Объект получения взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы ставится изучение состава преступления «получение взятки», предусмотренного статьей 290 УК РФ.
Достижение названной цели предполагается через реализацию более частных задач:
- изучить объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ;
- рассмотреть категории «подарок» и «взятка», как исследовательские

Работа состоит из  1 файл

Получение взятки.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

                                                                  ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Исследования, проводимые Институтом Всемирного банка, показывают, что ежегодно в мире выплачивается взяток на сумму в 1 трлн. долларов. Эти цифры постоянно  растут и свидетельствуют о глобальных масштабах распространения коррупционных отношений.

        Расширяющееся политическое и  экономическое сотрудничество превращает  это асоциальное явление в  интернациональную проблему.

        Слово «коррупция» (от лат.  соггuрtiо) означает «порча, подкуп».

        Справочный документ ООН о  международной борьбе с коррупцией  определяет ее как «злоупотребление  государственной властью для  получения выгоды в личных  целях».

        Модельный закон о борьбе с  коррупцией  МПА СНГ дает более развернутое определение:

        «Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом  принятие лично или через посредников  имущественных благ и преимуществ  государственными должностными  лицами, а также лицами, приравненными  к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

        В российском законодательстве  определение коррупции отсутствует.

        Тем не менее, это явление  стало нормой в политике, экономике  и общественной жизни России. Коррупция уже не угрожает  этим сферам, а является их  составной частью. Каждый россиянин  платит коррупционный налог, скрытый  в цене на продукты питания и товары первой необходимости, проезд в транспорте, коммунальные услуги, строительство жилья и дорог, услуги медицины и образовательной сферы.

      Преступления  против государственной власти, интересов государственной службы  и службы в органах местного самоуправления в условиях совершенствования деятельности государственного аппарата на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих правоведов.

        В юридической литературе также  нет единства взглядов в толковании отдельных элементов и признаков должностных преступлений.

        Перечисленные обстоятельства определили  актуальность работы и обусловили  выбор темы курсовой работы.

        Целью данной курсовой работы  ставится изучение состава преступления «получение взятки», предусмотренного статьей 290 УК РФ.

        Достижение названной цели предполагается  через реализацию более частных  задач: 

        - изучить объективные и субъективные  признаки состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ;

        - рассмотреть категории «подарок» и «взятка», как исследовательские;

        Объект исследования: общественные  отношения, складывающиеся при  получении взятки.

        Предмет исследования: уголовно-правовые  нормы, устанавливающие ответственность  за получение взятки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект получения  взятки

 

Родовой объект преступлений, предусмотренных главой 30 УК, можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные этой главой преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этой группы посягательств. При этом под органами власти следует понимать все установленные законом властные структуры. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также организациями, деятельность которых не противоречит закону.

Обязательным признаком  анализируемого преступления является его предмет. Видовой объект и предмет преступления — дача взятки полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки. Проблеме определения предмета всегда отводилась значительная роль в российском уголовном праве. Трудности на практике и разноплановость высказываемых в юридической литературе точек зрения по поводу характеристики предмета взятки приводили к расплывчатости и размытости этого понятия. А между тем данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.

        Видовым объектом этих преступлений  является совокупность общественных  отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону, деятельность  властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

Ст. 290 гласит, что должностное  лицо должно получить взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества  или выгод имущественного характера. Под «деньгами» (валютой) закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК не являются и должны относиться к взятке в виде «иного имущества», разумеется, при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 года), что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч.2 ст. 14 УК исключает уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки; депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законом «О ценных бумагах» или в установленном им порядке отнесены к числу таковых (ст. 143)1.

Под «иным имуществом»  следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценных металлов (золота, серебра, платины и др.) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природных драгоценных камней в сыром и обработанном виде, а также жемчуга, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. При этом надо иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности в указанном виде действия как взяткодателя, так и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга). Вместе с тем дача-получение взятки в виде иностранной валюты и фондовых ценностей в иностранной валюте полностью охватываются признаками составов преступлений, предусмотренных соответственно ст. ст. 290 и 291 УК РФ, поскольку новый УК незаконные сделки с такими предметами декриминализовал.

Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов. Так, если предмет взятки - драгоценные металлы, содеянное квалифицируется по ст.290 и 191 УК. Такая квалификация достаточна при условии, что в обязанности должностного лица не входит осуществление контроля за оборотом вышеназванных предметов.

В случаях, если взяткодатель является должностным лицом, в обязанности  которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст.285 и 286 УК, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти.

«Выгоды имущественного характера» как предмет получения  взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства — от капитального ремонта автомашины до постройки дачи без получения от должностного лица соответствующего материального эквивалента.

В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 от 10.02.2000 разъясняется что «под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку»2.

Поскольку термин «взятка» ассоциируется в том числе  и с предметом посягательства и его стоимостью, острейшим вопросом практики применения уголовного закона по делам о рассматриваемом преступлении всегда был и остается вопрос о том, каков минимальный размер в денежном выражении незаконного вознаграждения должностного лица за действия (бездействие), совершенные им в интересах взяткодателя, который (размер) является достаточным для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ.

Как отмечалось ранее  в юридической литературе, применительно  к составу получения взятки «мизерные, малоценные подношения, подарки, являющиеся, скорее, знаками внимания, уважительности, в виде, например, пачки или даже блока сигарет, газовой зажигалки, плитки шоколада, коробки конфет, букета цветов, бутылки вина, взяткой считаться не могут»3.

Следует отметить, что  по смыслу ст. 575 Гражданского кодекса РФ, служащим государственных и муниципальных органов не допускается принимать в дар имущественные ценности, стоимость которых превышает пять установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей4.

Думается, что указанное  положение гражданского законодательства должно быть положено в основу решения  вопроса о верхнем пределе  минимального размера материального  вознаграждения должностного лица, превышение которого должно признаваться уголовно-наказуемой дачей - получением взятки. При этом предполагается, что если так называемый «подарок», хотя бы и меньшей стоимости, чем указанный верхний предел материального вознаграждения, передан должностному лицу под воздействием с его стороны вымогательства, содеянное должно рассматриваться как получение взятки и квалифицироваться по п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ.

В действующем УК законодатель обходит вопрос о минимальном  размере взятки, в результате чего следственная и судебная практика по-разному подходит к его решению, что нарушает принцип единообразия законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективная сторона  состава получения взятки

 

С объективной стороны получение взятки выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе (ст. 290 УК РФ)5.

Под действием (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Диспозиция рассматриваемой  нормы существенно расширяет  сферу деятельности должностного лица, за которую он может получить взятку при условии, что она связана с его должностным положением, хотя и не входит непосредственно в круг его прямых служебных полномочий. Здесь закон имеет в виду такие случаи, когда должностное лицо, хотя само и не обладает полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения (например, высокий пост в Правительстве РФ и т.д.) могло за взятку, используя свой авторитет и влияние, принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами, работающими даже в других ведомствах и структурах органов государственной власти и управления6.

В соответствии с п.4 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения7.

Взятка может быть дана и за так называемое «общее благоприятствование» или, как говорит закон, за общее покровительство (попустительство) по службе, которое может быть проявлено виновным по отношению к взяткодателю в самых разнообразных формах.

Информация о работе Объект получения взятки