Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение основных аспектов деятельности органов предварительного следствия:
Задачи исследования:
1. Изучение истории становления органов предварительного следствия в России.
2. Изучение понятия и функций органов предварительного следствия в системе МВД РФ.

Работа состоит из  1 файл

курсачччч.docx

— 55.33 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Изменения, произошедшие в  общественной, политической и экономической  жизни России, послужили катализатором  для кардинального реформирования уголовной и уголовно-процессуальной политики, приведения действующего законодательства в соответствие с принципами международного права в целях обеспечения  баланса законных интересов личности, общества и государства.

С момента принятия обновленного уголовно-процессуального законодательства прошел достаточный срок для того, чтобы выявить и исследовать  как позитивные тенденции, так и  проблемы, возникающие при реализации отдельных норм и целых институтов.

Одной из таких проблем, касающихся обеспечения прав и законных интересов  лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, являются итоговые решения, связанные с окончанием предварительного расследования и  производства по уголовному делу в  целом.

Нормативная регламентация  данного этапа досудебного производства подверглась значительным переменам  после принятия УПК РФ. Вместе с  тем далеко не все положения, сформулированные законодателем, можно признать теоретически и эмпирически обоснованными. Новое уголовно-процессуальное законодательство не только не исчерпало, а напротив, значительно усилило потребность в тщательной теоретической разработке проблем досудебного уголовного судопроизводства, в частности, этапа, характеризующего его окончание, что обусловлено одинаковой сущностью принимаемых в итоге решений: и в случае направления дела в суд с обвинительным заключением либо обвинительным актом (при последующем судебном разбирательстве), и в случае прекращения уголовного дела - последнее разрешается по существу.

Актуальность исследованию придает также анализ отдельных  аспектов рассматриваемой деятельности в свете изменений, внесенных  федеральными законами в УПК РФ, в частности, касающихся осуществления контроля (надзора) за окончанием расследования и дознания и др.

Разработке проблем, связанных  с окончанием предварительного расследования, серьезное внимание уделялось такими учеными, как С. В. Бажанов, Ю. Н. Белозеров, В. П. Божъев, В. Н, Григорьев, К, Ф. Гуценко, А. Я. Дубинский, С. П. Ефимичев, Н- В. Жогин, Л. М. Карнеева, Ю- К, Кореневский, А, М. Ларин, П, А. Лупинская, Г. М. Миньковский, В. А. Михайлов, В. В. Николюк, В.М.Савицкий, А, Б. Соловьев, М. С. Строгович, Ф. Н. Фаткуллин, Г, П. Химичева, А, А. Чувилев, Н. А, Якубович и многими другими.

Объект данного исследования – общественные отношения в сфере  происхождения и становления  органов предварительного следствия  в России.

Цель исследования – изучение основных аспектов деятельности органов  предварительного следствия:

Задачи исследования:

  1. Изучение истории становления органов предварительного следствия в России.
  2. Изучение понятия и функций органов предварительного следствия в системе МВД РФ.
  3. Рассмотрение основных аспектов органов предварительного следствия как учебной дисциплины.

 

 

  1. История становления органов предварительного следствия в России в Советский период.

 

В Российской Федерации до рассмотрения уголовных дел в  суде производится их предварительное  расследование. Оно в соответствии с уголовно- процессуальным законом  представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие  и пресечение преступлений, изобличение  и привлечение виновных к уголовной  ответственности. Закон так же обязывает  данные органы принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.

Деятельность данных органов  в конечном итоге является основой  последующей судебной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных  дел, поскольку в процессе судебного  разбирательства суд, несмотря на его  независимость и самостоятельность, при исследовании доказательств  использует данные, полученные органами предварительного следствия.

В историческом развитии уголовного судопроизводства появление органов  следственной власти было вызвано отсутствием  достаточного числа обвинителей  среди частных лиц, необходимостью вести исследование с энергией и  затратой значительного принуждения  на добытие доказательств и привлечение  нужных для правосудия лиц к суду1.

Проводимые в России судебно  правовые реформы направлены на эффективную работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сочетании с гуманным отношением к человеку, попавшему в сферу уголовно- процессуальных отношений. В этом же направлении должно изменяться предварительное следствие.

Естественно, что в ходе реформирования любого государственного института накапливается определенный историко-правовой опыт, заслуживающий  пристального внимания и тщательного  изучения в целях его учета  и возможного использования в  последующих реформаторских шагах.

Отечественный опыт показывает, что, как правило, реформаторские изменения  в институте предварительного следствия  обычно происходили в русле широкомасштабных судебных реформ, которые сами при  этом органично вписывались в  исторические, экономические, политические, и нравственные самобытные процессы жизнесуществования России. Важно подчеркнуть, что судебные реформы, в свою очередь, сами являлись и являются следствием глобальных исторических процессов, зачастую предшествующих смене общественно-экономических  формаций в том или ином государстве. Именно это обстоятельство диктует  необходимость проблему реформирования правовых институтов рассматривать  в контексте комплекса всех реформ, проводящихся в государстве.

Исторический опыт свидетельствует, что коренные изменения социально-политические устройства государства, как правило, влекут за собой реформирование судебно-правовой системы.2

С  1917 г. произошло упразднение  института судебного следователя  и передача производства предварительного следствия по уголовным делам  единолично судьями, а по делам, подсудным  революционным трибуналам, - коллегиальными следственными комиссиями при Советах  народных депутатов или ревтрибуналах. После принятия первого УПК РСФСР 1922 г. законодательно была оформлена организационная и процессуальная независимость следователя от прокурора и органов дознания и он был отнесен к судебному ведомству, однако в его деятельности осталась функция уголовного преследования, во исполнение которой он был обязан предъявлять обвинение, допрашивать обвиняемого и составлять обвинительное заключение.3

Декретом о суде № 1 в  ноябре 1917г. существовавшие институты  судебных следователей, прокурорского  надзора, присяжной и частной  адвокатуры были упразднены, производство предварительного следствия возлагалось  на местных судей единолично. Однако они не справлялись с большим  количеством уголовных дел, а  поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования  дел о контрреволюционных преступлениях  были созданы при местных органах  власти. Затем для расследования  дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и  других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В это время наблюдается  активный поиск новых форм организации  и деятельности следственных органов.

Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме  дознания), а в ряде случаев - на народного  судью. 20 декабря 1917 г. была создана  Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме  других обязанностей, расследование  уголовных дел о государственных  преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались должности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям) было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, требования которого при производстве следственных действий признавались общеобязательными.

Следователь объявлялся носителем  судебной власти, границы которой  были обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять  процедуру отвода.

С созданием в декабре 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии расследование дел о  государственных преступлениях  вошло в ее полномочия.

В 1920-х годах формируется  нормативная база проведения предварительного следствия, определяются организационные  формы деятельности следственного  аппарата.4

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право  производства предварительного следствия  было передано Министерству охраны общественного  порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в  действие и положило начало официальной  деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного  аппарата в органах внутренних дел  Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими  потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение  оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия  МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль  и методы работы.

История же становления органов  предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности  следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат  был сосредоточен в системе органов  юстиции, а в уголовном розыске  упразднялся. Одновременно расширялась  компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - 89.

Постановлением ВЦИК и  СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит  в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право  поручать милиции расследование  любого преступления. На практике это  привело к тому, что в течение  последующих 30 лет милиция, не являясь  по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах  внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции  МВД СССР.

В 1940 году основная масса  уголовных преступлений стала расследоваться следователями НКВД и милицией.5

Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной  статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК говорилось, что под словом «следователь»  разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных  трибуналов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и  союзных республик установили, что  «органами, производящими предварительное  расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено  общесоюзными законами и законами союзных  республик»; вопросов ведомственной  принадлежности следователей Основы не затрагивали.

Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы деятельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК - ОГПУ) и воинских (военные следователи) преступлениях.

Дальнейшее развитие организации  предварительного следствия по делам  об общеуголовных преступлениях  в значительной степени связано  с возникновением и развитием  органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов  юстиции новый орган - государственную  прокуратуру и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала впоследствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты повсеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи из подчинения судам номинальным, поскольку подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.6

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры  и госбезопасности. В связи с  этим следственный аппарат милиции  был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой  нагрузки следователи прокуратуры  оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива  уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования  в прокуратуру лишь тогда, когда  значительный объем работы по ним  был выполнен. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее  переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного  аппарата органов внутренних дел.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних