Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Для решения этой цели в курсовой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовую помощь по уголовным делам ;
- изучить Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступ-ностью по линии Интерпола и Европола, в сфере борьбы с преступностью по линии ООН, в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ;

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Правовая помощь по уголовным делам 6
Раздел 2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии Интерпола и Европола 8
Раздел 3. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии ООН 11
Раздел 4. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ 14
Раздел 5. Роль прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве 18
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

международное.docx

— 48.72 Кб (Скачать документ)

     Питкина 
 
 

     Международное сотрудничество в сфере борьбы с  преступностью 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение           3

      Раздел 1. Правовая помощь по уголовным делам             6

      Раздел  2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии Интерпола и Европола     8

     Раздел  3. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии ООН               11

     Раздел 4. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ               14

     Раздел 5. Роль прокуратуры Российской Федерации  в международном сотрудничестве                  18

     Заключение                 26

     Список  используемой литературы              28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Рост  преступности и ее интернационализация  сделали борьбу с ней одной  из главных социальных проблем и  обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. Регулирование  взаимодействия международного и внутреннего  права в этой деликатной сфере  в значительной мере осуществляется при помощи более мягких средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные стандарты. В их разработке важная роль принадлежит  Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Принимаемые Конгрессом документы  подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что придает им дополнительный авторитет. В результате сложился целый  свод такого рода стандартов, охватывающий практически все аспекты рассматриваемой  области.

     Начало  новому подходу было положено IV Конгрессом (1970 г.). Принятая им декларация содержала основы широкого, социального подхода. Указывалось на необходимость эффективных мер по координации и интенсификации деятельности по предупреждению преступности в общем контексте экономического и социального развития, которое определяется каждым государством. Профилактика преступности должна стать частью программы социально-экономического развития каждой страны. Эти положения были подтверждены Генеральной Ассамблеей в 1980 г. Ассамблея указывает на необходимость реформ уголовного права с тем, чтобы "не отставать" от развития преступности, а также от совершенствования в этих целях международного сотрудничества.

     Особое  внимание уделяется борьбе с организованной преступностью, которая стала серьезной  угрозой миру во многих странах. Этой проблеме был посвящен VIII Конгресс (1990 г.). Он одобрил Основные направления в предупреждении и контроле за организованной преступностью. О детальности стандартов говорит уже то, что они содержатся в 24 рекомендациях, касающихся как внутренней деятельности, так и международного сотрудничества.

     Речь  идет о стратегии профилактики, развитии уголовного законодательства, усилении органов правопорядка. В международном  плане предусмотрены разработка типового законодательства, создание международного банка данных, а также  меры по усилению защиты законного  финансового рынка от незаконно  обретенного капитала.

     Были  приняты образцы типовых договоров  относительно сотрудничества в борьбе с международной, или, как в них  говорится, транснациональной преступностью.

     Второе  главное направление - борьба с терроризмом. Государства призывались к достижению большего единообразия законов об уголовной  юрисдикции, а также к заключению договоров о выдаче. Рекомендована  разработка конвенции о защите особо  опасных объектов, таких как гидростанции и АЭС. Среди других мер предусмотрены  усиление контроля за оружием и взрывчаткой, защита судебного и полицейского персонала, а также пострадавших и свидетелей.

     Правам  потерпевших лиц уделяется значительное внимание, в частности обеспечению  права на реституцию и компенсацию. Второй категорией лиц в этом плане  являются заключенные. В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла специальную Резолюцию "Основные принципы обращения с заключенными". Все заключенные сохраняют основные права и свободы человека, за исключением свободы передвижения. С ними следует обращаться с уважением, без какой-либо дискриминации.

     Учитывая  отрицательные моменты исключения осужденных из жизни общества, Генеральная  Ассамблея в 1990 г. приняла Резолюцию о минимальных стандартных правилах ООН о мерах, не связанных с лишением свободы. Заключение следует рассматривать как крайнее средство и поощрять меры, не связанные с ним. Был одобрен типовой договор о передаче надзора за условно освобожденными. В его основу легло положение о том, что надзор за преступником в государстве его гражданства способствует лучшей социальной реинтеграции. Из сказанного видно, сколь серьезное внимание уделяется совершенствованию пенитенциарного права1.

     Следующее направление - совершенствование деятельности органов правосудия и правоохранительных органов. В 1979 г. Генеральная Ассамблея приняла Кодекс поведения должностных лиц правоохранительных органов. Подчеркивалось, что характер функций органов правопорядка оказывает прямое влияние на качество жизни людей и общества. Одновременно указывалось на широкие возможности злоупотреблений со стороны этих органов. Те, кто непосредственно осуществляет полицейскую власть, должны уважать и защищать человеческое достоинство и отстаивать права человека для всех. Сила может применяться только в случае абсолютной необходимости. Последнему вопросу посвящена специальная Резолюция Генеральной Ассамблеи 1990 г.

     Цель  данной курсовой работы – изучить  международное сотрудничество в  сфере борьбы с преступностью. Для  решения этой цели в курсовой поставлены следующие задачи:

      - рассмотреть правовую помощь по уголовным делам ;

        - изучить Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступ-ностью по линии Интерпола и Европола, в сфере борьбы с преступностью по линии ООН, в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ;

      - проанализировать Роль прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве.           
 
 

 

      Раздел 1. Правовая помощь по уголовным  делам 

     Основная  масса договоров о правовой помощи носит двусторонний или групповой  характер. Вместе с тем повышение  значения сотрудничества в этой области  привлекло к ним внимание и  ООН. В 1990 г. Генеральная Ассамблея одобрила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам. Основное внимание уделено отказу от оказания помощи, содержанию и исполнению запроса, сохранению тайны, получению документов, доступу к лицам, находящимся в заключении, и к другим лицам в целях получения доказательств, предоставлению документов, обыску и задержанию.

     В оказании помощи может быть отказано, в частности, если запрашиваемое  государство полагает, что это  нанесет ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку  или иным важным интересам общества; если помощь несовместима с его законами; если совершенное деяние является преступлением  лишь по военному праву. Определены гарантии безопасности для лиц, предоставляющих  информацию или документы. В целом  типовой договор направлен на расширение взаимной помощи государств по уголовным делам2.

     В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла также типовой договор о передаче уголовного преследования. Главная область применения - случаи, когда обвиняемый возвратился в государство своего гражданства и выдача его невозможна, поскольку не допускается законом. В таких случаях может иметь место передача уголовного преследования государству гражданства обвиняемого, разумеется, при условии, что деяние считается преступным в обоих государствах (принцип двойной криминальности, двойной преступности деяния). Запрашиваемое государство может отказать в просьбе о преследовании, если подозреваемое лицо не является его гражданином или постоянно в нем не проживает; если деяние является преступным только по военному праву; если преступление связано с налогами, акцизами, таможенными или валютными правилами и, наконец, если деяние рассматривается запрашиваемым государством как политическое преступление.

     Стала весьма актуальной проблема лиц, содержащихся в заключении за рубежом. Ей посвящено  Типовое соглашение о передаче иностранных  заключенных, одобренное Генеральной  Ассамблеей в 1985 г. В Соглашении отмечается, что цель социальной реабилитации преступников может быть скорее достигнута, если дать им возможность отбывать наказание в своих странах3. 

 

      Раздел 2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии Интерпола и Европола 

     Интерпол - официальное сокращенное наименование Международной организации уголовной  полиции, штаб-квартира которой находится  во Франции, в г. Лионе4. Участвуют в ней практически все страны. СССР стал членом в 1990 г. Россия обрела членство в порядке правопреемства. Свое членство оформили и другие бывшие советские республики. Ныне действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.

     Целями  Интерпола являются:

     а) обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции  в рамках внутреннего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

     б) создание и развитие учреждений, которые  могут способствовать предупреждению уголовной (в отличие от политической) преступности и борьбе с ней.

     При этом подчеркивается, что речь идет прежде всего о международной  преступности. Здесь мы сталкиваемся со специфическим понятием международного преступления. Оно не включает такие  преступления, как преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Речь идет лишь об общеуголовных преступлениях, включая  и некоторые конвенционные.

     Принципами  Интерпола являются уважение законодательства государств и международного права, недопустимость вмешательства в  деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

     Главными  органами являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный  секретариат. В своей деятельности Интерпол опирается на Национальные центральные бюро (НЦБ), создаваемые в участвующих странах.

     Интерпол  собирает и систематизирует уголовно-розыскную  и иную криминалистическую информацию; участвует в международном розыске; снабжает информацией национальные полицейские службы. Основные направления  деятельности:

     - борьба с преступлениями против  личности и собственности;

     - борьба с организованной преступностью  и терроризмом;

     - борьба с незаконной торговлей  оружием, наркотиками, драгоценными  металлами и камнями;

     - борьба с торговлей людьми, проституцией;

     - борьба с преступлениями сексуального  и иного характера в отношении  несовершеннолетних;

     - борьба с мошенничеством и  фальшивомонетничеством;

     - борьба с преступлениями в  сфере экономики и кредитно-финансовой  области.

     Информационная  деятельность Интерпола включает рассылку розыскных карт, содержащих установочные данные, описывающих внешность, содержащих фотографии, отпечатки пальцев лиц, находящихся в розыске. Рассылаются  также карты-уведомления, содержащие сведения о международных преступниках, а также карты на лиц, пропавших  без вести, и карты на неопознанный труп, карты похищенной собственности. Рассылается информация о новых  и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений.

     НЦБ помимо связей с Генеральным секретариатом  Интерпола поддерживают связи с  НЦБ других стран, а также с  различными учреждениями своей страны.

     В России НЦБ функционирует в соответствии с Положением о нем5. Учреждено оно в системе МВД. Его начальник назначается и освобождается министром. Основная задача НЦБ - обеспечение взаимодействия органов внутренних дел РФ с аналогичными органами других государств в борьбе с преступностью, в обеспечении соблюдения отечественного законодательства и общепринятых прав и свобод человека. В стране НЦБ поддерживает связь с такими органами, как прокуратура, таможенная и иммиграционная службы.

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью