Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Для решения этой цели в курсовой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовую помощь по уголовным делам ;
- изучить Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступ-ностью по линии Интерпола и Европола, в сфере борьбы с преступностью по линии ООН, в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ;

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Правовая помощь по уголовным делам 6
Раздел 2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии Интерпола и Европола 8
Раздел 3. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии ООН 11
Раздел 4. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ 14
Раздел 5. Роль прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве 18
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

международное.docx

— 48.72 Кб (Скачать документ)

     Целесообразно уточнить, что субъект международно-правовой деятельности российской прокуратуры - Генеральная прокуратура РФ. Согласно Приказу Генерального прокурора  от 12 марта 2009 г. N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур участвуют в выполнении такой работы исключительно через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами и законодательством РФ (пп. 4.2).

     Международно-правовое сотрудничество российская прокуратура  направляет на объединение усилий государств по противодействию преступности, оказание ими содействия друг другу в раскрытии  и расследовании преступлений, изобличение  совершивших преступления лиц, вынесение  в отношении них справедливого  приговора, исполнение решений судов, возмещение вреда потерпевшим независимо от различий национального законодательства и правоприменительной практики государств.

     Закон о прокуратуре формами международно-правового  сотрудничества определил участие  в разработке международных договоров  РФ путем сотрудничества с уполномоченными  органами иностранных государств, международными организациями и взаимодействия с иными отечественными государственными органами, а также заключение межведомственных соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (ст. 2).

     Заметим, что Генеральная прокуратура  РФ не только участвует в международном  правотворчестве других органов  государственной власти РФ, но и  непосредственно создает в пределах своего ведения совместно с компетентными  органами других государств нормы международного права. Причем осуществление международно-правовых полномочий Генеральной прокуратурой РФ не требует обязательного согласования планируемых мероприятий с иными  государственными органами. Вместе с  тем она вправе обращаться к другим органам российского государства  с предложением о совместном выполнении международно-правовой деятельности.

     В перечень форм международно-правового  сотрудничества Генеральной прокуратуры  РФ входит также изучение зарубежного  законодательства и правоприменительной  практики, проведение сравнительного анализа российского и иностранного законодательства в сфере борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека, консультирование по правовым вопросам, обмен информацией, в том числе нормативно-правового характера, проведение научных и научно-практических мероприятий.

     Генеральная прокуратура РФ выполняет указанную  деятельность в пределах своей компетенции. Вместе с тем ФЗ от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрена возможность признания Генеральной прокуратуры РФ уполномоченной организацией (компетентным органом) международно-правового сотрудничества. Примером может служить ФЗ от 22 апреля 2004 г. "О компетентном органе Российской Федерации по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения".

     Согласно ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" такие правовые акты могут носить межгосударственный, межправительственный и межведомственный характер.

     К международным договорам РФ межведомственного  характера относятся в том  числе соглашения о правовой помощи и борьбе с преступностью Генеральной  прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями. В Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН 56/589 от 12 декабря 2001 г. отмечается, что в соответствии с международным правом действия государственного органа, независимо от его функций, воспринимаются как деяния государства. Поэтому международные договоры межведомственного характера заключаются с учетом межгосударственных договоров и в пределах компетенции прокуратуры.

     В решении коллегии Генеральной прокуратуры  РФ от 25 февраля 2009 г. "Об итогах работы органов прокуратуры за 2008 год и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка" поставлена задача дальнейшего совершенствования и расширения договорно-правовой базы деятельности органов прокуратуры (п. 13).

     Заключаемые Генеральной прокуратурой РФ международные  соглашения регулируют специальные  вопросы взаимодействия. Предметом  таких договоров служат оказание правовой помощи и сотрудничество в  борьбе с преступностью, а также  выполнение связанных с этим образовательных, социальных и иных мероприятий. Нужно  добавить, что нормы международных  договоров, заключаемых Генеральной  прокуратурой РФ, как правило, конкретизируют межгосударственные договоры, устанавливают  права и обязанности сторон в  рамках требований региональных и универсальных  международно-правовых актов.

     Участие прокуратуры в формировании международной  составляющей правовой системы РФ подкреплено  надлежащим организационным обеспечением. Приказом Генеральной прокуратуры  РФ "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры  Российской Федерации" на Главное  управление международно-правового  сотрудничества Генеральной прокуратуры  РФ возложено участие в разработке проектов международных договоров  РФ, координация международного сотрудничества органов российской прокуратуры, непосредственное взаимодействие с компетентными  органами иностранных государств и  международными организациями, подготовка предложений об участии Генеральной  прокуратуры РФ в мероприятиях международного характера, регулярное обобщение и  анализ практики и эффективности  работы прокуратуры в сфере международного сотрудничества (пп. 2.2 - 2.4, 2.6). В свою очередь, управление международного права этого Главного управления Генеральной прокуратуры РФ участвует в подготовке международных договоров, готовит проекты соглашений о правовой помощи и борьбе с преступностью, разрабатывает предложения по совершенствованию этой работы, координирует с другими подразделениями центрального аппарата и Академией Генеральной прокуратуры РФ подготовку предложений об основных направлениях международно-правовой политики прокуратуры и участвует в выполнении намеченных мероприятий, осуществляет консультирование по вопросам международного права. Иные подразделения Генеральной прокуратуры РФ по результатам практики международного сотрудничества готовят и вносят ее руководству предложения о совершенствовании законодательства и заключении международных договоров (пп. 1.4).

     Большое внимание проблемам международно-правового  сотрудничества уделяется в Академии Генеральной прокуратуры РФ. Согласно Приказу Генерального прокурора  РФ "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры  Российской Федерации" Академия во взаимодействии с подразделениями  Генеральной прокуратуры участвует  в планировании и осуществлении  указанной деятельности, изучении законодательства и правоприменительной практики других государств, проведении сравнительного анализа российского и зарубежного  законодательства в сферах борьбы с  преступностью, защиты прав и свобод человека (п. 7).

     Международно-правовое сотрудничество прокуратуры РФ осуществляется также в рамках Координационного совета генеральных прокуроров Содружества  Независимых Государств. В соответствии с Положением об этой международной  организации, утвержденным решением Совета глав государств - участников СНГ15, в число основных задач Координационного совета входят разработка предложений по сближению национального законодательства и участие в развитии договорно-правовой базы взаимодействия государств Содружества. Для организации работы Координационного совета образован его постоянно действующий исполнительный орган - Секретариат, включающий представителей прокуратур стран - участниц СНГ.

     По  инициативе Генеральной прокуратуры  РФ создана Международная ассоциация прокуроров, обеспечивающая сотрудничество и в сфере правотворчества. Члены  этой организации - прокуратуры, национальные объединения прокуроров, научные  и образовательные учреждения, а  также прокуроры разных государств. Индивидуальный член объединения - Генеральный  прокурор РФ. На ежегодной конференции  Ассоциации решаются наиболее важные вопросы взаимодействия, включая  правотворческую деятельность16.

     Международно-правовая деятельность Генеральной прокуратуры  РФ осуществляется также в рамках ООН, Совета Европы, Европейского союза  и других международных организаций.

     Активное  участие российской прокуратуры  в международно-правовом сотрудничестве приносит весомые плоды. В последние  годы Генеральной прокуратурой РФ совместно  с ее Академией подготовлены заключения, например, по соглашениям о выдаче с Австралией, Аргентиной, Венесуэлой, Руандой, Колумбией, Израилем, Ливией, Марокко, ФРГ, о правовой помощи по уголовным  делам с Австралией, Алжиром, Аргентиной, Гонконгом, Вьетнамом, Колумбией, Ливией, Пакистаном, Шри-Ланкой, Японией и  о передаче для отбывания наказания  лиц, осужденных к лишению свободы, с Аргентиной, Венесуэлой, Колумбией, Пакистаном.

     В то же время Генеральная прокуратура  РФ приняла участие в разработке проектов договоров о сотрудничестве между РФ и Евроюстом, о правовой помощи по уголовным делам с Австралией, Японией и Специальным административным районом Гонконг Китайской Народной Республики, о выдаче - с Австралией, Аргентиной, Марокко, о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, - с  Алжиром и Колумбией.

     Генеральная прокуратура РФ участвовала также  в подготовке проекта Конвенции  Совета Европы о борьбе с подделкой  лекарственных средств.

     Наряду  с этим подготовлены и подписаны  межведомственные соглашения с генеральными прокуратурами Абхазии, Аргентины, Венгрии, Дании, Латвии, Словакии, Южной  Осетии, прокуратурой Болгарии, министерствами юстиции Германии, Польши. Разработаны  проекты соглашений о сотрудничестве с генеральными прокуратурами Азербайджана, Испании, Эквадора и министерством  юстиции Франции.

     Представители Генеральной прокуратуры РФ приняли  участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров, на котором принято заключение о  роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы.

     Генеральная прокуратура РФ участвовала в  заседаниях Комитета экспертов Совета Европы по действию европейских конвенций  о сотрудничестве по уголовным делам. В результате подготовлен проект Третьего дополнительного протокола  к Европейской конвенции о  выдаче 1957 г., а также принято участие в 57-м пленарном заседании Европейского комитета по проблемам преступности, на котором обсуждались вопросы совершенствования названной Конвенции.

     Международно-правовая деятельность российской прокуратуры  носит долгосрочный характер. Так, в  соответствии с Программой сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров на 2008 - 2010 гг. предстоит  внести изменения и дополнения в  Модельный закон "О борьбе с  терроризмом", Модельный уголовно-процессуальный кодекс для стран - участниц СНГ по вопросам борьбы с терроризмом. В  число задач, поставленных в Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008 - 2010 гг., включены подготовка договоров стран-участниц о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, порядке осуществления  межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от дознания и предварительного следствия, уклоняющихся от исполнения назначенного судом наказания и  без вести пропавших, соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в борьбе с коррупцией, о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп, об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью, протокола о механизме передачи компетентными органами стран - участниц СНГ наркотических средств, огнестрельного оружия и боеприпасов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, концепции сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.

     В целях совершенствования и согласования национального законодательства названной  Программой предусмотрены также  участие Генеральной прокуратуры  РФ в подготовке Модельного закона "О противодействии коррупции", продолжение выполнения мероприятий  по приведению законодательства стран - участниц СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров в соответствие с  основными международными договорами, в осуществлении инвентаризации договорно-правовой базы и внесении предложений по ее совершенствованию, а также в выполнении анализа  национального законодательства в  сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров для  выработки рекомендаций по его дальнейшему  развитию17.

     Изложенное  позволяет сделать вывод о  важной роли международно-правового  сотрудничества прокуратуры в механизме  формирования правовой системы РФ. 
 
 
 

 

      Заключение 

     Борьба  с организованной преступностью  требует объединения усилий всех государств, поэтому международное  сотрудничество правоохранительных органов  является одним из важнейших вопросов права.

     Международное сотрудничество в борьбе с преступностью  является важным направлением уголовной  политики, разрабатываемым и реализуемым  на глобальном, региональном и национальном уровнях. Борьба с организованной преступностью  в данном случае рассматривается  как часть целого правового явления  и заслуживает самого пристального внимания.

     В международных отношениях правоохранительных органов России и зарубежных стран  используются различные формы взаимодействия, в том числе: 1) обмен информацией; 2) выдача преступника (экстрадиция); 3) международный розыск лиц; 4) выполнение поручений по запросам; 5) проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий.

     Особое  значение для России имеет сотрудничество с государствами - участниками Содружества  Независимых Государств. Положительную  динамику развития и совершенствования  международного сотрудничества можно  проиллюстрировать следующими цифрами.

     Правоохранительные  органы все чаще прибегают к использованию  возможностей Интерпола для осуществления  своих функций, что, в свою очередь, повышает эффективность его деятельности по реализации функции обмена информацией  между правоохранительными органами взаимодействующих государств. Международные уведомления Интерпола имеют немаловажное значение в повседневной деятельности организации по реализации этой функции, а именно: при розыске преступников и без вести пропавших лиц, обмене оперативной информацией в отношении членов преступных группировок, идентификации неопознанных трупов, а также информировании правоохранительных органов государств-членов об угрозах террористических актов. Механизмы деятельности Интерпола развиваются и реагируют на совершенствование методов и способов совершения преступлений, в частности терроризма. С этим связано и введение организацией в течение последних трех лет двух новых международных уведомлений, которые главным образом связаны с противодействием мирового сообщества деятельности террористических организаций.

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью