Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:14, реферат

Описание

Понятие ОРД (ст. 1 ЗАКОН "Об ОРД") – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то государственными органами в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства.

Содержание

Понятие, принципы, задачи и правовая основа ОРД
Условия, основания проведения ОРМ
ОРМ
Органы, осуществляющие ОРД
Понятие и принципы ОРП
Сущность и принципы ОРП
Стадии ОРП
Сыскное доказывание и сыскные доказательства
Разработка в ОРП
Обеспечение уголовно-процессуальных доказательств в ОРП
Порядок предоставления фактических данных, полученных в результате ОРД,
органу дознания, следствию или в суд
Список условных сокращений

Работа состоит из  1 файл

ОРД.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

– обеспечение  безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, могущих оказать содействие в решении задач разработки и  изобличения преступников + участников уголовного с/производства + самих оперативных работников, которые осуществляют разработку, а также членов их семей и близких.

  2. Получение информации о вероятных объектах оперативной разработки.

  Ее  получают, как правило, задолго до заведения этих дел.

  Причины неполноты информации: несовершенство полученной информации; привычка о/у  делать выводы не на основании объективных  данных, а на интуитивных оценках.

  Цели  преступников: поиск сообщников, лиц, которые могут стать партнерами по проведению досуга (проститутки, наркотики, азартные игры).

  Оперативные комбинации выполняют регулятивную функцию для получения интересующей информации. Строятся на элементах  психологии.

  Информация  о лицах, освободившихся из МЛС, намеренных продолжать преступную деятельность.

  На  первом этапе расследования сведения о лицах в поисково-информационных системах.

  В последующем составляется запрос в  поисково-информационную систему по признакам внешности, способу, преступным кличкам и т.д. Затем проверка причастности найденных в системе лиц к преступлению.

  Может устанавливаться наблюдение по фиксированию связей, передаче вещей, денег.

  Одна  из целей поиска лиц, находящихся  по оперативно-профилактическим наблюдением  – установление осведомленности.

  3. Получение информации  разработки

  может использоваться информация оперативной  профилактики. Она используется в  целях:

  – выявления источников информации;

  – проведения операций целей разработки (главная роль, детальная осведомленность  о составе микросреды и связях, отношениях и звеньях).

  4. Особенности информационных  процессов при  оперативной разработке

  Существуют  особенности информационных процессов:

  – непрерывность;

  – цикличность.

  Объективные данные + субъективное восприятие à искажение(пропуск, недооценка фактов, ошибочное восприятие, потеря информации, специфика преобразования поступившей информации).

  5. Особенности оперативной  разработки организованных  преступных сообществ – особый вид преступной деятельность (законодатель).

  Необходимо  изучить:

  – совокупность участников;

  – наличие общих целей и групповых установок;

  – характер групповых норм поведения  и личностное поведение членов ОПС;

  – мотивы участников вступления в ОПС;

  – распределение ролей между участниками  ОПС;

  – механизм неформальной координации  действий участников ОПС;

  – лидерство и макролидерство в ОПС;

  – методы управления в сообществе;

– цели организованного сообщества, виды, размеры деятельности, технологические  характеристики процесса преступной деятельности;

  – организационная структура и  специфика деятельности;

– технология преступных операций применительно к видам готовящихся и совершаемых операций;

– механизм контроля и санкции в ОПС, степень участия;

– личностные характеристики и характеристики межличностных  отношений внутри групп и сообщества в целом;

– профиль  деятельности;

– характеристика мест совершения преступлений;

– характер взаимодействия с другими ОПС;

– характеристика фактического лидерства.  

  Задачи  оперативных подразделений 

– недопущение или отграничение трансформации уголовно-преступных групп в ОПС различных видов;

– исключение, снижение негативного воздействия  ОПС на общественно-политическую, экономическую  и социальную жизнь общества и  государства;

– недопущение  или пресечение планируемых преступлений;

– раскрытие  преступлений (зарегистрированных, латентных), обеспечение по ним доказательственной базы;

– осуществление в ходе проведения ОРМ сбора доказательств о роли каждого из участников;

– организация  и осуществление оперативного сопровождения  у/д, которые возбуждаются на участников ОПС;

– пресечения давления на следственные, судебные органы и свидетелей;

– обеспечение  оперативного контроля за лидерами в  МЛС;

– проникновение  в ОПС, обеспечение ориентировки, создание системы оперативного слежения за участниками ОПС с целью предупреждения совершения преступлений.  

  Для оперативной разработки сообществ  необходимо обеспечить нейтрализацию  факторов, способствующих… 

  Для поиска информации необходимо выделить комплекс взаимоотношений в этой системе, источник информации проверить.  

  Источники вторичной информации:

  – отчеты о производственно-хозяйственной  деятельности;

  – отчеты о конкурентных явлениях;

  – справочные издания о конъюнктуре  рынка, о тенденциях развития;

  – данные о регистрации лицензий, патентов, исключительных прав;

  – информация о торгах, участниках, конкурентах;

– материалы  арбитражной практики, антимонопольного комитета, специализированных рекламных  агентств;

– сведения о маркетинговой связи, о перспективных отраслях экономики;

– публикуемые  в СМИ версии о направлении  развития рыночной системы.

  Результаты  ОРД – полученные данные при проведении ОРД о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях + о лицах + о событиях, угрожающих общественное безопасности + о лицах, пропавших без вести + о лицах, уклоняющихся от следствия и суда.

  2 форма реализации  данных ОРД: 

  1. Не имеет уголовно-процессуального  значения, т.е. данные используются  для ориентирования органов дознания, следствия и суда в целях  быстрого и полного расследования  + для решения вспомогательных  оперативно-служебных задач (составление плана проведения мероприятий по проверке информации, привлечение граждан к осуществлению ОРМ).

  Порядок взаимодействия органов обеспечивается ведомственными актами.

  2. Уголовно-процессуальные данные  – они прямо указаны в ЗАКОН "Об ОРД":

– мероприятия по розыску лиц (пропавших без вести, уклоняющихся от следствия и суда) + лиц, подготавливающих и совершающих преступления.

  Результаты  ОРД используются в качестве поводов  и основания для возбуждения  у/д + могут представляться дознавателю, следователю или судье, в производстве которых находится данные у/д + могут использоваться в качестве доказательств по у/д + для принятия решений:

  а) о допуске к сведениям, составляющим гос. тайну;

б) о  допуске к объектам, представляющим опасность для жизни, здоровья человека и для окружающей среды;

в) о  допуске к участию в ОРД  или к материалам, полученным в  результате ОРД;

г) об обеспечении  собственной безопасности субъекта, осуществляющего ОРД.

Для возбуждения  у/д – поводы и основания должны отвечать:

Требования результатов ОРД:

– относимость  к конкретному у/д;

– доказанности;

– должны отвечать положениям законодательства (исчерпывающий перечень в ст. 6 ЗАКОН "Об ОРД");

– обеспечение  режима секретности (2 требования):

   а) должны иметь значение для у/д;

   б) должны обеспечить сохранность данных по у/д (сведения о внедренных лицах; о результатах ОРД; о внештатных сотрудниках).

Обеспечение уголовно-процессуальных доказательств в  ОРП

 

  Результаты  ОРД могут стать доказательствами (ст. 89 УПК РК) после их проверки + в случае соответствия их требованиям, предъявляемым к доказательствам.

  Необходимо  принимать меры к обеспечению  сохранности доказательств.

  – добывание информации по всем элементам;

– создание ситуации, когда фактические данные собирались и закреплялись способами, предусмотренными УПК.

  Справки, рапорты – непроцессуальные способы  фиксации обстоятельств à гарантия объективности сообщаемых сведений.

  Требования  к обеспечению  уголовно-процессуальных доказательств 

  1. Предпринимаемые меры не должны побуждать к формирования умысла на совершение ОО деяний;
  2. Восприятие фактических данных  должно происходить в таких условиях, чтобы обеспечить возможность собирания и проверки информации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
  3. Должны быть достоверные данные, имеющие отношение к предмету доказывания по конкретному у/д;
  4. Должна исключаться возможность необеспечения нарушения прав, свобод, интересов граждан, организаций, учреждений;
  5. Не должна допускаться утечка сведений об организации и тактике проведения ОРМ, так как это гос. тайна;
  6. Проводимые ОРМ должны основываться на принципе сочетания гласного и негласного методов.
 

  Представление результатов ОРД должно сопровождаться сведениями о проведении ОРМ (кем, когда, с использованием каких средств  собиралась информация). Следователь должен ознакомиться и вынести постановление о приобщении к материалам у/д.

Порядок предоставления фактических  данных, полученных в результате ОРД, органу дознания, следствию  или в суд

 

  Нормативно-правовое обоснование: К РК, УПК, ЗАКОН "Об ОРД", ведомственные акты.

  Результаты  ОРД:

  – могут быть поводами, основаниями  для возбуждения у/д;

  – могут  использоваться в доказывании;

  – могут использоваться в качестве вспомогательной информации.

  Данные  должны содержать сведения: когда, где обнаружены признаки преступления, об очевидцах преступления, о местах нахождения следов и т.д. (о наличии события преступления, о безвестном отсутствии лица, об уклонении от следствия и суда), об источниках доказательств, о сведениях о месте нахождения орудий преступления, денежных средств и др..

  Данные  могут представляться по результатам  отдельных поручений следователя, указаний прокурора, определению суда + по инициативе органа, осуществляющего  ОРД (должно быть основание необходимости  представления этих данных) – в сопроводительном документа.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности