Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Одной из наиболее актуальных в современном обществе и науке является проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Наркобизнес приобрел такой размах, что действует сейчас как хорошо отлаженная экономическая отрасль, является мощным криминогенным фактором социального развития. При этом, несмотря на некоторое снижение (17,4%) общего числа зарегистрированных в 2004 году преступлений в области незаконного оборота наркотиков, наблюдается увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений в данной сфере (20,2%).
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических или психотропных средств……………………………………………...........................5
Глава 2. Юридический анализ состава незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов……………..…...9
1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК)…………………………...9
2. Объект и предмет незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов………………………………………………….…..9
3. Объективная сторона незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов…………..11
4. Субъективные признаки незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов…………………………………………………….16
Глава 3. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту……………………..17
1. Система мер по сокращению предложения наркотиков (согласно Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации)……………………….18 2.Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков…………………………………..24
3. Основные результаты деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по пресечению наркопреступлений………………………………………...27
Заключение……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………33
К указанным мерам относятся:
усиление координации антинаркотической деятельности правоохранительных органов и специальных служб по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
выявление и пресечение организованных преступных сообществ (преступных организаций);
подрыв экономических основ организованной наркопреступности, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
выявление мест возможного производства наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, обоснованно подозреваемых в причастности к незаконному производству наркотиков, и организация их оперативного контроля;
выявление и уничтожение с использованием современных научно-технических средств незаконных посевов и очагов естественного произрастания дикорастущих растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, подпольных лабораторий и оборудования, используемых для незаконного изготовления наркотиков;
рекультивация и возвращение в сельскохозяйственный оборот земель, засоренных дикорастущими растениями, содержащими наркотические средства и психотропные вещества;
подготовка и укрепление кадров государственных органов, участвующих в противодействии незаконному обороту наркотиков;
техническое и технологическое перевооружение органов наркоконтроля и иных правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров адекватно существующей наркоугрозе;
разработка системы выявления новых видов наркотических веществ с целью их классификации и решения вопроса о включении в списки I, II, III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации[5];
создание системы идентификации изымаемых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Меры по борьбе с наркотрафиком
Основным направлением противодействия нелегальному ввозу на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ является ликвидация наркотрафика (нелегального перемещения наркотиков) из Афганистана.
Распространение наркотиков, прежде всего опийной группы, в Российской Федерации связано с развитием наркоситуации в Афганистане, где, по экспертным оценкам УНП ООН, производится порядка 94% от общего количества производимых в мире опиатов, не менее 35% которых незаконно поставляется на территорию Российской Федерации.
С ноября 2001г. объем производства опиатов в Афганистане вырос в 44 раза, Афганистан по сути превратился в наркогосударство, основным источником дохода которого является производство и продажа опиатов.
Афганский наркотрафик является глобальной угрозой мирового масштаба, главный удар которой, прежде всего, направлен на Российскую Федерацию.
Другими направлениями борьбы с наркотрафиком являются противодействие незаконному ввозу в Российскую Федерацию из Латинской Америки кокаина, из европейских стран и Китая – синтетических наркотиков, из Марокко – каннабиоидов, из государств Центральной Азии – марихуаны и гашиша.
Борьба с наркотрафиком осуществляется посредством реализации следующих мер:
улучшение обустройства и охраны государственной границы Российской Федерации, прежде всего на основных направлениях наркотрафика;
усиление пограничного и таможенного контроля грузов, поступающих по каналам транспортных сообщений;
совершенствование системы персонального учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих государственную границу Российской Федерации;
усиление контроля за производством, ввозом и вывозом прекурсоров для перекрытия каналов их доставки в Афганистан, государства Европы и Центральной Азии, Турцию;
расширение приграничного сотрудничества с подразделениями компетентных ведомств сопредельных государств;
создание совместно с компетентными органами заинтересованных государств системы анализа наркоситуации в целях повышения эффективности противодействия транснациональным преступным группировкам и организациям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
организация совместно с зарубежными партнерами борьбы с трансграничной преступностью, пресечение деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на контрабанде наркотических средств в целях повышения эффективности противодействия афганскому наркотрафику на дальних подступах;
развитие сотрудничества в области подготовки кадров для компетентных органов зарубежных государств;
разработка комплекса мер по усилению контроля за маршрутами возможной транспортировки наркотиков по основным направлениям наркотрафика;
совершенствование миграционного законодательства.
Меры по контролю за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров
Основным направлением деятельности по контролю за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является недопущение утечки наркотиков из легального оборота в нелегальный. Для решения данной задачи необходима реализация мер, предусматривающих:
совершенствование требований по лицензированию видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
контроль за соблюдением государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
усиление контроля за деятельностью юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
совершенствование контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с момента их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или производства на территории Российской Федерации до поступления в аптечные, лечебно-профилактические, учебные научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
расширение взаимодействия между органами государственной власти, осуществляющими контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающее проведение совместных мероприятий с целью предупреждения утечек наркотических средств или психотропных веществ в незаконный оборот;
повышение уровня информационно-аналитической деятельности органов государственной власти, совершенствования механизма сбора, обработки и анализа поступающей информации по легальному обороту наркотических средств и психотропных веществ, создания единых баз данных (в том числе по формированию потребностей в наркотических средствах психотропных веществах и их прекурсоров, используемых в легальном обороте);
пересмотр Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации, в целях приведения в соответствие с нормами международного права (в отношении ряда сильнодействующих веществ) и в рамках создания единой системы нетарифного регулирования в таможенном союзе;
развитие отечественного производства наркотических лекарственных средств (в том числе фармацевтических субстанций), а также аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ в целях замещения их импорта;
совершенствование контроля за оборотом кодеиносодержащих лекарственных препаратов;
организация изучения товарных потоков, оценки потребностей в легальных контролируемых наркопрепаратах и упорядочение свободного оборота препаратов, используемых при изготовлении наркотических средств кустарным способом.
История
24 сентября 2002 года создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
11 марта 2003 года Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России), председателем комитета назначен В. В. Черкесов. Комитету передана материальная база и большая часть (40 тысяч единиц) штатной численности упразднённой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Комитет начал свою деятельность 1 июля 2003 года.
6 июня 2003 года утверждено «Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
9 марта 2004 года Госнаркоконтроль России переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
28 июля 2004 года Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
12 мая 2008 года, Указом Президента России, В. В. Черкесов освобождён от должности директора ФСКН России.
15 мая 2008 года, Указом Президента России, директором ФСКН России назначен В. П. Иванов.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент Российской Федерации.
Основными задачами ФСКН России являются:
1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля);
3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях[6].
Изъятие правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота наркотических средств: