Осуждение с приминением принудительных мер воспитательного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении института принудительных мер воспитательного характера в его развитии, а также в изучении действующего института принудительных мер воспитательного характера и анализе проблем применения принудительных мер воспитательного характера как альтернативы уголовному наказанию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Правовая природа принудительных мер воспитательного характера…………………………………………………………………………5
1.1 Становление и развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного характера…5
1.2 Понятие принудительных мер воспитательного характера……...10
2 Виды принудительных мер воспитательного характера, их содержание………………………………………………………………………14
3 Основания и условия осуждения несовершеннолетних с применением мер воспитательного характера ……………20
Заключение ………………………………………………………………24
Список использованных источников ……………………………….…26

Работа состоит из  1 файл

Применение к несовершеннолетним ПМВХ.docx

— 58.30 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Правовая природа принудительных мер воспитательного характера…………………………………………………………………………5

1.1 Становление и развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного характера……………………………5

1.2 Понятие принудительных мер воспитательного характера……...10

2 Виды принудительных мер воспитательного характера, их содержание………………………………………………………………………14

3 Основания и условия осуждения несовершеннолетних с применением мер воспитательного характера ………………………………………………20

Заключение ………………………………………………………………24

Список использованных источников ……………………………….…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Настоящая работа посвящена  изучению института принудительных мер воспитательного характера, как в процессе его становления  и  развития, так и в современном, действующем уголовном законодательстве. В настоящее время проблема применения принудительных мер воспитательного  характера приобретает все большую  актуальность, в  связи   с   увеличением преступлений совершенных  лицами в возрасте до восемнадцати лет.  Однако, достижение целей уголовной  ответственности, особенно в отношении  несовершеннолетних, не всегда должно быть связано с применением к  ним  уголовного наказания. Принудительные меры воспитательного характера  являются одной из форм реализации уголовной ответственности, преследуют те же цели что и уголовное наказание,  однако в отличие от наказания  принудительные меры воспитательного  характера являются некарательным  средством достижения данных целей. Что делает данное средство достижения целей уголовной ответственности, в отношении ряда лиц, более эффективным, чем наказание.  Определение же личностных особенностей несовершеннолетнего, совершившего преступление, подпадающее  под категорию не представляющее большой общественной опасности  или менее тяжкое, и возможности  исправления лица путем применения к нему некарательных средств  достижения целей уголовной ответственности, происходит в процессе судебного  разбирательства. Практика применения к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, основана на принципе гуманизма и соответствует  современному зарубежному уголовному законодательству, одобренному ООН (Минимальные стандартные правила  ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г.).

Объектом исследования настоящей  работы  являются общественные отношения  в сфере применения принудительных мер воспитательного характера  к несовершеннолетним как альтернативы уголовному наказанию.

Предметом - выступают современное  белорусское и ранее действовавшее  уголовное законодательство, а так  же правоприменительная практика.

Цель исследования заключается  в изучении института принудительных мер воспитательного характера  в его развитии,  а также  в изучении действующего института  принудительных мер воспитательного  характера и анализе проблем  применения принудительных мер воспитательного  характера как альтернативы уголовному наказанию.

Для достижения указанных  целей поставлены следующие задачи:

- рассмотреть применение  принудительных меры воспитательного  характера в отношении несовершеннолетних  в историческом аспекте; 

- изучить правовую природу  принудительных мер воспитательного  характера; 

- рассмотреть виды принудительных  мер воспитательного характера,  применяемые в отношении лиц  совершивших преступление в возрасте  до восемнадцати лет; 

- рассмотреть основания  и условия применения, принудительных  мер воспитательного характера  к несовершеннолетним.

Методологическую основу настоящей работы составили исторический, формально-логический, статистический и другие методы.

Нормативной базой исследования явились Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Минимальные стандартные  правила ООН, касающиеся отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятые на 96 пленарном заседании ООН 29 ноября 1985 г., Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. №3 с изм.  «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», а также ряд исторических документов и нормативно правовых актов:  Статут Великого княжества Литовского 1566 г, Собрание Законов СССР, 1924 г., № 24, Уголовный  кодекс Белорусской ССР принятый четвертой сессией Верховного Совета  БССР  29 декабря 1960 г. (СЗ БССР, 1961 г., №1 ст.4)

В работе использованы труды  таких ученых- юристов  прошлых  поколений и современности как: Беляева И.Д., Власьева Н. С. , Пудовочкина  Ю. Е.,  Носкова О. С., Фойницкого И.Я., Середин А.А., Боровикова, С.А., Ефименко Л. М. и др.

Структурно работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРАВОВА ПРИРОДА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ  МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

 

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИЯ  ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ХАРАКТЕРА

 

 

История принудительных мер  воспитательного характера неразрывно связана с развитием института  уголовной ответственности, с эволюцией  понятия несовершеннолетнего (малолетнего) в уголовном законе и в целом  со становлением норм, определивших специальный  статус несовершеннолетнего (малолетнего) в уголовном законе [1, с. 162 ].

Существенное значение в  истории принудительных мер воспитательного  характера имеет рассмотрение вопроса  об эволюции возраста уголовной ответственности. Как в современном законодательстве, так и в правовых памятниках прошлого обычно выделяются две возрастные границы: возраст малолетия и несовершеннолетия; малолетний возраст субъекта исключал уголовную ответственность, а несовершеннолетний - позволял смягчить меру уголовно-правового  воздействия. Принудительные меры воспитательного  воздействия в различный исторический период могли применяться как  к малолетним, так и к несовершеннолетним.

Итак, история становления  принудительных мер воспитательного  характера прошла определенные этапы  своего развития.  Первый этап приходится на период существования Великого княжества  Литовского, а именно на статутного уголовного законодательства Великого княжества Литовского.

Самыми ярким источником уголовного права, да и вообще любого права, на территории Беларуси стали  Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 гг.). В них мы и находим  первые упоминания о статусе несовершеннолетнего, привлечении его к уголовной  ответственности, назначении наказания  и применении к нему мер воспитательного  характера. Закон Великого княжества  Литовского регламентирует уголовную  ответственность с 14 лет. Несовершеннолетние особы, как правило, не подлежали  уголовному преследованию. Так, Статут 1566 года предусматривает применение к несовершеннолетним норм воспитательного  характера в целях «врозумения» и перевоспитания. « Естли бы се трафило, ижъ бы шлихтичъ въ летехъ чотырнадцати и не больше обвиненъ о злодейство, або приведенъ былъ о злодейество зъ лицомъ передъ врядъ; тогды таковому про молодость  летъ его не маеть быти поличоно за злодейство, и не маеть быти до ката въ руки и на муку даванъ, нижли  тую шкоду отецъ его або  матка кровные зъ именья части  его повинни зъ навезкою платити, и заплативши то почтивости его шкодити  не маеть, а не будеть ли мети чимъ платити, ино давати его на выслугу, поки бы то заслужилъ, што зашкодилъ. Тымъ же тежъ обычаемъ можеть се розумети и о детехъ людей простыхъ летъ недорослыхъ. А ведьже и таковый хлопецъ недорослый естьли бы въ колку злодействахъ и при лицы былъ дознанъ, таковыхъ врядъ маеть карати водле званья своего» [2, р. 14, арт. 8].

Второй этап становления  принудительных мер воспитательного  характера  начинается с 1795 г. и продолжается до 1917 г. В связи с присоединением белорусских земель к Российской империи в конце XVIII в., в результате третьего раздела Речи Посполитой, уголовно-правовые отношения на территории  Беларуси стали регулироваться нормами  русского законодательства.  Так, нормы  об ответственности несовершеннолетних содержались в Соборном Уложении 1649 г., которое действовало вплоть до  1832 г. Соборное Уложение царя Алексея  Михайловича 1649 г. представляло собой  крупный кодифицированный правовой акт, оказавший серьезное влияние  на развитие уголовного права. Уложение вобрало в себя законодательный  опыт не только России, но также иностранных  государств, в частности, греко-римского права, а также и Статута Великого княжества Литовского 1588 г [3, с. 27]. По  Уложению 1649 г. ответственности за убийство подлежали лица с 7-летнего возраста [4, с. 386], при этом в ст. 11 названного Уложения подчеркивалась незрелость лиц  в возрасте до 15 лет.

Артикул воинский 1715 г., также  оставил заметный след в развитии уголовного права. Так, в нем был  закреплен такой немаловажный принцип  как назначение уголовной ответственности  только при наличии вины, предусматривалась  также возможность освобождения от наказания несовершеннолетних. Из артикула  195 следует, что «наказание воровства обыкновенно умаляется  или весьма оставляется, ежели… вор  будет младенец, которых дабы заранее  от сего отучить, могут родителями своими лозами наказаны быть» [4, с. 363]. Предусматривалась  возможность замены наказания несовершеннолетним со стороны публичной власти мерами воздействия со стороны родителей, чем была заложена правовая основа применения принудительных мер воспитательного  характера применительно к действующему законодательству. Государство принуждало несовершеннолетнего к соблюдению уголовно-правовых норм, освобождая его  от уголовной ответственности [5, с. 55]. 

В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. В нем впервые давалось   определение понятия несовершеннолетия, также оно устанавливала возраст  наступления уголовной ответственности  (ст. 142- 150). В соответствии со ст. 100 Уложения 1845 г. детям, не достигшим 7 лет, «в силу отсутствия достаточного понятия, деяние не может быть вменено в вину: они отдаются родителям, опекунам или  родственникам для вразумления  и наставления». Предусматривалась  возможность перевоспитывать несовершеннолетних правонарушителей (от 10 до 17 лет) взамен тюремного заключения в специально созданных для этого условиях - исправительных приютах. Уложение 1845 г. предусматривало и возможность  замены наказания в зависимости  от  возраста несовершеннолетнего  более мягким. В соответствии со ст. 148 несовершеннолетние в возрасте от 14 до 21 года за преступления, совершенные по неосторожности, подвергались только домашнему исправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов [6, с. 203].

Третий этап, послереволюционный, опирается на нормы советского уголовного права. До 1922 года уголовное законодательство не было кодифицировано, а нормы  уголовного права, предусматривающие  ответственность за совершение преступлений несовершеннолетними, содержались  в декретах, а иногда и в подзаконных  актах.  24 мая 1922 г. был принят Уголовный  кодекс  РСФСР – первый советский  кодекс. 24 июня 1922 г. III сессия ЦИК БССР приняла постановление «Распространить  действие Уголовного кодекса РСФСР  на всю территорию Белоруссии с 1 июля 1922 г.» С 1924 г. этот кодекс стал официально называться Уголовным кодексом Белоруской ССР. Так, в ст. 18 кодекса закреплялось, что «наказание не применяется к  малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в  отношении которых признано возможным  ограничиться мерами медико-педагогического  характера». Эта норма положила основу законодательной регламентации  применения принудительных мер воспитательного  воздействия.

Уголовное  законодательство Союза ССР и союзных республик 1924 г. дифференцированно подходило  к решению вопроса о возможности  принятия мер социальной защиты медико-педагогического  воздействия [7, с. 15]. Меры медико-педагогического  характера должны применяться к  малолетним, а в отношении несовершеннолетних - только тогда, когда соответствующие  органы признавали невозможность применения к ним наказания[8, ст. 205]. В других случаях вопрос о применении медико-педагогических мер решался судом. 22 ноября 1926 г. 2-й сессией ВЦИК XII созыва был  принят УК РСФСР, который введен в  действие с 1 января 1927 г., а 23 сентября 1928 г. на III сессии ЦИК БССР VIII созыва был принят УК БССР. Он существенно  урегулировал особенности уголовной  ответственности несовершеннолетних. Так, раздел третий в ст. 7 предусматривал возможность применения мер социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера, которые могли быть применены  в отношении лиц, совершивших  общественно опасные действия или  представляющих опасность по своей  связи с преступной средой или  по своей прошлой деятельности.  Развивая это положение, ст. 12 рассматриваемого УК БССР закрепляла, что меры социальной защиты судебно-исправительного характера  не подлежат применению к малолетним до четырнадцати лет, в отношении  которых могут использоваться лишь меры социальной защиты медико-педагогического  характера.  К несовершеннолетним от 14 до 16 лет меры социальной защиты судебно-исправительного характера  могли применяться лишь в тех  случаях, когда комиссией по делам  несовершеннолетних будет признано невозможным применение к ним  мер социальной защиты медико- педагогического  характера.

Информация о работе Осуждение с приминением принудительных мер воспитательного характера