе Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний