Меры противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности в УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить меры противодействия преступности в сфере ВЭД.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнит следующие задачи:
изучить понятие и систему мер противодействия преступности;
рассмотреть уголовно-правовые меры противодействия контрабанде;
изучить уголовно-правовые меры противодействия невозвращению на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;
рассмотеть уголовно-правовые меры противодействия невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте;
изучить уголовно-правовые меры противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей.
Для написания работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, учебная и научная литература по разрабатываемой теме.
Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Содержание

Введение 3
1. Противодействие преступности: понятие и система мер 5
2. Меры противодействия преступности в сфере внешней экономической деятельности 13
2.1. Контрабанда 14
2.2. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран 22
2.3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте 23
2.4. Уклонение от уплаты таможенных платежей 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

12.05.2011 - Курс. Меры продиводействия преступности в сфере ВЭД.docx

— 171.75 Кб (Скачать документ)

     Оценивая позиции ученых-криминологов по поводу понятия «противодействие преступности», можно сделать следующий вывод. Большинство ученых разделяет точку зрения о том, что противодействие преступности – это, в первую очередь, предупредительная деятельность государства и общества, включающая в себя систему мер социально-экономического характера.

     Аналогичной позиции придерживается и отечественный законодатель. Регулируя вопросы противодействия конкретным видам преступной деятельности, он дает понятие противодействия и раскрывает его содержание. Так, например, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

     «а) по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

     б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

     в) минимизации и (или) ликвидации последствий  проявлений терроризма».

     В федеральном законе от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» говорится о том, что «противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц».9

     Раскрывая основные понятия, используемые в федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законодатель определяет противодействие коррупции как «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

     а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

     б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

     в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».10

     В отличие от криминологии в криминалистике понятие «противодействие» рассматривается преимущественно в связи с противодействием расследованию преступлений. Таким образом, ученые-криминалисты позволяют нам увидеть проблему противодействия как бы с обратной стороны, а именно со стороны преступников, противодействующих уголовному преследованию во время расследования преступлений. Предмет науки криминалистики составляют закономерности: механизма преступления; возникновения информации о преступлении и его участниках; собирания, исследования, оценки и использования доказательств, а также основанные на познании этих закономерностей специальные методы и средства судебного исследования и предотвращения преступлений.

     Анализируя существующие в юридической науке точки зрения на понятие «противодействие», мы находим, что преимущественно оно связано либо с преступностью вообще, либо с такими отдельными ее проявлениями, как терроризм, экстремизм, организованная преступность, коррупция, экономическая преступность и т.п. При этом в науке отсутствует единый подход к пониманию этого термина, что обусловлено ограниченностью его словесной конструкции. В свою очередь, это придает ему свойство универсальности. В связи с этим в научной литературе мы можем найти рассуждения о противодействии преступности со стороны общества, государства и правоохранительных органов. Не менее часто в науке обсуждаются вопросы противодействия преступности вышеуказанным институтам. Противодействие может выражаться в осуществлении физических действий, умышленном искажении возложенной функции (в передаче ложной информации), сознательном создании остроконфликтной ситуации, создании помех в осуществлении функций другими лицами (умышленное отвлечение внимания и т.д.). Может иметь место скрытое противодействие, которое внешне не создает помех, острого конфликта и т.д.11

      

 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ  ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ  ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Хорошо  известно, что борьба с преступностью  должна вестись юридически безупречными средствами и методами, в строгом  соответствии с законами, которые  должны быть обоснованными, соответствовать  потребностям общества в правовом регулировании  и надежной правоохране. Успех противодействия  преступлениям в сфере внешнеэкономической  деятельности во многом зависит от качества законов, их соответствия реалиям  жизни и, в первую очередь, от действительной общественной опасности деяний, а  также четкости, ясности, непротиворечивости, «прозрачности» для правоприменителей, отсутствия поводов для неоднозначного толкования, правильного определения квалифицирующих признаков, соразмерности санкций содеянному и т. д.

     Исходя  из этих критериев надлежит признать, что по отдельным составам преступлений могут быть высказаны замечания и предложения, направленные на их совершенствование в соответствии с интересами обеспечения более высокого уровня противодействия преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности уголовно-правовыми средствами. Речь в данном контексте должна идти как об изменениях и дополнениях в текстах действующих законов, так и однозначном их толковании высшей судебной инстанцией страны – Пленумом Верховного Суда РФ.

     Рассмотрим  эти вопросы применительно к  отдельным составам преступлений в  сфере внешнеэкономической деятельности.12

 

2.1. Контрабанда

 

     Ответственность за посягательство на государственные  интересы в сфере внешнеэкономической  деятельности предусмотрена Таможенным и Уголовным кодексами. Таможенный кодекс РФ (ТК РФ), наряду с таможенными  правонарушениями, определяет виды и  содержание преступлений в сфере  таможенного дела, наименование и  конструктивные признаки которых существенно  отличаются от одноименных преступлений, включенных в УК РФ.

     Вопросы уголовной ответственности рассматривает  статья 188 УК РФ. Следует отметить, что положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

     Согласно  пункту 1 статьи 188 УК РФ контрабанда наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

     Согласно пункту 2 статьи 188 УК РФ перемещение через  таможенную границу Российской Федерации  наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.13

     В ч. 3 ст. 188 УК РФ содержатся особо квалифицирующие  признаки контрабанды:

     2) совершение контрабанды должностным  лицом, использующим свое служебное  положение (п. «б»);

     3) применение насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль (п. «в»).

     Необходимо  отметить, что контрабанда, совершенная  должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.14

     Должностным лицом, совершающим контрабанду  с использованием своего служебного положения, следует считать такое  лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие  действия по контролю перемещаемых через  таможенную границу товаров и  давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно – распорядительные или властные полномочия. В соответствии с Таможенным кодексом РФ к таким лицам относятся: начальник таможни и его заместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

     Ими могут быть должностные лица, которые  по долгу службы имеют возможность  пересекать таможенную границу или  осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 188 Таможенного  кодекса от определенных форм таможенного  контроля и пользующиеся этим для  контрабандного перемещения товаров  через таможенную границу.

     Согласно  ст. 188 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного  досмотра личный багаж депутатов  Государственной Думы и Совета Федерации  и членов Правительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

     Для привлечения к ответственности  по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ необходимо, чтобы контрабанда была совершена лицом с использованием только служебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

     В данном случае понятия «должностное лицо» и «служебные полномочия» должны находиться в прямой зависимости друг от друга. Например, при осуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует свое служебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещать отдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.

       Должностное лицо – представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РФ предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 33, 188 УК РФ) и за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

     В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии применения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.

     Под применением насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое  насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.

     Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда  здоровью (ч.1, 2 ст.111 УК).

       Однако убийство и причинение  тяжкого вреда здоровью при  отягчающих обстоятельствах составом  данного преступления не охватываются  и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 105 (ч. ч. 3, 4 ст. 111) и ч. 3 ст. 188 УК РФ.

     Наиболее  опасной формой контрабанды считается  контрабанда, совершенная организованной группой. Преступление признается совершенным  организованной группой, если оно совершено  устойчивой группой лиц, заранее  объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 35 УК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

     Как мы уже отметили ранее, ст.188 УК РФ содержит квалифицированные и особо квалифицированные  виды контрабанды, где предусмотрена  повышенная уголовная ответственность  для должностных лиц и участников организованной группы.

     Деяния, предусмотренные часть 3 статьи 188 УК РФ наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового. В том случае, если они совершены  организованной группой, то подобные деяния наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Информация о работе Меры противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности в УК РФ