Новый курс президента Ф.Д. Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание

Величайший президент США 20 столетия, один из крупнейших лидеров своей эпохи. Франклин Рузвельт дал вдохновляющий пример решений именно тех проблем, которые и сегодня определяют суть человеческого бытия, сердцевину политики, экономики и общественной жизни – проблем, которые служат для нас как источником величайших надежд, так и причиной глубочайших страданий. Два предельно острых кризиса – Великая Депрессия и Великая война – выпали на его долю, и он сумел совладать с ними.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………... С. 3

Глава 1. Ситуация, предшествующая «новому курсу» Рузвельта. .... С. 6

Глава 2. «Новый курс». ………………………………………………..... С. 8
2.1. Решение аграрного вопроса. …………………………..... С. 8
2.2. Трудовые лагеря для безработных. …………………….. С. 10
2.3. Создание федерально-штатной системы помощи. ……. С. 11
2.4. Общественные работы. …………………………………... С. 13
2.5. Восстановление промышленности. …………………….. С. 13
2.6. Социальное обеспечение. ……………………………….. С.14
2.7. Спасение банковской и финансовой систем.
Девальвация доллара. ………………………………………… С. 15

Глава 3. Итоги политики «нового курса» и ее историко-правовое
значение. …………………………………………………………………. С. 17
Заключение. …………………………………

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 48.64 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. ………………………………………………………………... С. 3

 

Глава 1. Ситуация, предшествующая «новому  курсу» Рузвельта. .... С. 6

 

Глава 2. «Новый курс». ………………………………………………..... С. 8

                2.1. Решение аграрного вопроса.  …………………………..... С. 8

                2.2. Трудовые лагеря для безработных.  …………………….. С. 10

                2.3. Создание федерально-штатной системы помощи. ……. С. 11

                2.4. Общественные работы. …………………………………... С. 13

                2.5. Восстановление промышленности. …………………….. С. 13

                2.6. Социальное обеспечение. ……………………………….. С.14

                2.7. Спасение банковской и финансовой систем.

                Девальвация доллара. ………………………………………… С. 15

 

Глава 3. Итоги политики «нового курса» и ее историко-правовое

значение. …………………………………………………………………. С. 17

Заключение. ……………………………………………………………… С. 19

Список  использованных источников. ………………………………….. С. 24

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема контрольной работы весьма интересна  и актуальна. Действительно, этот бесценный опыт не имеет прецедентов не только в американской, но и мировой истории и экономической политике. В первой четверти XX века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении стороной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, а в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» вечного процветания этого государства. Однако, она оказалось «великой иллюзией».

Величайший  президент США 20 столетия, один из крупнейших лидеров своей эпохи. Франклин Рузвельт дал вдохновляющий пример решений  именно тех проблем, которые и  сегодня определяют суть человеческого  бытия, сердцевину политики, экономики  и общественной жизни – проблем, которые служат для нас как  источником величайших надежд, так  и причиной глубочайших страданий. Два предельно острых кризиса  – Великая Депрессия и Великая  война – выпали на его долю, и  он сумел совладать с ними. Это  удалось ему не в последнюю  очередь потому, что он проявил  исключительную моральную силу, превратив  в первейшее национальное достоинство  и государственную доблесть сострадание, сочувствие к гонимым и порабощенным не только в своей стране, но и  во всем мире. Он восстал против механической интерпретации демократии, против отождествления прогресса с техническими новшествами, против принижения гуманизма как «непрактичной догмы». Вопреки прагматическому духу своего времени он поставил нужды человека выше любых материальных достижений.

Рузвельт  стал руководить своей страной в  момент резкого ослабления ее социальных основ, в эпоху вызванного депрессией 1929-1933 годов расшатывания духовных устоев общества. Испытания этого  периода не имеют прецедентов  в истории США. В год, когда  Рузвельт пришел к власти, 15 миллионов  безработных стояли очередях, седьмая  часть населения жила за счет благотворительности, 4,5 тысячи банков в стране закрылись, половина сборочных автомобильных  заводов останавливались. На Великих  озерах, вчера кишевших торговыми  судами, замерзло всякое движение. Были закрыты шахты, ржавело железнодорожное  полотно. И стало исчезать, на чем  всегда стояла Америка, - ее упрямая  вера в воплощение мечты.

Кто-то должен был найти в себе силы, кто-то должен был сохранить пламя, кто-то должен был сберечь веру в свою страну. Рузвельт вызвал буквально из небытия  острое сострадание к лишенным крова, работы, отодвинутым жизнью, к потерпевшим  поражение в яростной схватки  за выживание. Он дал Америке новую  веру в достижимость недостижимого, в спасительность труда, в отчаянное  везение тех, кто засучил рукава, чем обеспечил себе неоспоримое  место в национальном пантеоне.

Рузвельт  любил эксперименты и говорил, что  был бы доволен, окажись он прав лишь на 60%. Идея «должна работать», а не пожирать своих противников. Новая  идея социальной защиты не должна препятствовать индивидуальному самовыражению. В  век идеологического безумия, в  десятилетия левого и правого  экстремизма для подобной веры в  себя требовалось немалое мужество. Он совершил свою социальную революцию, но не на крови своих жертв, а на пути борьбы с проблемами. Его знаменем был эмпиризм, а не идеология.

Рузвельт  дал Америке социальный мир внутри страны и главенствующее положение  вовне, новый социальный порядок  и новую международную систему. Он обновил страну, сохранив все лучшее от прежних поколений. Этот человек создал Организацию Объединенных Наций. «У него был дар делать нужное дело в нужное время. И величайший дар вкладывать душу в наиболее позитивные импульсы своего времени», - сказал великий историк Алан Невинс.

В условиях нестабильности капиталистической  экономики безработицы, прогрессирующей  инфляции, необеспеченности неимущих и малоимущих слоев населения  сохраняется потребность в государственном  регулировании, одной из форм которого вступает деятельность буржуазного  государства в социальной сфере.

«Новый курс» - это время интенсивного роста  государственного аппарата, усложнения его структуры и функций.

В США о  «новом курсе» постоянно пишут и  много – историки, специалисты  в области политических наук, экономисты, социологи, юристы. В свою очередь  историки, главным образом из числа  неолибералов (А. М. Шлезингер-младший, У. Э. Лехтенберг, Ф. Фридел и др.), уделяют  повышенное внимание личности 32-го президента. Всемирно подчеркиваются его способности  принимать решения, «чувство ситуации и перспективы», «иммунитет против доктринерства» и т.п. и, напротив, оттесняются  на задний план или вовсе игнорируются его объективные чины «нового  курса».

Цель контрольной  работы – анализ основных аспектов политики Рузвельта; изучение влияния  нового курса на дальнейшее развитие американской и мировой экономики.

Задачи:

    • рассмотреть сложившуюся ситуцию, предшествующая политике Ф.Д. Рузвельта;
  • выявить основные направления политики «нового курса»;
  • проанализировать итоги политики Ф.Д. Рузвельта.

 

Глава I

СИТУАЦИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ «НОВОМУ КУРСУ» РУЗВЕЛЬТА

 

Великая депрессия.

Действительность  опрокинула эти надежды безоблачной  жизни США. В 1929г. разразился экономический  кризис, который продолжался до 1933г. включительно и сильнее всех поразил  именно США. Обвал на нью-йоркской бирже 29 октября 1929 года знаменовал начало новой  эпохи. За несколько часов Уолл-стрит  потерял на падении курса акций  более 10 миллиардов долларов. По своему характеру он представлял циклически кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности  населения произведенная масса  товара не нашла сбыта и оказалась  нереализованной. В итоге нарушился  процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. промышленное производство США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна на 79%, стали на 76%, автомобилей на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. Потерпели крах 135 тыс. Торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. Долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Неизбежное последствие циклического кризиса ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. Американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.

Эра беспечного благополучия закончилась, наступили  суровые времена. Рузвельт, как и  большинство американцев, считал поразившее экономическое несчастье временным. Из-за врожденного оптимизма он верил  в это дольше других. Ему понадобилось довольно много времени, чтобы осознать: экономико-социальный кризис – это  всерьез и надолго. От месяца к  месяцу депрессия нарастала, становясь  «Великой». Рассуждая о причинах депрессии, известный экономист  Дж. К. Гелбрейт назвал в качестве основной прежде всего то, что 5 процентов  населения владеет третьей частью личных доходов страны. В период с 1929 по 1932 год валовой национальный продукт страны упал с 103 миллиардов долларов до 58 миллиардов. Доход на душу населения снизился с 847 до 465 долларов. На протяжении трех лет с начала краха еженедельно в среднем  сто тысяч трудящихся теряли свои рабочие места. Численность безработных  достигала 24 процентов всей рабочей  силы в 1932 году (12 миллионов человек).

Ухудшающееся  положение трудящихся давало шанс выдвинуться  демократической партии – ведь республиканец  Герберт Гувер ничего не мог сделать  для улучшения их положения. Требования перемен становилось едва ли не всеобщим. Страна начала искать альтернативу. Поиск  нового национального лидера не мог  не привлечь внимание к трудоголику  и оптимисту, всегда улыбающемуся губернатору  крупнейшего штата, чей вздернутый кверху мундштук на газетных фотографиях  стал узнаваемым для множества читателей  в стране.

 

Глава II

«НОВЫЙ КУРС»

 

2.1. Решение  аграрного вопроса

 

Рузвельт  представил конгрессу обширную программу  преобразований («сто дней»), а тот  вне себя от паники, порожденной  общим положением в стране, вотировал  законопроекты без обсуждений. Знаменитая стодневная законодательная лихорадка  стремительно напуганного конгресса  началась 16 марта 1933 года, когда был  одобрен закон о Реконструкции  сельского хозяйства. Уоллес и Тагвел постарались  спасти дошедшие до отчаяния фермерские массы. Это был очень  специфичный закон, обеспечивающий выплату фермерам компенсаций за незасев своей земли. Средства для  выплат собирались в виде налога на тех, кто обрабатывал сельскохозяйственную продукцию. «Новая и неисследованная  тропа», - сказал Рузвельт. Разумеется, здравый смысл восставал против уничтожителя урожая или поголовья  скота. Министр сельского хозяйства  Г. Уоллес говорил от имени многих: «Я надеюсь, мы никогда не прибегнем  к этому снова. Уничтожать колосящуюся  пшеницу – выступать против самих  оснований, базовых инстинктов человеческой природы». Но уже через четыре месяца он сам рекомендовал уничтожить 6 миллионов  свиней. Для преодоления аграрного  кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 – 1914 гг. В  их числе:

  1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота (о чем говорилось выше). За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля1.
  2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение  этого закона в жизнь привело  к тому, что запахали 10 млн. акров  засеянных хлопком площадей, уничтожили ¼ всех посевов. За один год действий было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Часть мяса, молока, пшеницы и других продуктов питания превращались в удобрения, часть шла на прокормление голодавших (таким образом решался «голодный вопрос»). Американские фермеры радовались, если наблюдались неурожаи (в 1934 году в США жесточайшая засуха и песчаные бури существенно сократили урожай)2.

Таким образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе, доходы фермеров к 1936 году выросли на 50 %. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако, 10% всех ферм (600 тыс.) разорились и были проданы с молотка. Это оставило на экономической арене наиболее конкурентоспособных. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего, затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли также пользоваться конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермы имели большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс компенсации земельной собственности усилился3.

 

 

2.2. Трудовые лагеря для безработных

 

31 марта Рузвельт провел через  конгресс законопроект, который  ему был особенно дорог –  о создании Корпуса гражданской  консервации (ССС). Этот закон  дал работу 250 тысячам безработных  молодых людей в национальных  парках и лесах, а всего через  ССС прошли 2 миллиона молодых  американцев, одевших зеленую  униформу. ССС представлял собой  охватывающую всю территорию  страны сеть трудовых лагерей,  где безработные, преимущественно  из числа молодежи, получали кров, одежду, питание, медицинское обслуживание  и, кроме того, скромное денежное  содержание (30 долларов в месяц)  при условии, что большую часть  они будут отсылать своим семьям (25 долларов в месяц). Взамен они  должны были выполнять различные  работы, связанные с лесонасаждением,  предотвращающим эрозии почвы,  благоустройством парков, заповедников  и т.п. За их эффективность  отвечали генерал Макартур и  полковник Джордж Маршалл. От  Флориды до Канады было посажено 200 миллионов деревьев4. Для управления этими работами планировалось создание специального органа, но во избежании громоздкости в исполнении и роста бюрократии, администрация встала на путь использования четырех традиционных министерств – военного, труда, внутренних дел и сельского хозяйства.

Информация о работе Новый курс президента Ф.Д. Рузвельта