Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Одной из наиболее актуальных в современном обществе и науке является проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Наркобизнес приобрел такой размах, что действует сейчас как хорошо отлаженная экономическая отрасль, является мощным криминогенным фактором социального развития. При этом, несмотря на некоторое снижение (17,4%) общего числа зарегистрированных в 2004 году преступлений в области незаконного оборота наркотиков, наблюдается увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений в данной сфере (20,2%).
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических или психотропных средств……………………………………………...........................5
Глава 2. Юридический анализ состава незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов……………..…...9
1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК)…………………………...9
2. Объект и предмет незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов………………………………………………….…..9
3. Объективная сторона незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов…………..11
4. Субъективные признаки незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов…………………………………………………….16
Глава 3. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту……………………..17
1. Система мер по сокращению предложения наркотиков (согласно Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации)……………………….18 2.Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков…………………………………..24
3. Основные результаты деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по пресечению наркопреступлений………………………………………...27
Заключение……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических или психотропных средств……………………………………………......
Глава 2. Юридический анализ состава незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов……………..…...9
2. Объект и предмет незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов………………………………………………….….
3. Объективная сторона незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов…………..11
4. Субъективные признаки незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов…………………………………………………….
Глава 3. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту……………………..17
1. Система мер по сокращению предложения наркотиков (согласно Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации)……………………….18 2.Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков…………………………………..24
3. Основные результаты деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по пресечению наркопреступлений…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………33
Одной из наиболее актуальных в современном обществе и науке является проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Наркобизнес приобрел такой размах, что действует сейчас как хорошо отлаженная экономическая отрасль, является мощным криминогенным фактором социального развития. При этом, несмотря на некоторое снижение (17,4%) общего числа зарегистрированных в 2004 году преступлений в области незаконного оборота наркотиков, наблюдается увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений в данной сфере (20,2%). Особо тревожны следующие цифры: средний возраст начала потребления наркотиков в настоящее время составляет 11-14 лет. Этот показатель среди мужского населения за последние 5 лет возрос в 8 раз, среди женщин за последние 10 лет - в 7 раз. Средний возраст официально состоящих на учете наркоманов - от 20 до 35 лет. Всего число лиц, употребляющих наркотики, составляет по некоторым данным от 4 до 8 млн. человек (соответственно от 3% до 6% населения России). Три четверти ВИЧ-инфицированных и больных вирусным гепатитом - наркоманы. Продолжительность жизни этой категории лиц не превышает 45 лет. Через год после лечения из 100 человек только 5 не возвращаются к наркотику.
Общепризнанно, что злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот оказывают пагубное воздействие на здоровье людей, ломают их жизнь, разрушают семьи, подрывают устойчивое развитие человека, порождают преступность и коррупцию. В современном мире, и в частности в Российской Федерации, масштабы наркоугрозы вышли на один уровень с такими проблемами, как международный терроризм и локальные войны.
Основная причина нарастающего героинового давления на Российскую Федерацию лежит за ее пределами – в военно-политической и экономической ситуации в Афганистане, породившей масштабный экспорт опиатов в Россию. В настоящее время в мире производится опиатов в 2 раза больше, чем 10 лет назад, и почти все это производство (94 %) сосредоточено в Афганистане.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Предметом исследования выступает уголовно-правовая норма, предусмотренная ст. 228 УК РФ, закономерности её развития и применения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы и положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений.
Правовой основой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты органов местного самоуправления муниципальных образований.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, основываются на принципах открытости, конкретности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества, законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан.
Становление уголовно-правовой охраны общественных отношений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, зависело от конкретных исторических условий, с изменением которых возникла необходимость трактовать нарушения подобных отношений в качестве преступлений. Установление уголовной ответственности за исследуемое преступление является закономерным и исторически обусловленным явлением, подтверждающим заинтересованность общества в обеспечении охраны соответствующих общественных отношений.
Анализ исторических источников свидетельствует о том, что в течение всего развития человеческой цивилизации в разные исторические периоды и у различных народов всевозможные наркотические средства находили применение в религиозных обрядах, медицине и повседневном быту. Многие народы, населяющие современную территорию российского государства, с древнейших времен применяли более 100 различных наркотиков, которые получали из травянистых растений, мхов, ягод, грибов и т.п. Еще в дохристианскую эпоху ведуны и волхвы (языческие жрецы) использовали наркотические средства в лечебных или ритуальных целях и следили за тем, чтобы люди не злоупотребляли этим “зельем”. В России уголовная ответственность за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, была впервые установлена в 1915 году Указом “О мерах по борьбе с опиумом”. Данным Указом в российское уголовное право введены такие понятия, как “хранение, приобретение и перевозка наркотиков”.
Одним из первых нормативных документов Советского государства было Постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) от 28 февраля 1918 г. (без номера) “О борьбе со спекуляцией”. Согласно данному постановлению виновный в спекуляции какими-либо товарами, в том числе без специальной оговорки того – наркотиками, подвергался конфискации всего имущества и предавался суду Революционного трибунала.
Следующим наиболее важным нормативным документом являлось Предписание СНК от 31 июля 1918 г. № 7206-7212 “О борьбе со спекуляцией кокаином”. Это предписание было направлено для исполнения в структуры ВЧК, Московского Совета, Управления Городской Милиции, Уголовного Розыска, Народного Комиссариата Юстиции (НКЮ), Народного Комиссариата Здравоохранения, НКВД.
В первом УК Советской власти, введенном в действие на территории РСФСР с 1 июля 1922 года, отсутствовали конкретные составы преступлений, устанавливающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Этот пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии с теми или иными его статьями, так называемыми общими нормами.
К примеру, по ст. 215 УК РСФСР преследовалось приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права. Подобные действия карались штрафом до 300 руб. золотом или принудительными работами. Несколько позднее вышло Постановление СНК от 6 ноября 1924г. “О мерах регулирования торговли наркотическими веществами”. Постановлением запрещалось свободное (в пределах РСФСР) обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье (кокаин и его соли, опий и его производные: морфий, героин и др.).
15 декабря 1924 года было принято постановление ВЦИКа и СНК РСФСР о дополнении УК РСФСР 1922 г. статьей 140-д. Эта статья устанавливала ответственность за «изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ, без надлежащего разрешения». Несомненным достоинством ст. 140-д явилось то, что эта норма карает не потребителя, а производителя и торговца наркотическими средствами (веществами), а недостатком то, что изготовление для собственного лишь употребления, как и хранение для себя без цели сбыта ст.140-д не охватывается.
Как и в УК РСФСР 1922 г. (ст.ст. 46 - 47), так и в УК РСФСР 1926 г. (ст. 24) имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов, совершивших преступление. Таких лиц врачи и суд определяли «морально дефективными». В УК РСФСР 1926 г. была предусмотрена только одна норма, направленная против наркотизма, которая из статьи 140-д УК РСФСР 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104 УК РСФСР 1926 г.
В 1934 году 1 декабря в УК РСФСР 1926 г. была введена вторая норма аналогичной направленности, включенная в статью 179-а. Эта норма была помещена в главу восьмую, именовавшуюся «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок». Эта статья состояла из одной части и устанавливала ответственность за «производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения».
Следующим этапом борьбы с наркотизмом на законодательном уровне явилось принятие третьего УК РСФСР, который был утвержден 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР. В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. содержались три статьи об ответственности за преступления, связанные с наркотиками: 224, 225 и 226. Статья 224 «Изготовление или сбыт наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ» устанавливала ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. А запрет на действия с наркотиками без цели сбыта отсутствовал длительное время, что вызывало объяснимое недоумение практиков и ученых.
Следующие две статьи - 225 и 226 УК РСФСР 1960 г. предусматривали ответственность за посев опийного мака или индийской конопли без разрешения и содержание притонов и сводничество.
Бурное развитие российского уголовного законодательства, направленного на борьбу с наркотиками, приходится на 70 – 90-е годы. В этот период наиболее существенные изменения и дополнения в УК РСФСР 1960 г. были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР”. Этот нормативный акт был принят в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. “Об усилении борьбы с наркоманией”. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. нормы, касающиеся ответственности за незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ, были из ст. 224 исключены и помещены во вновь введенную ст. 226 УК РСФСР 1960г., которой устанавливалась ответственность за перечисленные деяния, а также за перевозку или пересылку названных веществ.
Таким образом, в целом к началу 90-х годов в России была создана и действовала достаточно полная система норм, составлявшая базу уголовно-правовой борьбы с наркотиками, находившаяся на вооружении системы подразделений, осуществляющих такую борьбу.
Опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно посягает на общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ как необходимого условия обеспечения указанной безопасности.
Учитывая его распространенность и причиняемый вред, мировое сообщество прилагает совместные усилия в борьбе с ним, создавая для этого соответствующую правовую базу. Так, отметим Единую конвенцию о наркотических средствах 1961г. с поправками, внесенными Протоколом 1972г. «О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года»; Венскую конвенцию о психотропных веществах 1971г.; Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту определены в Федеральном законе от 8 января 1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[1].
2. Объект и предмет незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является безопасность здоровья населения. Дополнительным объектом выступает установленный государством порядок законного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В связи с последним обстоятельством это деяние и ряд других преступлений образуют группу посягательств, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со ст. 228 УК предметом преступления являются:
а) наркотические средства;
б) психотропные вещества;
в) их аналоги.
Наряду с ними в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» говорится и о прекурсорах наркотических средств и психотропных веществ.
К наркотическим средствам согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961г.