Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Для решения этой цели в курсовой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовую помощь по уголовным делам ;
- изучить Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступ-ностью по линии Интерпола и Европола, в сфере борьбы с преступностью по линии ООН, в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ;

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Правовая помощь по уголовным делам 6
Раздел 2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии Интерпола и Европола 8
Раздел 3. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии ООН 11
Раздел 4. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ 14
Раздел 5. Роль прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве 18
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

международное.docx

— 48.72 Кб (Скачать документ)

     НЦБ направляет Генеральному секретарю  Интерпола и другим НЦБ просьбы  о предоставлении данных о преступлениях  и преступниках, а также принимает  от них аналогичные просьбы и  организует их исполнение. НЦБ информирует  правоохранительные органы не только Российской Федерации, но и стран  СНГ о требованиях и условиях международного сотрудничества в борьбе с преступностью, о практике взаимодействия в этой области.

     В нашей стране, как и в некоторых  других странах, связи органов МВД  с органами других стран осуществляются через НЦБ. Для регулирования  таких связей Интерпол рекомендует  заключение специальных соглашений. Типовое соглашение такого рода одобрено Интерполом. 

 

      Раздел 3. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии ООН 

     На  протяжении последних лет международным  сообществом разработан и открыт для подписания ряд международных  договоров, регламентирующих вопросы  международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Наряду с правовым регулированием традиционных правовых институтов, таких как выдача и  взаимная правовая помощь по уголовным  делам, в этих документах заложены международно-правовые основы новых направлений сотрудничества в этой сфере. Одним из них являются совместные (международные) расследования. Главенствующая роль в формировании правового регулирования этого  правового института принадлежит  Организации Объединенных Наций, документы  которой рассматриваются в настоящей  статье.

     Анализ  международно-правовых документов и  практики показывает, что главенствующая роль в формировании общепризнанных стандартов в области совершенствования  уголовного правосудия принадлежит  Организации Объединенных Наций, которая  на протяжении более 40 лет уделяет  самое пристальное внимание проблематике повышения эффективности уголовного правосудия.

     Прежде  всего ООН вырабатывает стратегию  совершенствования международного сотрудничества в сфере борьбы с  преступностью как одного из факторов, оказывающих существенное влияние  на уголовное правосудие. По нашему мнению, одним из основополагающих документов по этим вопросам стала  Декларация IV Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, принятая в августе 1970 г. в г. Киото (Япония). Хотя она и не содержит каких-либо конкретных предписаний и норм, применимых к уголовно-процессуальным правоотношениям, ее значение состоит в провозглашении рекомендации о необходимости "предоставить высокий приоритет укреплению международного сотрудничества в области предупреждения преступности"6.

     15 декабря 1980 г. Резолюцией 35/171 Генеральной Ассамблеи ООН одобрена Каракасская декларация, принятая VI Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракас, 1980), провозгласившая руководящие принципы уголовного правосудия. Среди них провозглашена необходимость пересмотра традиционных стратегий борьбы с преступностью.

     29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/32 Генеральная Ассамблея ООН одобрила Миланский план действий, утвержденный VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В Резолюции отмечается, что Миланский план действий - полезное и эффективное средство укрепления международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. В Плане выдвинут ряд рекомендаций по совершенствованию правового регулирования процесса отправления правосудия, отмечена необходимость совершенствования путей и средств сотрудничества при расследовании уголовных дел, разработки новых механизмов такого сотрудничества.

     Идеи, заложенные в Каракасской декларации и Миланском плане действий, по нашему мнению, послужили отправной  точкой и положили начало разработке и правовому регулированию ряда новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, одно из которых  может быть обозначено как институт совместных расследований (joint investigation).

     Деятельность  ООН по дальнейшему повышению  эффективности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства находится в постоянном развитии. Эволюция особенно заметна при сопоставлении  документов о совместных расследованиях, принятых в то время, когда проблема только начала привлекать к себе внимание, и документов последних лет. Так, если на ранних этапах международно-правовые и другие документы ООН главным образом ограничивались лишь констатацией проблемы, то в настоящее время прослеживается тенденция к выработке конкретных мер и механизмов реализации совместных расследований7.

     Более того, анализ приведенных документов свидетельствует, что ныне в документах ООН содержатся все основные элементы, характеризующие совместные (международные) расследования как новый правовой институт. Так, из их содержания усматриваются  его правовая природа (межгосударственное сотрудничество при расследовании преступлений), правовая регламентация (нормами международного и национального права), содержание (совместная деятельность представителей компетентных органов различных государств по собиранию доказательств) и цель (использование совместно собранных доказательств в уголовном судопроизводстве и решение иных его задач).

     Изложенное  требует имплементации в российское уголовно-процессуальное законодательство норм совместных (международных) расследований, что позволит активно применять  эту новую перспективную форму  в международном сотрудничестве органов предварительного следствия8. 

 

     Раздел 4. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью по линии СНГ 

     России  достался в наследство от СССР ряд  соглашений о правовой помощи. С  особой остротой встала проблема правовой помощи во взаимоотношениях с ближним  зарубежьем. Возникший правовой вакуум здесь был нетерпим, поскольку  особенно тесные связи нуждались  в регулировании, а борьба с общей  преступностью требовала активного  сотрудничества.

     От  СССР Россия унаследовала и правовой механизм регулирования правовой помощи. Его особенность состоит в  отсутствии посвященного этому законодательства. В результате международные договоры являются основным источником необходимых  норм, осуществляя и функции, которые  должно было бы выполнять внутреннее право. Все это диктовало необходимость  скорейшего заключения договоров о  правовой помощи. В силу особой взаимосвязанности  стран СНГ, а также близости их правовых систем оптимальный выход  виделся в заключении многосторонней конвенции о правовой помощи.

     В 1993 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам была подписана Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной. Конвенция определила порядок сношений по вопросам правовой помощи. Традиционно они осуществляются через центральные учреждения юстиции. Напомним что в прошлом такого рода сношения осуществлялись через дипломатические каналы. Центральные органы юстиции стали конвенционными органами внешних сношений. Конвенция предусматривает также возможность допроса собственных граждан через дипломатические представительства и консульские учреждения (ст. 12) - положение, не очень распространенное в международной практике.

     Сношения  по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права  граждан и требующих санкции  прокурора, осуществляются на уровне генеральных  прокуроров (ст. 80).

     Объем правовой помощи определен довольно широко. Предусмотрено выполнение процессуальных и иных действий, в частности проведение обысков, изъятия, выдача вещественных доказательств, экспертиза, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждение  уголовного преследования, розыск и  выдача лиц, совершивших преступления. Выполнению подлежат лишь действия, предусмотренные  законодательством запрашиваемой  стороны. Думается, что соответствующие  действия должны быть предусмотрены  и законодательством запрашивающей  стороны9.

     При исполнении поручений применяется  право запрашиваемой стороны. По просьбе запрашивающего учреждения могут быть применены и процессуальные нормы его государства. Здесь  мы видим один из редких случаев  экстратерриториального применения уголовно-процессуального  права10.

     Важное  значение имеют положения о гарантии неприкосновенности свидетелей, потерпевших, экспертов при их вызове в другую страну. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяния, совершенные до пересечения  границы, даже если они являются гражданами вызвавшего их государства.

     Просьба об оказании помощи может быть отклонена, если ее оказание способно нанести  ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемой стороны либо противоречит ее законодательству.

     Каждая  сторона обязана осуществлять уголовное  преследование собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающей стороны (ст. 72). Согласно этому положению гражданин России, подозреваемый в совершении преступления в Казахстане, будет привлечен к уголовной ответственности по законам РФ. Это довольно редкий случай экстратерриториального действия уголовного права. Причем соответствующее деяние должно квалифицироваться как преступное и по законам запрашивающей стороны. Думается, что если закон запрашивающей стороны предусматривает более мягкую санкцию, чем закон запрашиваемой стороны, то это должно быть учтено судом. После вступления в силу приговора по такого рода делу запрашивающая сторона уже не может возбудить дело по тому же деянию (принцип "никто не может быть судим дважды за одно и то же").

     Следует отметить весьма неудачную формулировку ст. 76, согласно которой каждая из сторон при рассмотрении уголовных дел судами "учитывает предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли". Очевидно, речь идет лишь о сторонах, участвующих в отношениях по правовой помощи по данному делу. Думается также, что учет отягчающих обстоятельств не вполне соответствует общим принципам права.

     При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, подсудных двум или нескольким сторонам, все они рассматриваются судом  стороны, на территории которой закончено  предварительное расследование, и  по ее законам.

     Значительное  место в Конвенции отведено основному виду правовой помощи - выдаче. Но об этом - в следующем разделе, в контексте международной практики. Заключенные Россией двусторонние договоры о правовой помощи со странами СНГ, в принципе, не отличаются от многосторонней Конвенции.

     Конвенция предусматривает довольно широкий объем правовой помощи по уголовным делам. Заключаемые Россией договоры с государствами за пределами СНГ обычно предусматривают меньший объем. Так, в феврале 1996 г. вступило в силу Соглашение с Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам. Объем помощи определен так: помощь оказывается в связи с расследованием, уголовным преследованием и предупреждением преступлений, да и то лишь в отношении преступлений, указанных в приложении11. 

 

      Раздел 5. Роль прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве 

     Формирование  в России правового государства  включает взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере правотворчества. При этом обеспечивается сочетание  международного и национального  права, создаются условия, которые  не допускают разрыва между этими  правовыми системами12.

     По  мере развития международного сотрудничества в специальных областях увеличивается  количество соглашений между соответствующими органами различных государств, что  является характерной чертой современных  международных отношений13.

     Большую роль в осуществлении указанной  деятельности играет прокуратура. Законом  о прокуратуре международное  сотрудничество отнесено к функциям этого института государства (ст. 2). Важной составляющей такой деятельности служит взаимодействие в области правотворчества (ст. 8).

     Генеральным прокурором РФ углубление международно-правового  сотрудничества определено как одно из основных направлений деятельности прокуратуры14.

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью