Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:12, контрольная работа

Описание

Преступность несовершеннолетних всегда привлекала повышенное внимание как теоретиков в области криминологии, социологии, психологии, уголовного права, так и практиков в области правоохранительной деятельности. Это вполне обоснованно, поскольку лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Содержание

Содержание
Введение 1
Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности 3
ШТРАФ 4
ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 6
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 7
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 8
АРЕСТ 9
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК 10
Особенности назначения наказания несовершеннолетним 12
Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности 21
Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания 25
Принудительные меры воспитательного воздействия 28
Особенности исчисления сроков давности и судимости 31
Заключение 33
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Готовая контрольная работа по уголовному праву.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

      Статья 90 УК позволяет суду освободить несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер  воспитательного воздействия.

      Основанием  для такого освобождения выступает  совершение несовершеннолетним преступления, отнесенного законодателем  к категории преступлений небольшой или средней тяжести.

      В качестве условия применения такого освобождения законодатель называет возможность исправления несовершеннолетнего посредством применения принудительных мер воспитательного воздействия.

      Решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности может быть принято и в ходе предварительного следствия прокурором, следователем либо дознавателем с согласия прокурора, которые в этом случае выносят постановление о прекращении уголовного преследования и о возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия, которое вместе с уголовным делом подлежит направлению в суд.

      Решение об освобождении несовершеннолетнего  от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия может быть принято судом и при отсутствии соответствующего постановления органов предварительного расследования, если в процессе судебного рассмотрения дела о преступлении небольшой или средней тяжести суд придет к выводу о возможности исправления подростка посредством применения принудительных мер воспитательного воздействия, причем такое решение судом принимается коллегиально.

      Принимая  решение о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, суд должен учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, роль подростка в содеянном, мотивы и цели, побудившие его к совершению преступления, возможность исправления подростка без применения к нему мер уголовного наказания, эффективность конкретных мер воспитательного воздействия исходя из условий жизни и воспитания подростка. Закон не связывает возможность освобождения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия с отсутствием со стороны виновного преступного поведения в прошлом, поэтому такие меры воспитательного воздействия могут быть назначены как подросткам, впервые совершившим преступления, так и ранее совершавшим преступления. Однако в последнем случае требуется более тщательный подход к решению вопроса о возможности применения такого освобождения от уголовной ответственности.

      Перечень  принудительных мер воспитательного  воздействия закреплен в ч. 2 ст. 90 УК и носит исчерпывающий характер. Суд может назначить любую из следующих мер:

    1. предупреждение;
    2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специального государственного органа;
    3. возложение обязанности загладить причиненный вред;
    4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

      Законодатель  не подразделяет эти меры на основные и дополнительные, однако ч. 3 ст. 90 УК позволяет одновременно назначить несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение и передачу под надзор родителей; возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга.

      При избрании в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специального государственного органа, либо ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего суды должны определить срок применения этой меры.

      В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК продолжительность  таких мер должна составлять от 1 месяца до 2 лет при совершении лицом преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет – при совершении преступления средней тяжести.

      Остальные меры (предупреждение, возложение обязанности  загладить причиненный вред) не являются срочными и указания срока своего применения не требуют.

      Освобождения  от уголовной ответственности с  применением принудительных мер воспитательного воздействия носит условный характер. Решение суда об освобождении от уголовной ответственности может быть отменено в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия по представлению специализированного государственного органа.

      Систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия  может выражаться в неоднократном, совершенном два и более раза, уклонении лица от исполнения возложенной  на него обязанности, например, оставлении школы, невыполнение законных требований родителей или лиц, их заменяющих, самовольный уход из воспитательного учреждения, несоблюдение режима т.п. Если лицу было назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, то уклонение может выражаться в систематическом нарушении как обеих мер, так и любой из них, а равно в случае последовательного нарушения вначале одной, а затем – другой.

      При рассмотрении в судебном заседании вопроса об отмене принудительных мер воспитательного воздействия необходимо обратить особое внимание на факт фиксации случаев нарушения подростком принудительных мер воспитательного воздействия, а также не законность и обоснованность их требования.

      В случае принятия судом решение об отмене в порядке ст. 427 УПК постановления о прекращении уголовного преследования вопрос о дальнейшей уголовной ответственности несовершеннолетнего решается на общих основаниях. Суд вправе назначить ему наказание, освободить от уголовной ответственности или от наказания по реабилитирующим или нереабилитирующим основаниям, применить отсрочку исполнения приговора или условное осуждение и т.п.

 

Особенности освобождения несовершеннолетнего  от уголовного наказания

      Освобождение  несовершеннолетних от уголовного наказания  может иметь место как в  соответствии с общими нормами об освобождении от наказания             ( ст.79-83 УК) в связи с изданием акта амнистии или помилования (ст. 84-85 УК), так и с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК).

      Законодатель  регламентирует лишь особенности условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 93 УК) и освобождение от уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК).

      Несовершеннолетнему не может быть назначено наказание  в виде содержания в дисциплинарной воинской части, поэтому ст. 93 УК устанавливает особенности условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего лишь от лишения свободы.

      Условно-досрочное  освобождение несовершеннолетнего  от дальнейшего отбывания лишения  свободы может иметь место при установлении судом, что лицо не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания.  При этом суд вправе условно-досрочно освободить несовершеннолетнего не только от основного, но и от дополнительного наказания, которое может быть отменено полностью или частично.

      Принимая  решение об условно-досрочном освобождении от наказания лица, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте, суд  может обязать его не менять постоянного  места жительства, работы, учебы  без уведомления специализированного государственного органа, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи т.п.

      Условно-досрочное  освобождение может состояться в зависимости от срока отбытого наказания, продолжительность которого определяется категорией совершенного лицом преступления и составляет соответственного:

    1. не менее одной трети срока наказания, назначенного за совершение преступления небольшой, средней тяжести или тяжкого преступления;
    2. не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление.

      В остальной части в отношении  условно осужденного действуют  общие положения, предусмотренные ст. 79 УК.

      Часть 1 ст. 92 УК позволяет освободить от наказания несовершеннолетнего, осужденного за совершение преступления небольшой или средней тяжести, заменив его принудительными мерами воспитательного воздействия из числа предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК.

      В случае систематического неисполнения подростком назначенной судом принудительные меры воспитательного воздействия она может быть отменена и заменена наказанием в соответствии с ч. 4 ст. 90 УК.

      В ч. 2 ст. 92 УК установлена особая принудительная мера воспитательного воздействия, именуемая помещением лица в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.  Такая мера может быть назначена только несовершеннолетним, совершившим преступление средней тяжести или тяжкое преступление. Представляется, что избрание данной меры в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести, может иметь место лишь при установлении судом невозможности (неэффективности) применения к несовершеннолетнему иных принудительных мер воспитательного воздействия и в то же время возможности его исправления без применения уголовного наказания.  Применение этой принудительной меры воспитательного воздействия должно быть обусловлено необходимостью применения в отношении несовершеннолетнего особых условий воспитания, обучения и специального педагогического подхода, что, по нашему мнению, должно быть мотивировано в приговоре суда.

      Законодатель  ограничивает применение данного вида освобождения от уголовного наказания к лицам, совершившим преступления, перечисленные в ч. 5 ст. 92 УК, которые относятся к категории тяжких преступлений и лишь одно из них (ч. 2 ст. 208 УК) представляет собой преступление средней тяжести.

      Срок  пребывания в воспитательных учреждениях  закрытого типа не имеет минимальной  границы, его максимальная продолжительность не может составлять более 3 лет и ограничена достижением несовершеннолетним 18 лет.

      Если  судом будет установлено, что  несовершеннолетний более не нуждается  в пребывании в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, то применение этой меры может быть прекращено досрочно, такое решение в силу ст. 432 УПК принимается судьей единолично.

      Законодатель  допускает продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном  учебно-воспитательном учреждении закрытого  типа лишь по мотиву необходимости завершения несовершеннолетним профессиональной или общеобразовательной подготовки и только по ходатайству самого несовершеннолетнего.

      Поскольку помещение несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное учреждение не указано в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в ч. 2 ст. 90 УК, поскольку, вероятно, на эту принудительную меру воспитательного воздействия не могут быть распространены положения ч. 4 ст. 90 УК о возможности ее отмены в случае ее систематического неисполнения несовершеннолетним (например, неоднократные побеги из воспитательного учреждения, нарушение режима, неисполнение требований администрации и установленных запретов и т.п.). 

 

Принудительные  меры воспитательного  воздействия

      Статья 91 УК раскрывает содержание принудительных мер воспитательного воздействия, определяя их следующим образом.

      Предупреждение  выражается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного преступлением, и последствий повторного совершения преступления.

      Это одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия. Ее имеет смысл применять в тех случаях, когда подросток полностью осознал ошибочность своего преступного поведения, раскаялся, а причиненный его действиями вред незначителен.

      Разъяснение выражается в объяснении подростку опасности причиненного его деянием ущерба (особенно если он выражается в причинении морального ущерба, упущенной выгоды и т.п.),  недопустимости последующего девиантного поведения и последствий такого поведения – возможности назначения наказания, в том числе связанного с изоляцией от общества, последующей судимости и т.п. Представляется, что разъяснение должно быть облечено, как правило, в письменную форму, скреплено подписью как самого подростка, так и лица, разъяснившего ему последствия повторного совершения преступления.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних