Осуждение с приминением принудительных мер воспитательного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении института принудительных мер воспитательного характера в его развитии, а также в изучении действующего института принудительных мер воспитательного характера и анализе проблем применения принудительных мер воспитательного характера как альтернативы уголовному наказанию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Правовая природа принудительных мер воспитательного характера…………………………………………………………………………5
1.1 Становление и развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного характера…5
1.2 Понятие принудительных мер воспитательного характера……...10
2 Виды принудительных мер воспитательного характера, их содержание………………………………………………………………………14
3 Основания и условия осуждения несовершеннолетних с применением мер воспитательного характера ……………20
Заключение ………………………………………………………………24
Список использованных источников ……………………………….…26

Работа состоит из  1 файл

Применение к несовершеннолетним ПМВХ.docx

— 58.30 Кб (Скачать документ)

 

 

 

3 ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ  ОСУЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С  ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

 

Принудительные меры воспитательного  характера могут применяться  только судом и только после установления виновности лица на основании осуждения  путем вынесения обвинительного приговора как альтернатива наказанию. [17, с. 260] 

Основанием для осуждения  несовершеннолетних с применением  принудительных мер воспитательного  воздействия является совокупность юридических фактов,  закрепленных в ч. 1 ст. 117 УК Республики Беларусь. Ими являются, во-первых, факт совершения преступления несовершеннолетним и, во-вторых, совершенное им преступление должно относиться к категории, не представляющей большой общественной опасности  или менее тяжкое преступление.

В соответствии с п. 8 ч.2 ст.4 УК Республики Беларусь несовершеннолетними  признаются лица, которые ко времени  совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста, но которым  уже исполнилось четырнадцать лет. Обязательным критерием является очевидное  представление лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, об общественной опасности соответствующих преступных деяний и способность воспринимать применяемые к нему меры уголовного наказания или принудительные меры воспитательного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 УК Республики Беларусь «Уголовной ответственности  подлежит лицо, достигшее ко времени  совершения преступления шестнадцатилетнего возраста». Лица, достигшие ко времени  совершения преступления четырнадцатилетнего  возраста, подлежат уголовной ответственности  лишь за преступления, указанные  в  ч. 2 ст. 27 УК Республики Беларусь. Если лицо не является субъектом преступления, то к нему не могут применяться  и принудительные меры воспитательного  характера. Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но в соответствии с ч. 3 ст. 27 УК Республики Беларусь если будет установлено, что  вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным  психическим расстройством, несовершеннолетнее лицо во время совершения общественно  опасного деяния было не способно сознавать  фактический характер или общественную опасность своего деяния, оно не подлежит уголовной ответственности, и, следовательно, к данной категории  несовершеннолетних принудительные меры воспитательного характера не могут  быть применены.   

Следующим юридическим основанием назначения принудительных мер воспитательного  воздействия является совершение несовершеннолетним преступления, не представляющего большой  общественной опасности, или совершение впервые менее тяжкого преступления  (определение преступлениям, не представляющим большой общественной опасности и менее тяжким, дается в ч. 2 и 3 ст. 12 УК Республики Беларусь). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что и сам несовершеннолетний не представляет большой общественной опасности для общества [22, с. 168] Однако при этом не маловажным фактором является такое обстоятельство, как факт установления в процессе рассмотрения судебного дела возможности исправления несовершеннолетнего без применения уголовного наказания. В постановлении Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» в пункте 24 указано, что при постановлении обвинительного приговора с применением вместо наказания принудительных мер воспитательного характера в его описательно-мотивировочной части надлежит указать мотивы такого решения [20, п. 24], т.е. подтвердить возможность исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного характера вместо наказания. Критериями для определения возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного характера, а не уголовного наказания могут служить различные факторы, например, добросовестное отношение к учебе, работе, признание своей вины, искреннее раскаяние в содеянном, малозначительная или незначительная роль в совершенном преступлении, незначительный размер причиненного вреда и желание возместить его, примерное поведение как до совершения преступления, так и после, содействие правоохранительным органам и различные другие обстоятельства, указывающие на раскаяние и стремление к законопослушному поведению в будущем, что делает не обязательным, и в некотором смысле не целесообразном, применение к данному лицу наказания.

Суд путем применения принудительных мер воспитательного характера  должен обеспечить максимальную эффективность  воздействия данных не карательных  средств на несовершеннолетнего  для его воспитания. При выборе для конкретного лица конкретной принудительной меры воспитательного  характера всегда учитывается личность виновного, а именно свойства характера, темперамент, уровень умственного  и  интеллектуального развития, мотивы и цели содеянного, характер нанесенного  вреда, условия жизни подростка, все обстоятельства, смягчающие и  отягчающие ответственность. Всеми  этими обстоятельствами в приговоре  суд и должен мотивировать выбор  конкретной принудительной меры воспитательного  характера.

Немаловажное значение при  выборе наказания для несовершеннолетнего, в частности при применении к  нему принудительных мер воспитательного  воздействия, играют факты повторности  и совокупности совершения преступления. Так Пленум Верховного Суда обращает внимание судьей на то, что несовершеннолетний признается впервые совершившим  преступление, если предыдущее общественно  опасное деяние было совершено им до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо за это деяние истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, или судимость была погашена или снята в установленном законом порядке. Если несовершеннолетний обвиняемый совершил первое преступление, не представляющее большой общественной опасности, а затем совершил любое другое преступление, то за первое преступление согласно ч. 1 ст. 115 УК наказание в виде лишения свободы не назначается [20, п. 19].

В комментарии к Уголовному кодексу говорится о том, что, если несовершеннолетний до осуждения  совершил два или более преступления, не представляющих большой общественной опасности, либо совершил менее тяжкое преступление, а после этого –  преступление, не представляющее большой  общественной опасности, суд вправе назначить ему принудительные меры воспитательного характера за все  совершенные преступления, т.е. в  их совокупности.

УК устанавливает возможность  назначения принудительных мер воспитательного  характера так же за совершение менее  тяжкого преступления, если такое  преступление было совершено впервые. В  данном случае  имеет важное значение то, что слова «совершено впервые»  относятся к категории  тяжести преступления, а не факта  его совершения [17, с. 260]. Исходя из этого, менее тяжкое преступление считается  совершенным впервые даже если до этого лицо уже совершало преступление, подпадающее под категорию не представляющее большой общественной опасности.

Для характеристики факта  повторности значение имеет состояние  судимости. Так, после вынесения  обвинительного приговора с назначением  принудительных мер воспитательного  характера у несовершеннолетнего  возникает правовое последствие  в виде судимости. Срок судимости  исчисляется со следующего дня после  дня вступления в законную силу приговора  суда и погашается в порядке, установленном  ч.3 ст.121 УК Республики Беларусь, а именно: судимость лица осужденного с  применением принудительных мер  воспитательного характера, погашается:

по истечении шести  месяцев со дня вступление в законную силу приговора суда за преступление, не представляющее большой общественной опасности;

по истечении одного года - за менее тяжкое преступление;

по истечении срока  пребывания несовершеннолетнего в  специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении независимо от категории преступления.

Также, если несовершеннолетнее лицо до истечения срока судимости  достигло восемнадцатилетнего возраста, судимость погашается автоматически.

При совершении в течение  срока судимости несовершеннолетним, осужденным с применением принудительных мер воспитательного характера, нового преступления, имеет место  совокупность приговоров. Однако принудительные меры воспитательного характера  выступают альтернативой наказанию, и  поэтому не могут быть заменены наказанием. В таком случае суд должен назначить наказание за второе преступление в отдельности. Исполнение принудительных мер воспитательного характера по первому приговору проходит в зависимости от характера назначенного наказания, существуют следующие случаи:

- принудительные меры  воспитательного характера исполняются  одновременно с исполнением наказания,  при условии, что наказание  не исключает исполнение принудительных  мер воспитательного воздействия;

- второй приговор поглощает  исполнение назначенных по предыдущему  приговору принудительных мер  воспитательного характера.

В пункте 26 постановления  Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях  несовершеннолетних» указывается, что положения частей 1 и 2 ст. 43, ст. 65 УК о рецидиве преступлений и назначении наказания при рецидиве преступлений на лиц, совершивших преступления в  возрасте до восемнадцати лет, не распространяются. Однако вместе с тем, суды должны иметь  в виду, что судимости за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте, не погашенные и не снятые в установленном законом порядке, образуют квалифицирующий признак  повторности и судимости [20, п. 25].

Итак, главным основанием для осуждения несовершеннолетнего  с применением принудительных мер  воспитательного характера является факт совершения преступления несовершеннолетним, однако принудительные меры воспитательного  характера могут применяться, только если  совершенное преступление будет подпадать под категорию  не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое. Еще  одним основанием для назначения наказания с применением принудительных мер воспитательного характера  является достижение лицом 14 лет, т.е. лицо должно быть субъектом уголовного права, однако должно соблюдаться такое  условие, как наличие у лица способности  осознавать общественную опасность  своих действий и способность  воспринимать применяемые к нему принудительные меры воспитательного  характера. Также, законом для применения принудительных мер воспитательного  характера устанавливается такое  условие, как возможность исправления  несовершеннолетнего без применения к нему наказания, это указывает  на то,  что принудительные мер  воспитательного характера  максимально-эффективного средством при достижении целей  уголовного наказания, а именно: исправление  несовершеннолетнего лица, совершившего преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Институт принудительных мер воспитательного характера  в процессе своего становления и  развитии, прошел несколько этапов. На первом этапе  (период существования  Великого княжества Литовского) возможность  применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера  предусматривалась в Статутах Великого княжества Литовского, а именно в  Статуте 1566 г. Применялись данные принудительные меры воспитательного характера  к несовершеннолетним в целях  перевоспитания, несовершеннолетнему  предоставлялась возможность выплатит ущерб нанесенный причинением вреда  или своим трудом возместить причиненный  ущерб. Второй этап - с 1795 г. до 1917. На данном этапе впервые давалось определение  понятию «несовершеннолетний», предусматривалось  возможность освобождения от наказания  несовершеннолетних и  передача под  надзор родителей. Третий этап - с 1917 г. по 1999 г. Его особенность заключается  в том, что были заложены основы законодательной  регламентации применения принудительных мер воспитательного характера. Предусматривается возможность  применения к несовершеннолетним мер  социальной защиты судебно-исправительного  и медико-педагогического характера. Четвертый этап начинается с 2001 г.  и продолжается по настоящее время. Данном этапе в УК появляется самостоятельный  раздел, регулирующий особенности уголовной  ответственности несовершеннолетних, и самостоятельная статья, которая  предусматривает возможность назначения несовершеннолетним принудительных мер  воспитательного характера как  альтернативу уголовному наказанию. Это  указывает на то, что на данном этапе  вопросы уголовной ответственности  несовершеннолетних и применением  к ним принудительных мер воспитательного  характера были конкретизированы и  систематизированы.

На протяжении истории  принудительных мер воспитательного  характера менялись не только нормы  регулирующие применение данных мер, их виды и условия применения, но и  определение понятия «принудительные  меры воспитательного характера». В  современной же уголовно-правовой доктрине принудительные меры воспитательного  характера – это одна из форм реализации уголовной ответственности, предусмотренных ст. 46 УК, которая  применяется только в отношении  лиц, не достигших восемнадцатилетнего  возраста ко дню постановления приговора, направленная на достижение целей уголовной  ответственности, но не обладающая по своей сути карательным воздействием.

Виды принудительных мер  воспитательного характера перечислены  в п.2 ст. 117 УК Республики Беларусь (предостережение, возложение обязанности принести извинение  потерпевшему, возложение обязанности  возместить своими средствами или устранить  своим трудом причиненный ущерб, ограничение свободы досуга, помещение  в специальное учебно-воспитательное  или лечебно-воспитательное учреждение). Содержание и реализация принудительных мер воспитательного  характера соответствуют общепризнанным нормам международного права, регулирующих вопросы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Судьи не вправе применять иные принудительные меры воспитательного характера, не предусмотренные уголовным законом, т.к. данный перечень является закрытым. Принудительные меры воспитательного характера являются альтернативными, т.е. суд, учитывая все личностные характеристики несовершеннолетнего, вправе выбирать какую из принудительных мер воспитательного характера применить в отношении конкретного лица. Однако, уголовным законом предусмотрены основания и условия возможности применения принудительных мер воспитательного характера. Главным основанием для осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера является факт совершения преступления несовершеннолетним, но принудительные меры воспитательного характера могут применяться, только если  совершенное преступление будет подпадать под категорию не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое. Для назначения наказания с применением принудительных мер воспитательного характера лицо должно быть субъектом уголовного права, т.е. достигнуть четырнадцатилетнего возраста, ко дню совершения преступления, и при этом лицо должно осознавать общественную опасность  своих действий и воспринимать применяемые к нему принудительные меры воспитательного характера. Также, суд в процессе судебного разбирательства должен установить факт  возможности исправления несовершеннолетнего без применения к нему наказания, что является одним из основных условий применения принудительных мер воспитательного характера. 

Информация о работе Осуждение с приминением принудительных мер воспитательного характера