Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
определить общую характеристику производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;
рассмотреть Пекинские правила

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых («Пекинские правила») 6
ГЛАВА II. Особенности досудебного производства по уголовным делам несовершеннолетних 11
2.1 Особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 421 УПК РФ) 11
2.2 Особенности производства следственных действий и применения мер предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых 16
2.3 Особенности окончания предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых 20
ГЛАВА III. Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних 23
3.1 Особенности судебного разбирательства несовершеннолетних 23
3.2 Особенности решений принимаемых при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Уг. процесс..doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

 

2.1 Особенности  предмета доказывания по уголовным  делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 421 УПК РФ)

 

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства  по уголовному делу о преступлении, в котором подозревается или  обвиняется несовершеннолетний, наряду с общим предметом доказывания (ст. 73 УПК РФ) особое внимание уделяется установлению специфичных для данной категории уголовных дел обстоятельствам ст. 421 УПК РФ, образующих специальный предмет доказывания по уголовном делам в отношении несовершеннолетних.

Под предметом доказывания  по уголовным делам в отношении несовершеннолетних понимается комплекс обстоятельств, подлежащих установлению по общим правилам действием ст. 73 УПК РФ с учетом особенностей психофизиологического и социального развития несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, направленных на справедливое разрешение уголовных дел и способствующих выполнению назначения уголовного судопроизводства.

Ч.1 ст. 421 УПК РФ закрепляет особые обстоятельства, подлежащие установлению, когда расследуется или рассматривается  судом дело, где обвиняемый –  несовершеннолетний. Это: 

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих  об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полном мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Точное выяснение возраста несовершеннолетнего необходимо для  решения вопроса о том, подлежит ли несовершеннолетний уголовной ответственности. Возраст устанавливается данными  свидетельства о рождении, паспорта, сведениями из архива органов загса или паспортно-визовой службы ФМС России.

Возраст подростка (число, месяц, год рождения – п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) определяется в первую очередь, поскольку уголовная ответственность  наступает с шестнадцатилетнего, а по отдельным преступлениям – с четырнадцатилетнего возраста (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ). Для решения ряда вопросов необходимы данные о возрасте несовершеннолетнего:

  • о возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего;
  • о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности;
  • о применении особого порядка расследования;
  • о применении уголовно-процессуальных норм, устанавливающих сроки, виды и пределы наказания, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельств и т.д.

В соответствии с п. 5 ст. 196 УПК РФ при отсутствии официальных  документов или при наличии обоснованных сомнений в их подлинности в обязательном порядке назначается судебно  – медицинская экспертиза.

В случае установления судебно – медицинской экспертизой возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста лиц. При этом лицо считается достигшим соответствующего возраста не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, то есть на следующие сутки.

Установление условий  жизни и воспитания несовершеннолетнего  включает в себя информацию о семье  несовершеннолетнего, роде занятий родителей или лиц, их заменяющих, образе их жизни, взаимоотношениях в семье. Немаловажное значение имеет выяснение условий учебы и работы (если подросток работает): какова успеваемость, поведение, имеет ли склонность к каким – либо предметам, участвует ли в общественной жизни учебного заведения, чем увлекается. Если несовершеннолетний не учится, не работает, то обязательно выясняются причины, по которым он оставил работу или учебу, а также то, известно ли об этом семье и соответствующим государственным органам4.   

Необходимо выяснить перечень обстоятельств, при установлении условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, эти обстоятельства можно разделить  на три группы:

1) обстановка и взаимоотношения в семье: состав семьи, материальные условия жизни, образовательный уровень ее членов, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, взаимоотношения взрослых и детей, наличие конфликтных ситуаций и т.д.;

2) обстановка и психологический  климат в учебном заведении,  предприятии, форме или организации, где учится или работает несовершеннолетний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения в коллективе;

3) обстоятельства, характеризующие  связи и времяпровождение несовершеннолетнего  вне дома или работы, т.е. вхождение  в различные формальные и неформальные группы и объединения, характер общения в этих группах, формы проведения свободного времени.

Среди документов, содержащих важную информацию об условиях жизни  и воспитания несовершеннолетних, а  также о других особенностях личности, особое место занимают его личные записи. К таким записям относятся дневники, письма, записные книжки и т.д. В сферу внимания дознавателя, следователя в результате обыска, осмотра, представляются самими несовершеннолетними, их родственниками и другими лицами попадают эти документы. Все указанные записи, помимо прочего, приобретают значимость для установления знакомств и связей подростка.

В отношении несовершеннолетнего важное значение по уголовным делам имеет установление уровня его психического развития и иных особенностей личности. Согласно ч. 3 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, также прекращению подлежит уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, так как он не будет являться субъектом преступления в силу того, что не мог в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения преступления.

Согласно п. 3 ст. 196 УПК  РФ установление психического состояния обвиняемого (подозреваемого), когда возникает сомнение в его вменяемости, сопровождается обязательным назначением судебной экспертизы.

Без тщательного выяснения  условий жизни и воспитания несовершеннолетнего  и обстоятельств, негативно повлиявших на его воспитание, как правило, невозможно сделать правильный вывод о непосредственных причинах, приведших его к совершению преступления. Выяснение этих обстоятельств необходимы следователю и суду для правильного решения вопроса о мерах, которые целесообразно применить для исправления несовершеннолетнего.

Подросток, чаще всего  окончательно не сформировавшаяся личность, находится в большой зависимости  от окружения среды, материального  положения и морального климата  в семье.

Требование закона о  необходимости установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) означает, что выяснению подлежит круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и в чем конкретно это влияние выражается.

Установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц представляет определенную сложность.

Несомненно, по каждому  уголовному делу в отношении несовершеннолетних должны устанавливаться обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и приниматься меры по их устранению (ч. 2 ст. 73 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 158 УПК  РФ дознаватель, следователь, установив  обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе нанести в соответствующую  организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Соблюдение установленных  выше правил дает возможность полно и объективно изучить личность несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), принять правильное решение о возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности либо освобождения от нее, назначения ему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также определить содержание этих мер.

2.2 Особенности производства следственных действий и предварительное расследование мер по уголовным делам несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых

 

Следственными действиями следует считать производимые следователем или органом дознания (дознавателем) уголовно – процессуальные действия познавательного характера, направленные на собирание и проверку доказательств.

Целью любого следственного действия является получение значимой для информации о событии преступления, о лицах, его совершивших, о других подлежащих установлению обстоятельствах. В свою очередь, основные задачи следственного действия – это получение новых или проверка имеющихся доказательств.

Условия правомерности  любого следственного действия заключаются  в точности соблюдения всех предусмотренных  законом процессуальных правил, регламентирующих его подготовку, непосредственное осуществление, а также фиксацию результатов. Такие процессуальные правила можно разделить на две группы:

1. общие правила, которые в целом регламентируют производство всех следственных действия (ст. 164 – 170 УПК РФ);

2. частные правила,  определяющие порядок производства  отдельно взятых или близких  по характеру следственных действий, например осмотра, обыска, выемки, допроса и т.д. (гл. 24 – 27 УПК РФ).

Несоблюдение общих  либо частных правил производства следственных действий влечет их признание незаконными, а получение, таким образом, доказательств  – недопустимыми (полностью либо в какой-то части)5.

Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в  процессуальном аспекте заключаются  в следующем:

  • вызов несовершеннолетнего для производства следственного действия;
  • специфический круг лиц, участвующих в следственном действии;
  • процессуальный порядок производства следственного действия с участием несовершеннолетнего.

УПК РФ устанавливает  особенности проведения следственных действий с участием несовершеннолетних только в отношении допроса.

 Ключевым следственным действием является допрос несовершеннолетнего обвиняемого. Под допросом необходимо понимать процессуальные действия, заключающиеся в получении и закреплении лицом (органом), ведущим производство по делу, в установленной законом форме показаний - сообщаемых допрашиваемым сведений, на основе которых суд, следователь, дознаватель устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для уголовного дела6.

В соответствии со ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день. С учетом возраста несовершеннолетнего и по ходатайству подозреваемого (обвиняемого), его законного представителя и защитника общая продолжительность допроса и продолжительность допроса без перерыва по решению следователя, дознавателя и суда может быть сокращена до разумных пределов. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен быть прерван в любое время, если его продолжение может угрожать его здоровью. Согласно п. 4 ст. 187 УПК РФ в котором закреплено, что «При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача». Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установленным в ст. 167 УПК РФ. 

Временное ограничение  допроса несовершеннолетних является эффективной мерой. Так психологи и криминалисты считают, что с учетом факторов быстрой утомляемости подростков, закон должен определить длительность допроса для разных возрастов7.

При допросе несовершеннолетнего  подозреваемого следователь, дознаватель  должен наиболее эффективно пользоваться имеющимися у него доказательствами, так как даже небольшой их объем способен побудь несовершеннолетнего подозреваемого на дачу правдивых показаний, как в отношении себя, так и в отношении соучастников8.

Информация о работе Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних