Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение основных аспектов деятельности органов предварительного следствия:
Задачи исследования:
1. Изучение истории становления органов предварительного следствия в России.
2. Изучение понятия и функций органов предварительного следствия в системе МВД РФ.

Работа состоит из  1 файл

курсачччч.docx

— 55.33 Кб (Скачать документ)

Комплектование следственного  аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это  позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД  следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать любое преступление. Работники  прокуратуры помогли заложить прочный  фундамент в становлении профессионального  ядра органов предварительного следствия  МВД и оставили о себе добрую память.

В своей уже официальной  биографии следственный аппарат  МВД также имеет несколько  этапов развития.

1963-1965 гг. - период не только  становления органов предварительного  следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 гг. - расширение учебной  базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных  отделов процессуальных полномочий  по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 гг. - дальнейшее расширение  подследственности следователей  МВД, отнесение к их компетенции  уголовных дел о преступлениях. 

1987-1988 гг. - проведение эксперимента  по выделению следствия в самостоятельную  структуру, прекращенного из-за  ухудшения взаимодействия служб  по раскрытию преступлений.

Сегодня следственный аппарат  МВД - крупнейшая структура органов  предварительного следствия, расследующая 93% преступлений, по которым производство следствия обязательно.7

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения  и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования), совершенствование организационных  вопросов расследования (регламентирование  полномочий начальника следственного  отдела); изменение подследственности (например, передача уголовных дел  о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование  возможностей науки и техники  в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов об ОРД) и т.д.

 

 

  1. Понятие и функции органов предварительного следствия системы МВД.

 

Рассмотрение и разрешение судом дел публичного и частно-публичного обвинения невозможны без производства предварительного расследования. В  ходе досудебного производства необходимо всеми установленными законом средствами собрать и проверить доказательства, осуществить уголовное преследование  в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его  неуклонение от следствия и суда, обеспечить права потерпевшего от преступления и т.д. Совершение соответствующих  процессуальных действий и принятие уполномоченными на то лицами решений  по ходу производства расследования  и при его окончании составляют содержание предварительного расследования.

Таким образом, предварительное  расследование можно определить, как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора  по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются  имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимаются меры по возмещению ущерба, нанесенного преступлением. Эта деятельность имеет своим назначением обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и одновременно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и ограничения ее прав и свобод. Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается от имени государства решение по делу. Сделанные следователем выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией обвинения, которая подлежит непосредственной, всесторонней проверке в суде в условиях равенства сторон и состязательности. Признать обвиняемого виновным в совершении преступления полномочен только суд (ст. 49 Конституции РФ). Очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, обеспечивает возможность полного и объективного исследования обстоятельств дела в судебном заседании, постановления законного и обоснованного приговора или иного решения по делу.8

В целях укрепления законности на досудебном производстве, охраны конституционных  прав и свобод личности в УПК подробно регламентированы все формы судебного  контроля за действиями и решениями  органов предварительного расследования, в том числе за принятием решений  об избрании меры пресечения содержание под стражей только судом, производство ряда следственных действий (обыск  и др.) только по решению суда, право  обжаловать в суд решения и действия, затрагивающие права и свободы граждан. В УПК включен ряд новых правил, касающихся полномочий прокурора (ст. 37), полномочий начальника следственного отдела (ст. 39). Расширены процессуальные права участников досудебного производства со стороны защиты и со стороны обвинения. Все это должно служить повышению роли предварительного расследования в осуществлении назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК).

Предварительное расследование  осуществляется в двух формах, а  именно: предварительного следствия  либо дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Основным видом предварительного расследования является следствие, так как именно в форме следствия  осуществляется расследование подавляющего большинства уголовных дел, за исключением  преступлений небольшой и средней  тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК, по которым предварительное расследование производится в форме дознания.

Между формами расследования - следствием и дознанием нет принципиального  различия, так как обе они направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах всего судопроизводства, общие условия предварительного расследования распространяются и  на дознание за отдельными исключениями (ст. 223 УПК). Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют  для суда такое же значение, как  и доказательства, собранные на предварительном  следствии. Органы следствия и дознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд.

Вместе с тем имеются  определенные различия между дознанием  и следствием по кругу и характеру  дел, отнесенных к дознанию и следствию; по срокам, органам и отдельным  особенностям процессуальной формы  производства дознания и его окончания.

При характеристике форм расследования  следует обратить внимание на то, что  для успешного раскрытия преступления при производстве следствия и  дознания используется проведение оперативно-розыскных  мероприятий органами дознания. Указание в УПК на возможность проведения оперативно-розыскной деятельности (ст. ст. 37, 38, 89 и др.) свидетельствует  о ее роли в расследовании и  раскрытии преступлений, но не придает  этой деятельности и ее результатам  процессуального характера. Данные, полученные в результате оперативно-розыскных  мероприятий, могут быть использованы в доказывании лишь в соответствии с положениями уголовно-процессуального  законодательства РФ, регламентирующего  собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной  деятельности").9

Предварительное расследование  является второй после возбуждения  уголовного дела стадией процесса, выполняющей по отношению к ней  контрольную функцию, поскольку в процессе расследования проверяется обоснованность решения о возбуждении уголовного дела.

Содержание стадии предварительного расследования составляет регламентированная уголовно-процессуальным законодательством  деятельность органов дознания и  предварительного следствия по установлению обстоятельств совершенного преступления, обеспечению уголовного преследования  виновных в совершении преступлений и ограждению от ответственности  невиновных, принятию мер по устранению вредных последствий преступления, а также по их предупреждению и  пресечению. Характерными чертами предварительного расследования, помогающими уяснить  сущность этой стадии процесса, являются:

– направленность деятельности прокурора, следователя, дознавателя  на раскрытие преступления, изобличение  лица, его совершившего, отыскание  и проверку доказательств, подтверждающих принимаемые по делу решения;

– урегулированность процессуальной деятельности нормами уголовно-процессуального  закона и осуществление ее в определенной процессуальной форме, вне которой  любые действия следователя или  дознавателя не порождают правовых последствий;

– познавательная, исследовательская  направленность и удостоверительный  характер действий следователя и  дознавателя, которые не только собирают и проверяют фактические данные, имеющие отношение к делу, но и  закрепляют (оформляют) полученные сведения, придавая им правовое значение.10

Стадия предварительного расследования имеет самостоятельный  характер и собственные задачи, в  которые принято включать:

– быстрое и полное раскрытие  совершенного преступления;

– изобличение и привлечение  виновного к уголовной ответственности (осуществление уголовного преследования);

– принятие мер к возмещению материального ущерба, причиненного преступлением;

– выявление причин преступления и условий, способствовавших его  совершению, и принятие мер к их устранению.

Предварительное следствие  осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной  службы безопасности и Федеральной  службы налоговой полиции. Задачи органов предварительного следствия: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь - должностное  лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией.

Полномочия следователя: право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий; привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.

Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное  производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий. Такие поручения и указания обязательны для исполнения.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие  обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Расследование большинства  уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, а именно: нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др. осуществляют следователи органов внутренних дел.

Дела об убийствах, изнасилованиях, получении взятки, а также все  дела о преступлениях, совершенных  судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователи прокуратуры.11

Компетенция следователей различных  ведомств (подследственность) определена уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции.

Следователи - уполномоченные государством должностные лица, которые  призваны в соответствии с законом  устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних