Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Актуальность изучения темы настоящей работы является динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современном Казахстане и в ее окружении, который настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой конституционного права необходимость выработки путей того, как Казахстану сохраниться в качестве державы, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, защитить права и свободы граждан, самобытность казахстанских граждан.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)


                           

[1]                                           Введение

 

В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Республики Казахстан особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места Казахстана в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом Казахстана к республики. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

       Нельзя сказать, что вопрос обеспечения безопасности возник для Казахстана именно сейчас.

Национальная безопасность Республики Казахстан (далее – национальная безопасность) – состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее  динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства.

 

       Национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.

Обеспечение собственной безопасности, а также безопасности своих граждан является одной из основных задач, но не функций любого государства.

Обеспечение безопасности нельзя считать целью государства, так как под ней следует понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность. Они должны быть четко закреплены в основном законе страны. Главная задача любого государства - создание необходимых условий для достижения им провозглашенных в конституции целей.

Задача обеспечения безопасности государства носит всеобъемлющий характер. Для ее достижения в каждой стране, в том числе и в Казахстане, требуется проведение комплекса мероприятий в различных сферах. Сегодня от ее успешного решения зависит само существование Казахстана как суверенной республики.

Обеспечение безопасности государства является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее защите служат практически все функции государства Казахстана. Среди них можно выделить, например, экономическую, социальную, экологическую, развития культуры, науки, образования (внутренние), обороны, интеграции в мировую экономику, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ (внешние).

Целью курсовой работы является рассмотрение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

   Актуальность изучения темы настоящей работы является динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современном Казахстане и в ее окружении, который настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой конституционного права необходимость выработки путей того, как Казахстану сохраниться в качестве державы, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, защитить права и свободы граждан, самобытность казахстанских граждан. 
Таким образом, возникает необходимость о защите конституционного строя и безопасности государства. В связи с обретением республикой суверенитета и вхождением в мировое сообщество в качестве самостоятельного субъекта, в стране начался новый этап реформирования уголовного законодательства, в том числе и по борьбе с названными преступлениями, который завершился принятием 16 июля 1997 г. нового УК РК. В данном кодексе была принята глава 5 "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства". 
 

Национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи. 
Обеспечение собственной безопасности, а также безопасности своих граждан является одной из основных задач, но не функций любого государства. 
Обеспечение безопасности нельзя считать целью государства, так как под ней следует понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность. Они должны быть четко закреплены в основном законе страны. 

    Задачами курсовой работы являются:

1.Более конкретно ознакомиться с понятием конституционного строя, а также раскрыть общую характеристику преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

2.Ознакомиться с преступлениями, посягающими на внешнюю безопасность и суверенитет Республики Казахстан.

3.Ознакомиться с преступлениями, посягающими на политическую системе Республики Казахстан.

       Объектом исследования в данной работе выступают преступления, которые посягаются на безопасность Республики Казахстан.

 

Моя курсовая работа состоит из  введения, трех глав, заключения.

       В первой главе мы раскрываем понятие конституционного строя, а  также понятие и характеристику преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

       Во второй главе мы знакомимся с преступлениями, посягающими на  внешнюю безопасность и суверенитет Казахстана, а именно государственная измена и шпионаж.

       В третьей главе мы знакомимся с преступлениями, посягающими на  политическую систему Республики Казахстан, а именно  посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан; насильственный захват или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, призывы к насильственному свержению или изменение конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[2]

  Глава I. Общая характеристика преступлений    

           против основ конституционного строя и

                        безопасности государства.

          

Рассматриваемая задача государства не может быть возведена в рамки абсолюта. Она строго подчинена принципам конституционного строя, которым не могут противоречить способы ее осуществления. Одной из существенных, отличительных характеристик Конституции РК 1995г. является то, что она закрепляет основы "конституционного строя". Ранее юридическая наука исходила из понятий "государственный" и "общественный строй". "Конституционный строй" - более целостная, широкая категория, которая исходит из приоритета Основного закона его верховенства для всех органов государственной власти, общественных институтов, граждан.

С наполнением реальным содержанием идеи высшей юридической силы Конституции, приданием ей прямого действия как никогда стал актуальным вопрос о ее реализации, трансформации из юридической в фактическую. Так, В.Т. Кабышев справедливо отмечает: "Понятие "конституционный строй" аккумулирует весь спектр многообразия механизма создания, действия и реализации Основного закона". Объективным является мнение В. О. Лучина, что "реальное бытие конституционных норм - это не только то, что закреплено в Основном Законе, но и то, что непосредственно включено в общественную практику". С учетом возросшей в настоящее время роли национальной безопасности для укрепления российской государственности, создания предпосылок для построения гражданского общества, защиты прав личности возможно было бы усилить конституционную базу данного института.

Национальная безопасность - категория во многом не только юридическая, но и политическая. Однако это не является препятствием для придания ей конституционного статуса. Как пишет О.Е. Кутафин, "расширение рамок конституционного регулирования политической деятельности государства повышает эффективность Основного закона, усиливает его воздействие на ход общественных процессов, свидетельствует о повышении роли Конституции в общественной и государственной жизни". Особенностью конституционных правоотношений является то, что в них заложен значительный политический потенциал. Конституция - это не только нормативно-правовой акт, но и документ, который должен обозначать принципы деятельности, цели, задачи Республики Казахстан, а также важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа.

 

 

 

 

 

1.1 Понятие и общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

       Новизна уголовно-правовых запретов, объединенных в главе «Преступление против основ конституционного строя и безопасности государства», заключается в следующем.

       Во-первых, законодатель изменил место расположения указанных преступлений в системе Особенной части УК. В уголовном кодексе 1959 года государственные преступления «открывали» Особенную часть Кодекса, однако развитие демократических начал уголовного право привело к необходимости выстроить новую иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом.

       Новый УК РК данным преступлениям отводит пятую главу (после преступлений против личности – гл.1, преступление против семьи и несовершеннолетних – гл.2, преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина – гл.3, преступлений против мира и безопасности человечества – гл.4, закрепляя тем самым конституционный принцип, что «высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы»)

       Во-вторых, УК КазССР 1959 г. в главе о государственных преступлениях объединял два раздела - об особо опасных государственных преступлениях и об иных государственных преступлениях (всего шесть составов преступлений). Фактически вторая группа преступлений посягала не на интересы государства как такового, а на основы государственного управления в различных сферах (например, в области обороноспособности, неприкосновенности государственных границ, нормальной работы железнодорожного, водного и воздушного транспорта, денежной и кредитной системы и т.д.). В связи с этим (так «называемые» иные государственные преступления) в новом УК РК расформированы по другим главам Особенной части УК РК, в зависимости от направленности их на тот или иной  объект уголовно-правовой охраны. Например, нормы об ответственности за бандитизм (ст.237 УК РК) и массовые беспорядки (ст.241 УК РК) помещены в главу «Преступления против общественного порядка»; уголовная норма, предусматривающая ответственность за умышленное незаконное пересечение охраняемой государственной границы РК (ст. 330 УК РК) – в главу «Преступление против порядка управления», а норма о нарушении правил международных полетов (ст.306 УК РК) в главу «Транспортные преступления» и т.д.

       В-третьих, новый УК РК 1997 года вводит понятие этих преступлений – «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». Это всего десять составов преступлений, пять из них ранее относились к особо опасным государственным преступлениям, три – к иным государственным преступлениям и два составами являются новыми.

       В-четвертых, формулировка статей об ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства лишена той идеологизированности, которая была присуща соответствующим составом прежнего УК РК.

       В-пятых, этап формирования уголовного законодательства по борьбе с государственными преступлениями сопровождался процессами криминализации и декриминализации деяний. Введена уголовная ответственность за насильственный захват или удержание власти  (ст.168 УК РК) и за вооруженный мятеж (ст.169 УК РК), а исключена ответственность за вредительство и две формы измены Родине – бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы.

       Хотелось бы обратить внимание, что эти изменения никоим образом не связаны со снижением общественной опасности рассматриваемых преступлений, а как было отражено выше, вызваны тем фактом, что в числе задач нового УК РК приоритетной является защита интересов человека и гражданина, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства.

       В основу выделения рассматриваемой главы положен общий родовой объект посягательства этих преступлений, который включает две составные части – основы конституционного строя и безопасность государства.

       Под основами конституционного строя в современной литературы понимается система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционного правового регулирования, которые определяются в конституциях отдельных государств как общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем конституционного строя.

       Основы конституционного строя РК определены в первом разделе Конституции РК. Они закрепляют форму государственной власти, признают человека, его права и свободы высшей ценностью, определяю народ как единственный источник государственной власти, определят пределы суверенитета РК, закрепляют принцип единства государственной власти ее функциональном разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, признают идеологическое и политическое многообразие, признают и равным образом защищают государственную и частную собственность, определяют соотношения действия Конституции и других законов и иных нормативных правовых актов и общепризнанных принципов и норм международного права и  международных договоров.

Информация о работе Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства