Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении института принудительных мер воспитательного характера в его развитии, а также в изучении действующего института принудительных мер воспитательного характера и анализе проблем применения принудительных мер воспитательного характера как альтернативы уголовному наказанию.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Правовая природа принудительных мер воспитательного характера…………………………………………………………………………5
1.1 Становление и развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного характера…5
1.2 Понятие принудительных мер воспитательного характера……...10
2 Виды принудительных мер воспитательного характера, их содержание………………………………………………………………………14
3 Основания и условия осуждения несовершеннолетних с применением мер воспитательного характера ……………20
Заключение ………………………………………………………………24
Список использованных источников ……………………………….…26
3 ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ
ОСУЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Принудительные меры воспитательного характера могут применяться только судом и только после установления виновности лица на основании осуждения путем вынесения обвинительного приговора как альтернатива наказанию. [17, с. 260]
Основанием для осуждения несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия является совокупность юридических фактов, закрепленных в ч. 1 ст. 117 УК Республики Беларусь. Ими являются, во-первых, факт совершения преступления несовершеннолетним и, во-вторых, совершенное им преступление должно относиться к категории, не представляющей большой общественной опасности или менее тяжкое преступление.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст.4
УК Республики Беларусь несовершеннолетними
признаются лица, которые ко времени
совершения преступления не достигли
восемнадцатилетнего возраста, но которым
уже исполнилось четырнадцать лет.
Обязательным критерием является очевидное
представление лица, не достигшего
восемнадцатилетнего возраста, об общественной
опасности соответствующих
В соответствии с ч. 1 ст. 27
УК Республики Беларусь «Уголовной ответственности
подлежит лицо, достигшее ко времени
совершения преступления шестнадцатилетнего
возраста». Лица, достигшие ко времени
совершения преступления четырнадцатилетнего
возраста, подлежат уголовной ответственности
лишь за преступления, указанные в
ч. 2 ст. 27 УК Республики Беларусь. Если
лицо не является субъектом преступления,
то к нему не могут применяться
и принудительные меры воспитательного
характера. Если несовершеннолетний достиг
возраста, с которого он может быть
привлечен к уголовной
Следующим юридическим основанием назначения принудительных мер воспитательного воздействия является совершение несовершеннолетним преступления, не представляющего большой общественной опасности, или совершение впервые менее тяжкого преступления (определение преступлениям, не представляющим большой общественной опасности и менее тяжким, дается в ч. 2 и 3 ст. 12 УК Республики Беларусь). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что и сам несовершеннолетний не представляет большой общественной опасности для общества [22, с. 168] Однако при этом не маловажным фактором является такое обстоятельство, как факт установления в процессе рассмотрения судебного дела возможности исправления несовершеннолетнего без применения уголовного наказания. В постановлении Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» в пункте 24 указано, что при постановлении обвинительного приговора с применением вместо наказания принудительных мер воспитательного характера в его описательно-мотивировочной части надлежит указать мотивы такого решения [20, п. 24], т.е. подтвердить возможность исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного характера вместо наказания. Критериями для определения возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного характера, а не уголовного наказания могут служить различные факторы, например, добросовестное отношение к учебе, работе, признание своей вины, искреннее раскаяние в содеянном, малозначительная или незначительная роль в совершенном преступлении, незначительный размер причиненного вреда и желание возместить его, примерное поведение как до совершения преступления, так и после, содействие правоохранительным органам и различные другие обстоятельства, указывающие на раскаяние и стремление к законопослушному поведению в будущем, что делает не обязательным, и в некотором смысле не целесообразном, применение к данному лицу наказания.
Суд путем применения принудительных мер воспитательного характера должен обеспечить максимальную эффективность воздействия данных не карательных средств на несовершеннолетнего для его воспитания. При выборе для конкретного лица конкретной принудительной меры воспитательного характера всегда учитывается личность виновного, а именно свойства характера, темперамент, уровень умственного и интеллектуального развития, мотивы и цели содеянного, характер нанесенного вреда, условия жизни подростка, все обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Всеми этими обстоятельствами в приговоре суд и должен мотивировать выбор конкретной принудительной меры воспитательного характера.
Немаловажное значение при
выборе наказания для
В комментарии к Уголовному кодексу говорится о том, что, если несовершеннолетний до осуждения совершил два или более преступления, не представляющих большой общественной опасности, либо совершил менее тяжкое преступление, а после этого – преступление, не представляющее большой общественной опасности, суд вправе назначить ему принудительные меры воспитательного характера за все совершенные преступления, т.е. в их совокупности.
УК устанавливает возможность назначения принудительных мер воспитательного характера так же за совершение менее тяжкого преступления, если такое преступление было совершено впервые. В данном случае имеет важное значение то, что слова «совершено впервые» относятся к категории тяжести преступления, а не факта его совершения [17, с. 260]. Исходя из этого, менее тяжкое преступление считается совершенным впервые даже если до этого лицо уже совершало преступление, подпадающее под категорию не представляющее большой общественной опасности.
Для характеристики факта
повторности значение имеет состояние
судимости. Так, после вынесения
обвинительного приговора с назначением
принудительных мер воспитательного
характера у
по истечении шести месяцев со дня вступление в законную силу приговора суда за преступление, не представляющее большой общественной опасности;
по истечении одного года - за менее тяжкое преступление;
по истечении срока
пребывания несовершеннолетнего в
специальном учебно-
Также, если несовершеннолетнее лицо до истечения срока судимости достигло восемнадцатилетнего возраста, судимость погашается автоматически.
При совершении в течение
срока судимости
- принудительные меры
воспитательного характера
- второй приговор поглощает
исполнение назначенных по
В пункте 26 постановления
Пленума Верховного Суда «О судебной
практике по делам о преступлениях
несовершеннолетних»
Итак, главным основанием
для осуждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт принудительных
мер воспитательного характера
в процессе своего становления и
развитии, прошел несколько этапов.
На первом этапе (период существования
Великого княжества Литовского) возможность
применения к несовершеннолетним принудительных
мер воспитательного характера
предусматривалась в Статутах Великого
княжества Литовского, а именно в
Статуте 1566 г. Применялись данные принудительные
меры воспитательного характера
к несовершеннолетним в целях
перевоспитания, несовершеннолетнему
предоставлялась возможность
На протяжении истории
принудительных мер воспитательного
характера менялись не только нормы
регулирующие применение данных мер, их
виды и условия применения, но и
определение понятия «
Виды принудительных мер
воспитательного характера
Информация о работе Осуждение с приминением принудительных мер воспитательного характера