Объект получения взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы ставится изучение состава преступления «получение взятки», предусмотренного статьей 290 УК РФ.
Достижение названной цели предполагается через реализацию более частных задач:
- изучить объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ;
- рассмотреть категории «подарок» и «взятка», как исследовательские

Работа состоит из  1 файл

Получение взятки.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

К общему покровительству  по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия8.

Из анализа практики вытекают две основные формы получения  взяток -открытая и завуалированная. Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом взятки. Вторая облекается во внешне законные формы -совместительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, соглашению, премии (если для получения премий либо иных выплат нет оснований).

Судебно-следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, что способы получения взятки в данном виде бывают подчас весьма хитроумны и нередко искусно закамуфлированы видимостью законной сделки между взяткополучателем и взяткодателем, например, нотариально оформленным договором подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового подряда (ст. 730 ГК), строительного подряда (ст. 740 ГК), займа (ст. 807 ГК), открытием сберегательного (депозитного) сертификата на предъявителя в банке и др.

В отдельных случаях  в качестве получения взятки может оцениваться предоставление незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу, а его близким. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Уголовный кодекс говорит  о получении должностным лицом  взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключается состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку не непосредственно, а через другое лицо (посредника). Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.

Уголовная ответственность  посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ.

Следует отметить, что  согласно п. 20 Постановления Пленума  Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Владелец же ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъект получения взятки

 

Отличительной чертой получения взятки является то, что оно совершаются  специальным субъектом, должностным  лицом.

Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Ими признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, закон очень четко выделяет две группы лиц подпадающих под понятие должностного лица:

1) лица, постоянно, временно или  по специальному полномочию осуществляющие  функции представителя власти;

2) лица, выполняющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления.

Содержание понятия представителя  власти, применительно ко всем случаям  использования этого понятия  в статьях уголовного закона, раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ: «представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Более полное разъяснение  понятия представителя власти содержится в постановления Пленума Верховного Суда РФ, согласно которому «к представителям власти следует относить лиц, на которых  возложены законодательная, исполнительная или судебная функция, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности».

Из выше сказанного следует, что представителю власти присуще:

1) обладание властными  полномочиями, предоставленными в  силу закона 

2) не связанность их  действий и решений ведомственными  рамками в том смысле, что их  деятельность строится на взаимоотношениях  с юридическими и физическими лицами, не находящимися в их служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, налоговый инспектор, сотрудники милиции и так далее);

3) право совершать  действия и принимать решения  обязательные для граждан и  организации.

Представители власти выполняют  функции федеральной государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации  и субъектов Федерации). В муниципальных образованиях «законодательную» власть также осуществляют депутаты представительного органа местного самоуправления.

Исполнительную власть представляют Правительство РФ и  правительство субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также оперативные работники тех властных структур, правоохранительных и контролирующих органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную и иную безопасность и тому подобное.

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов  всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации  и мировыми судьями.

Представителями власти являются также руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты.

Уголовный закон подчеркивает, что функции представителей власти могут выполняться временно или  по специальному полномочию. Особенность  этой разновидности субъектов состоит  в том, что для выполнения этих функций:

– во - первых, не требуется  замещение должности;

– во - вторых, нужны специальные  полномочия, то есть имеющий юридическую  силу акт (закон, приказ, положение, доверенность) регламентирующих круг специальных  полномочий;

– в - третьих, специальные полномочия, как правило, носят разовый или краткосрочный характер. К числу лиц, наделенных такими полномочиями, к примеру, относятся присяжные заседатели, уполномоченные государственными органами общественные контролеры и ревизоры.

Вторая группа должностных лиц характеризуется наличием у них организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций в органах разных уровней или учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Что касается организационно - распорядительных функций, то они в соответствии с должностной инструкцией предусматривают, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров и другое. Данные функции включают в себя: осуществление руководства, органов государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением или их подразделениями, воинскими формированиями, руководство людьми, подчиненными данному должностному лицу по службе.

К административно - хозяйственным  функциям относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, принятие решений о начислении заработной платы, премий и другое.

Суть этих функций  сводится к управлению и распоряжению государственным и муниципальным  имуществом.

Таким образом, не всякий государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений является должностным лицом.

Применительно к работникам государственных и муниципальных  учреждений важным критерием для  отнесения их к категории должностных лиц является наделение правом совершать юридически значимые действия, связанные со службой, которые порождают, изменяют или прекращают правовые отношения, то есть имеющие организационно - распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу.

Специалисты государственных  или муниципальных учреждений, выполняющие  сугубо профессиональные или технические  обязанности, не являются должностными лицами.

Так судебная практика признает наличие организационно - распорядительных функций (соответственно статус должностного лица) у преподавателей государственных высших и иных учебных заведений. Так, преподавателем государственного университета был признан виновным и осужден за получение взятки. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, то есть организационно - распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. В свою очередь неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовое последствие - назначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов. В связи с этим действия преподавателей, ставящих оценки за материальное вознаграждение без самой процедуры приема экзаменов и зачетов, квалифицируются как получение взятки.

Возможны ситуации, когда  одно лицо одновременно выполняет и  сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно - распорядительные или административно - хозяйственные). Например, главный врач муниципальной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер). Ответственность за получение взятки он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся.

Таким образом, получается, что субъектом получения взятки не являются работники, не осуществляющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции, а исполняющие профессиональные или технические обязанности в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях,

Следовательно, субъектами преступления предусмотренного ст. 290 УК РФ являются следующие лица:

1) представители власти;

2) лица, выполняющие организационно - распорядительные функции;

3) лица, выполняющие административно  - хозяйственные функции. Исполнитель  получения взятки должен иметь, по крайней мере, один из трех выше указанных признаков должностного лица. В некоторых случаях субъект может одновременно обладать сразу двумя и даже тремя такими признаками. Например, руководитель территориального управления, какой либо Федеральной службы, является представителем исполнительной власти, осуществляет руководство коллективом. При квалификации содеянного (и составлении соответствующих уголовно - процессуальных документов - постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного заключения и приговора) во внимание принимаются только те выполняемые лицом функции, которые непосредственно использовались при получении взятки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъективная  сторона состава получения взятки

Субъективная сторона - непременный элемент состава любого преступления, что обусловлено принципом субъективного вменения, сформулированного в ст. 5 УК РФ. Вина - является обязательным признаком субъективной стороны. Без вины нет и не может быть состава преступления, а следовательно, и уголовной ответственности.

Получение взятки - это  умышленная преступная деятельность. Субъективная сторона получение  взятки характеризуется виной в  виде прямого умысла. При получении  взятки виновный понимает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение каких либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя и при этом использует свое служебное положение. Умыслом в данном случае является осознание взяткополучателя об осведомлении взяткодателя, что получаемое должностным лицом вознаграждение незаконно. И дается она за действия (бездействия) предоставленные с использованием служебного положения.

Информация о работе Объект получения взятки