Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Актуальность изучения темы настоящей работы является динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современном Казахстане и в ее окружении, который настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой конституционного права необходимость выработки путей того, как Казахстану сохраниться в качестве державы, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, защитить права и свободы граждан, самобытность казахстанских граждан.
Информации, составляющие государственные секреты, секреты присваиваются ограничительные грифы « особой важности», «совершенно секретно» и «Секретно». Практика борьбы со шпионажем показывает, что иные сведения представляют собой практически неограниченную информацию, если она интересует зарубежную спецслужбу. Это сведения о конкретных лицах , образцы грунта, воды и конкретной местности планы и схемы подземных путей, железных дорог, аэропортов и других стратегических сооружений; сведения о социально- политической обстановке и конфликтных ситуациях в конкретной местности; моральное состояние людей и т. п
Особенности предмета преступления, объем и характер совершаемых действий, а также наличие или отсутствие связи с иностранной разведкой позволяют выделить в объективной стороне этого состава два вида шпионажа.
Первый вид шпионажа характеризуется совершением, как по заданию спецслужб иностранного государства, так и по собственной инициативе действий, связанных с передачей, собиранием, похищением или хранением с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты.
Под передачей указанных в статье сведений, составляющих государственные секреты, понимается их сообщение иностранному государству или их представителям. Сообщение это может быть сделано любым способом (устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.)
Похищение сведений - это незаконное (противоправное) их изъятие любым способом у законного обладателя. Если похищаемые сведения находятся на материальных объектах, то при наличии признаков кражи, либо другой формы хищения такие действия квалифицируются по совокупности со шпионажем.
Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения информации (подслушивание, выведывание, наблюдение, фотографирование, звукозапись и т.д.)
Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданными хранителю их обладателем. Хранить сведения можно как в помещении, так и в другом месте (в саду, огороде, лесу и т.д.). Хранителями данных сведений могут быть агенты-связники спецслужб иностранных государств, курьеры, содержатели "почтовых ящиков" и иные лица. Ответственность за хранение шпионских материалов ранее не предусматривалась.
Собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственные секреты, признаются шпионажем только в случае, если эти действия совершаются с целью передачи сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Отсутствие такой цели исключает уголовную ответственность, например собирание вышеназванных сведений с целью их коллекционирования.
Второй вид шпионажа, имеющий своим предметом иные сведения, не составляющие государственных секретов, состоит из собирания и передачи этих сведений. Это могут быть самые различные сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера, не относящиеся к государственным секретам. Ими могут быть и не секретные, в том числе открытые сведения, поэтому законодательство предусматривает такой формы их получения как похищение, и не предусматривает ответственность за их хранение (одно из отличий от первого вида шпионажа). Способны, собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной литературы, личное наблюдение, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д.
Собирание или передача сведений, не составляющих государственные секреты, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий. Во-первых, эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки, которое может выражаться в виде письменных шпионских инструкций, направленных агентам в почтовых отправлениях, через агентов- связников, с использованием тайников либо в виде личного инструктажа агента. Задания чаще всего передаются в зашифрованном виде, с использованием тайнописи, условностей, цифрового и буквенного шифра (такие задания получали разоблаченные еще органами КГБ СССР агенты иностранных разведок Филатов, Пеньковский и др.). Во-вторых, они должны быть предназначены для использования в ущерб внешней безопасности и суверенитета РК. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключают оценку деяния как шпионажа. Нельзя квалифицировать как шпионаж сбор и передачу иных сведений по собственной инициативе. Виновный в этом случае может нести ответственность за другие преступления при наличии признаков составов этих преступлений, например за государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против РК.
Данное преступление считается оконченным с момента совершения указанных выше действий. Установление контакта с иностранной разведкой и получение от неё задания являются приготовлением к данному преступлению. Пресеченная попытка собрать сведения, например, путем кражи, образует покушение на преступление.
Шпионаж, предметом которого являются иные сведения, образует оконченное преступление, если передача или собирание сведений осуществляются по заданию иностранной разведки. Если указанные действия совершаются по собственной инициативе, но с целью последующей передачи сведений иностранной разведке, они образуют приготовление к данному преступлению.
Истории советского уголовного законодательства известны многочисленные факты привлечения иностранных граждан к уголовное ответственности за шпионаж.
Субъективная сторона первого вида шпионажа характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - передачей сведений, составляющих государственные секреты иностранному государству, иностранной организации либо их представителям. Виновный сознает, что передает, собирает, похищает либо хранит в целях передачи вышеназванному адресату сведения, составляющие государственные секреты для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК, и желает этого.
Мотивы шпионажа могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют. Но характерными являются корыстные побуждения, так как шпионаж — это обычно профессиональная работа кадровых разведчиков, которая хорошо оплачивается.
Субъективная сторона шпионажа, предметом которого являются иные сведения, также характеризуется прямым умыслом: субъект сознает, что он собирает или передает сведения, которые хотя и не являются государственными секретами, но будут использованы в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК. Кроме этого, он также сознает, что выполняет задание иностранной разведки, и желает его выполнить.
Мотивы шпионажа могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют. Характерными для шпионажа являются корыстные побуждения, так как это обычно профессиональная работа кадровых разведчиков, которая хорошо оплачивается.
Субъектом шпионажа может быть вменяемая, достигшая 16 лет, лицо без гражданства или иностранный гражданин. Аналогичные действия гражданина РК квалифицируются как государственная измена в форме шпионажа (ст.165 УК РК). Соучастниками данного преступления (организаторами, подстрекателями либо пособниками) могут выступать и граждане РК при отсутствии в их действиях признаков государственной измены.
Вопрос об уголовное ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом , в случае совершения этими лицами шпионских действий на территории Рк, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Круг лиц, пользующихся таким иммунитетом, определяется Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 года.
Глава III. Преступления, посягающие на политическую
систему Республики Казахстан.
3.1 Вооруженный мятеж
Организация вооруженного мятежа либо активное в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан либо нарушение территориальной целостности Республики Казахстан-
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
Как самостоятельное преступление вооруженный мятеж (вооруженное восстание) был предусмотрен последний раз только в УК РСФСР 1926 года. Во время реформирования уголовного законодательства в конце 50-х годов данное общественно опасное деяние было декриминализировано.
[5]
В Уголовном кодексе РК такое деяние было опять криминализировано.
Непосредственным объектом вооруженного мятежа выступает политическая система РК.
Объективную сторону преступления образует организация вооруженного мятежа либо активное участие в вооруженном мятеже.
Вооруженный мятеж можно определить как организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РК, имеющей своей целью свержение или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства.
Под организацией вооруженного мятежа понимается деятельность лица или нескольких лиц, умышленно поднявшая людей на вооруженное восстание (мятеж) против законной власти, а также действия по руководству мятежом.
Вооруженность означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеют оружие и реальную возможность его применения.
Организация вооруженного мятежа означает деятельность лица или нескольких лиц по объединению усилий значительного числа людей к вооруженному выступлению против конституционных органов власти, а также действия по руководству мятежем. Такая деятельность может выразиться в разработке плана вооруженного выступления против органов власти, создании организационных структур для вооруженных действий, вовлечении в них граждан, действиях по руководству вооруженным мятежем и т.п.
Состав преступления в данной форме будет окончен с момента совершения организационных действий независимо от того, воплотились ли они в вооруженном мятеже или нет.
Вооруженность означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеют оружие и реальную возможность его применения.
В соответствии с Законом РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» от 30 декабря 1998 г. под оружием понимаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также для подачи сигналов».
При этом оружие должно быть в исправном состоянии, настоящим, а не его макетом. Преступление квалифицируется по ст. 169 УК независимо от того, было ли фактически применено оружие или нет.
Активное участие в вооруженном мятеже предполагает непосредственное участие в боевых действиях, совершение различных насильственных действий, к которым можно отнести оказание властям вооруженного сопротивления, в насильственном (с применением оружия) захвате правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи, средств массовой информации и т.п. действиях, направленных на достижение цели мятежа – свержение или
изменения конституционного строя лидо нарушение территориальной целостности РК. Под активном участии, вооруженном мятеже следует также понимать подстрекательство граждан к участию в вооруженном мятеже, подыскание необходимых средств, предметов и орудий предмета преступления, оказание помощи в организации вооруженного мятежа. Однако убийства, совершенные в процессе мятежа не охватывается составом данного преступления, и подлежат дополнительной квалификации по ст.96 УК РК.
Вооруженный мятеж в форме его организации является оконченным преступлением с момента первого вооруженного преступления мятежников. Действия, которые были направлены на организацию массовых вооруженных преступлений, но фактически не привели к ним, следует квалифицировать как приготовления к вооруженному мятежу.
Если преступление выразилось в активном участии в вооруженном мятеже, то оконченным оно может считаться с момента совершения участником мятежа конкретным насильственным действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.
Пассивные участники мятежа уголовную ответственность за рассматриваемое преступление не несут. Они могут отвечать за участие в незаконном военизированном формировании (ст. 236 УК), если они в нем состояли, или за незаконное приобретение, ношение, хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 251 УК).
Если вооруженный мятеж явился средством насильственного захвата власти, то содеянное следует квалифицировать по совокупности: ст. ст. 168 и 169 УК РК. По совокупности со ст. 236 следует квалифицировать вооруженный мятеж, если в нем принимало участие незаконное военизированное формирование.