Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Актуальность изучения темы настоящей работы является динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современном Казахстане и в ее окружении, который настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой конституционного права необходимость выработки путей того, как Казахстану сохраниться в качестве державы, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, защитить права и свободы граждан, самобытность казахстанских граждан.
Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что организует вооруженный мятеж или активно учувствует в нем, и желает совершить эти действия.
Обязательным признаком субъективной стороны является цель, которую ставят перед собой организаторы или активные участники вооруженного мятежа. Это может быть: свержение конституционного строя или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности РК.
Мотивы преступления могут быть различными: политическими, карьеристскими и другими, и на квалификацию общественно опасного деяния не влияют.
Субъектами вооруженного мятежа могут быть только его организаторы и активные участники, достигшие 16 лет.
3.2 Призывы к насильственному свержению или
изменению конституционного строя либо
насильственному нарушению единства
территории РК
Как правильно отмечается в юридической литературы, изучая формулировку данной статьи, нельзя забывать содержании соответствующей форме в прежнем законодательстве, которая предусматривало уголовную ответственность за так называемую антисоветскую агитации и пропаганду. В соответствии с этой статьей особо опасным государственным преступлениям признавалось распространение или хранение в целях подрыва и ослабление Советской власти в письменной, печатной или иной форме произведений, порочащих советский или государственный строй. Сегодня известно, что масштабы репрессий по этой статье были огромны.
Когда гражданину демократического государства гарантируется свобода слова и печати, то не может устанавливаться уголовная ответственность за критику правительства, государственных и общественных деятелей, даже если она не справедлива. Правильно отмечается, что только в условиях гласности и плюрализма мнений, открытости высказываний и оценок, государство может продвигаться по пути прогресса, устраняя недостатки, исправляя ошибки и добиваясь успеха. Поэтому законодатель сконструировал совсем иной состав – публичные призывы где основаниям уголовной ответственности выступают уже не политические или иные взгляды людей, а конкретное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом.
1. Публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти, подрыву безопасности государства или насильственному изменению конституционного строя, а равно к насильственному нарушению целостности Республики Казахстан и единства ее территории, а также распространение с этой целью материалов такого содержания —
наказываются штрафом в размере от трехсот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации или организованной группой, а равно лицом, ранее судимым по настоящей статье, —
наказываются штрафом в размере от одной до пяти тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от десяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан посягают на основы конституционного строя и безопасность государства.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступает политическая система РК.
Объективную сторону преступления характеризуют следующие виды деяний:
а) публичные призывы к насильственному захвату власти;
б) публичные призывы к насильственному удержанию власти:
в) публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя;
г) публичные призывы к подрыву безопасности государства;
д) публичные призывы к насильственному нарушению целостности РК и единства ее территорий;
е) распространение материалов, содержащих указанных выше призывов.
Призыв – это обращение, зовущее к непосредственному действию; эта такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, при которой путем непосредственного обращения к ним формируется побуждения к определенному виду деятельности. В данном случае призывы субъекта имеют конкретную цель – объединить граждан, активизировать их волю и направить поведение в русло прямого насильственного захвата или удержания власти либо изменения конституционного строя, подрыву безопасности государства или нарушения целостности РК и единства ее территории.
Важнейшим признаком уголовно-наказуемых призывов является их публичность. Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу лиц (к массам, толпе и т.д.), поскольку преследуют цель организации массовых выступлений против законной власти. В этом и заключается различие, с одной стороны, между призывом и подстрекательством, предполагающим склонение конкретного человека к совершению определенного преступления, а с другой – между призывом и агитацией (пропагандой), не содержащей обращения, призывающего к непосредственному действию.
Содержание первых трех действий (насильственный захват власти, насильственное удержание власти и насильственное изменение конституционного строя), к совершению которых призывает виновный, совпадают с содержанием действий, описанных при анализе объективной стороны преступления, предусмотренного в ст.168 УК РК.
Публичные призывы к подрыву безопасности государства – это призывы к совершению других преступлений против основ конституционного строя и безопасности РК (например, публичные призывы к государственной измене, посягательству на жизнь Президента РК, диверсии).
Другим важным признаком состава рассматриваемого преступления являются призывы именно к насильственному захвату власти, к изменению конституционного строя или нарушение целостности РК и единства ее территории. Если лицо призывает, например, изменит конституционный строй Казахстана без применения
[6]
насилия, то эти деяния не могут квалифицировать по указанной статье УК РК.
Преступления имеют формальный состав, и признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из описанных в диспозиции ст.170 УК РК действий: публичного призыва к насильственному захвату власти, публичного призыва к насильственному удержанию власти, публичного призыва к насильственному изменению конституционного строя РК, публичного призыва к порыву безопасности государства, публичному призыва к насильственному нарушению целостности РК и единства ее территории, а также распространение с этой целью материалов такого содержания.
Часть 2 ст.170 УК РК предусматривает повышенную ответственность за указанные публичные призывы, совершенные с использованием средств массовой информации, организованной группой, а равно лицом, ранее судимым по настоящей статье.
В соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями) под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие)».
Использование средств массовой информации предполагает, что призывы опубликованы в печати, переданы по радио или телевидению или по иным средствам массовой информации.
Ранее судимым по настоящей статье является лицо, имеющее не погашенную и не снятую судимость по ст.140 УК РК.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, при котором лицо сознает публичный характер и политическое содержание своего призыва, и желает совершить описанные в законе действия.
Субъектом является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
1.Из всех преступлений против государственной власти особое место, в силу значимости, занимают преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства. Эти преступления включены в главу 5 (Особенной части, ст. 165-174 УК РК).
2.Объективная сторона почти всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства характеризуется действиями. И только разглашение государственных секретов (ст.172 УК РК), утрата документов, содержащих государственные секреты (ст.173 УК РК), а также уклонение от призыва по мобилизации (ст.174 УК РК) с объективной стороны могут характеризоваться как действиями, так и бездействием.
3. Субъективная сторона рассматриваемой группы преступлений характеризуется умышленной формы вины, причем умысел может, только прямым. Исключение составляют такие составы, как разглашение государственных секретов, которое может быть совершенно как умышленно, так и по неосторожности и утрата документов, содержащих государственные секреты, для которой характерна только неосторожная форма вины.
4.Субъектами преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта
5.Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, в зависимости от непосредственного объекта, представляется возможным классифицировать следующим образом:
1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность и суверенитет Республики Казахстан: государственная измена (ст.165 УК РК) и шпионаж (ст.166 УК РК).
2. Преступления, посягающие на политическую систему Республики Казахстан: посягающие на жизнь Президента Республики Казахстан (ст.167 УК РК), насильственный захват или насильственное удержание власти (ст.168 УК РК), вооруженный мятеж (ст.169 УК РК), публичные призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан (ст.170 УК РК).
3. Преступления, посягающие на безопасность и обороноспособность РК: диверсия (ст.171 УК РК).
4. Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны: незаконное получение, разглашение государственных секретов (ст.172 УК РК), и утрата документов, предметов, содержащих государственных секретов (ст173 УК РК).
5. Преступления, посягающие на порядок комплектования Вооруженных Сил Республики Казахстан: уклонение от призыва по мобилизации (ст.174 УК РК).
Таким образом, конституционный строй - это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным и конституционным велениям, которая основана на совокупности основополагающих регуляторов, содействующих закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.
25
[1] В соответствии с законом Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527- IV « О национальной безопасности Республики Казахстан».
[2] .Кабышев .В.Т., Лучли В.О «Понятие конституционного строя»
[3] В соответствии с законом Республики Казахстан от 15.03. 1999 года № 349 – I «О государственных секретах».
[4] В соответствии с законом Республики Казахстан от 15.03. 1999 года № 349 – I «О государственных секретах».
[5] В соответствии с Законом РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» от 30 декабря 1998 г.
[6] В соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 г