Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:16, курсовая работа
Одна из форм участия граждан в рыночных отношениях - предпринимательская
деятельность. В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом
качестве в установленном законом порядке.
План.
Введение................1
Глава 1: Понятие предпринимательской деятельности.................3
Глава 2: Незаконное предпринимательство.
Понятие и состав.............6
Глава 3: Уголовно-правовые аспекты лжепредпринимательства.........16
Глава 4:Объективные признаки незаконного предпринимательства и
лжепредпринимательства по уголовному законодательству Казахстана и их отличие..26
Заключение.............34
Список использованной литературы.....36
Курсовая
работа
Тема: Преступления
в сфере экономической
Выполнил:
Научный руководитель:
Дата защиты:__________________
Оценка:_______________________
План.
Введение................1
Глава 1: Понятие
предпринимательской
Глава 2: Незаконное предпринимательство.
Понятие и состав.............6
Глава 3: Уголовно-правовые
аспекты
Глава 4:Объективные
признаки незаконного
лжепредпринимательства по уголовному законодательству Казахстана и их отличие..26
Заключение.............34
Список использованной литературы.....36
Введение.
Одна из форм участия граждан в рыночных отношениях - предпринимательская
деятельность. В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом
качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность
осуществляется
как путем образования
образования такового
(индивидуальными
Как показывает практика, преступления в сфере экономической деятельности в
настоящее время являются достаточно распространенным явлением. Общественная
опасность экономических преступлений заключается в том, что в результате
таких посягательств
экономическим интересам
связанным с предпринимательской деятельностью, наносится значительный ущерб.
Одним из таких преступлений является незаконное предпринимательство,
ответственность за которое установлена ст.171 Уголовного Кодекса РФ.
Стоит ли понимать под незаконной предпринимательской деятельностью т.н.
незаконные ночные автомобильные стоянки, расположенные во дворах многоэтажек,
деятельность бабушек, постоянно занимающихся торговлей семечек и сигарет,
садовода, продающего продукты своего труда, выращенные на огороде?
В данной курсовой работе мы попробуем проанализировать действующее
законодательство, направленное на регулирование и установление санкции за
незаконное
проанализировать накопившуюся судебную практику в данной области.
Цель работы – исследовать правовое регулирование незаконного
предпринимательства по действующему уголовному законодательству, а также
уголовно-правовые
аспекты
Задачи работы следующие:
· определиться с понятием незаконного предпринимательства, выделить
его видовые формы;
· рассмотреть состав незаконной предпринимательской деятельности;
· исследовать уголовно-правовые аспекты лжепредпринимательства.
Глава 1. Понятие
незаконного
Гражданское законодательство до 1990 года не предъявляло к юридическим лицам
требования о получении специального разрешения для ведения хозяйственной
деятельности, поскольку государственное регулирование экономики носило
централизованный всеобъемлющий характер и соответственно не существовало
понятия «незаконное предпринимательство».
Требование лицензирования
отдельных видов
(Закон РСФСР
“О предприятиях и
последующее введение уголовной ответственности за осуществление
предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)
(Закон РФ “О
внесении изменений и
связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю” 1993 года)
возникли в результате разгосударствления экономики, в связи с необходимостью
осуществления более эффективной защиты прав и законных интересов
потребителей, а также интересов государства в условиях перехода к рыночным
отношениям.
В Уголовный Кодекс РСФСР в 1993 году была введена статья 1624 “Незаконное
предпринимательство”, которая предусматривала три различных вида незаконного
предпринимательства,
а также уголовную
предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Диспозиция статьи
предусматривала возможность
ответственности лишь при условии совершения такого деяния в течение года
после наложения административного взыскания за такое же правонарушение. Часть
2 ст.1624 предусматривала
квалифицированный вид
предпринимательства
- самовольное осуществление
деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям, но для
привлечения к ответственности по ч.2 ст.1624 соблюдения административной
преюдиции не было предусмотрено.
В УК РФ состав незаконного предпринимательства содержится в ст.171, которая в
отличие от ранее действовавшего закона отменяет административную преюдицию и
вводит новый состав преступления. Ч.2 ст.171 содержит квалифицированные
составы преступления - совершение преступного деяния организованной группой;
извлечение от данной деятельности дохода в особо крупном размере; совершение
деяния лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную
банковскую деятельность.
В настоящее время в соответствии со ст.49 ч.1 ГК РФ с 1 января 1995 года на
всей территории РФ действует единый порядок осуществления правоспособности
юридических лиц на ведение предпринимательской деятельности, а именно
“коммерческие организации... могут иметь гражданские права и нести
гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов
деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности,
перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься
только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии со
ст.4 ФЗ “О введении в действие части первой ГК РФ” от 21.10.1994 года, до
принятия федеральных законов, регламентирующих виды деятельности, подлежащие
лицензированию, действовало постановление СМ РФ (Правительства РФ).
В октябре 1998 года вступил в законную силу Федеральный Закон “О
лицензировании отдельных видов деятельности” от 25.09.1998 года № 158-ФЗ[1]
(в настоящее время действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
«О лицензировании
отдельных видов деятельности»[
устанавливает перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. С
момента вступления в силу ФЗ “О лицензировании...” виды деятельности, не
указанные в настоящем законе, могут осуществляться без наличия специального
разрешения (лицензии), при условии, что требования лицензирования данных
видов деятельности не были ранее установлены федеральными законами (ст.19).
Ранее, до принятия федерального закона, отношения по лицензированию
регулировались Правительством РФ, которое 24.12.1994 года утвердило
Постановление № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Указанным постановлением был введен в действие порядок лицензирования
предпринимательской деятельности и утвержден перечень видов деятельности, на
осуществление которых требовалась лицензия. Постановлением устанавливалось,
что изменение
лицензируемых видов
по предложению заинтересованных лиц (п.2 постановления). Субъекты РФ правом
внесения изменений в установленный перечень не обладали. Указанный перечень
являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал, и виды
деятельности, не включенные в перечень, должны были с момента принятия
постановления осуществляться без лицензии (п.3 постановления). Данное
постановление противоречило Конституции РФ и ГК РФ, в связи с чем, в судебной
и следственной практике не сложилось единого понимания принципов квалификации
указанных деяний.
Указанная проблема осложнялась тем, что на основании Постановления
Правительства № 492 от 27.05.1993 года “О полномочиях органов исполнительной
власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения
по лицензированию отдельных видов деятельности” субъекты РФ издавали
подзаконные нормативные акты, касающиеся лицензирования отдельных видов
деятельности, что
противоречило аналогичным
законодательства. Но в соответствии с вышеизложенным, нарушение предписаний
актов, издаваемых субъектами РФ, не могло являться основанием для привлечения
к уголовной ответственности, так как, при обратном, нарушался принцип
действия уголовного закона в пространстве. Следуя логике, можно было
утверждать, что, например, в Санкт-Петербурге торговля продуктами питания без
лицензии - уголовно не наказуема и разрешена, а в Москве аналогичная
деятельность являлась уголовно-наказуемым деянием.