Осуждение с приминением принудительных мер воспитательного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении института принудительных мер воспитательного характера в его развитии, а также в изучении действующего института принудительных мер воспитательного характера и анализе проблем применения принудительных мер воспитательного характера как альтернативы уголовному наказанию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Правовая природа принудительных мер воспитательного характера…………………………………………………………………………5
1.1 Становление и развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного характера…5
1.2 Понятие принудительных мер воспитательного характера……...10
2 Виды принудительных мер воспитательного характера, их содержание………………………………………………………………………14
3 Основания и условия осуждения несовершеннолетних с применением мер воспитательного характера ……………20
Заключение ………………………………………………………………24
Список использованных источников ……………………………….…26

Работа состоит из  1 файл

Применение к несовершеннолетним ПМВХ.docx

— 58.30 Кб (Скачать документ)

Значительным моментом в  развитии советского уголовного права  в отношении уголовной ответственности  несовершеннолетних явились принятые 25 декабря 1958 г. «Основы уголовного законодательства Союза ССР и  союзных республик», которые повысив  возраст уголовной ответственности  несовершеннолетних, расширили применение принудительных мер воспитательного  характера как важного средства предупреждения и борьбы с преступлениями несовершеннолетних [9, с. 503]. Вслед за ними УК БССР от 1 апреля 1961г, закрепил общий возраст уголовной ответственности  с 16 лет, и лишь в ряде случаев - с 14 лет [10, с. 9]. Нормы этого кодекса  действовали до принятия Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее  УК) от 9 июля 1999г., который был введен в действие 1 января 2001 г. В кодексе  был предусмотрен самостоятельный  Раздел V. «Особенности уголовной ответственности  лиц, совершивших преступление в  возрасте до восемнадцати лет», регулирующий ответственность несовершеннолетних. В этом кодексе более четко  раскрываются основания применения принудительных мер воспитательного  характера, им посвящена отдельная  статья  117. В связи с этим, можно  выделить четвертый, современный, этап становления и развития принудительных мер  воспитательного характера. 

Подводя итог рассмотрению института принудительных мер воспитательного  характера в его развитии, можно  отметить, что нормы, регламентирующие уголовную ответственность несовершеннолетних, прошли несколько этапов. Так, первый этап – период существования Великого княжества Литовского, характеризуется  возможностью применения к несовершеннолетним мер воспитательного характера  в целях перевоспитания, посредством  предоставления несовершеннолетнему  возможности выплатит ущерб нанесенный причинением вреда или своим  трудом возместить причиненный ущерб. Второй этап – с 1795 г. (Третий раздел Речи Посполитой, в результате чего белорусские земли перешли в  состав Российской Империи)  до 1917 г. (октябрьская революция). Особенность  данного этапа заключается в  том, что впервые в уголовном  праве давалось определение понятию  «несовершеннолетний»,   также  предусматривалось возможность  освобождения от наказания несовершеннолетних и  передача под надзор родителей. Третий этап – послереволюционный, с 1917 г. по 1999 г. На данном этапе заложены основы законодательной регламентации  применения принудительных мер воспитательного  характера. Предусматривается возможность  применения к несовершеннолетним мер  социальной защиты судебно-исправительного  и медико-педагогического характера, причем к лицам в возрасте до 14 лет могли применяться, только меры социальной защиты медико-педагогического  характера. Четвертый этап становления  принудительных мер воспитательного  характера – с 2001 г. по настоящее  время. Данный этап характеризуется  систематизацией и конкретизацией уголовной ответственности несовершеннолетних и применением к ним принудительных мер воспитательного характера, что выражается в наличии в  УК самостоятельного раздела, регулирующего особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, а также в рамках этого раздела статьи, которая предусматривает возможность назначения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера как альтернативу уголовному наказанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ПОНЯТИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ  МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ХАРАКТЕРА

 

 

На различных этапах своего развития принудительные меры воспитательного  характера рассматривались в  юридической литературе по-разному. Так, в дореволюционной теории уголовного права профессор И.Я. Фойницкий, анализируя меры правового воздействия, применяемые  к несовершеннолетним, указывал на то, что «назначение этих взысканий  вместо соответствующих им наказаний  для совершеннолетних входит в юридическое  понятие смягчения наказания»[11, с.425]. Такая позиция являлась преобладающей  в уголовно-правовой доктрине. В  дальнейшем принудительные меры воспитательного  характера рассматривались как: 1. Меры, применяемые взамен наказания  к несовершеннолетним, впервые совершившим  преступления небольшой или средней  тяжести. К ним, как правило, относились: предупреждение (разъяснение вреда, причинённого действиями несовершеннолетнего, и последствий, которые могут  наступить в случае повторного совершения преступления); передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (возложение на родителей обязанностей по воспитательному воздействию  на несовершеннолетнего и контроля за его поведением); возложение обязанности  загладить причинённый вред (с  учётом имущественного положения семьи  и наличия у несовершеннолетнего  трудовых навыков); ограничение досуга и установление особых требований к  поведению (запрет на посещение определённых мест, на управление транспортным средством, на выезд в другую местность без  соответствующего разрешения; обязательное нахождение дома после определённого  времени суток; подростка могут  обязать трудоустроиться, продолжить образование). В случае систематического неисполнения этих мер они по представлению  специализированного органа отменялись и материалы направлялись для  привлечения несовершеннолетнего  к уголовной ответственности [12, с. 216]. 2. Меры, заменяющие уголовное  наказание  в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния, не представляющие большой общественной опасности, если по обстоятельствам  дела исправление виновного возможно с помощью воспитательных мер  воздействия: предостережение, объявление выговора, передача под строгий надзор родителей и т.п. [13, с. 360]. 3. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам  несовершеннолетних к подросткам, совершившим  правонарушения, не являющиеся преступлениями (в т.ч. общественно опасные действия – до достижения возраста уголовной  ответственности): направление в  спецшколы, в спецпрофтехучилища [9, с. 486].

В современной правовой доктрине существуют различные подходы к  определению принудительных мер  воспитательного характера, но, несмотря на различие всех этих подходов к определению  социально-правовой сущности рассматриваемого института, неизмененным является указание на меру государственного принуждения, что предполагает определенное ограничение прав и свобод несовершеннолетних как правовое последствие совершенного преступления [14, с. 61].

Устанавливая уголовную  ответственность несовершеннолетних, законодатель зафиксировал, что к  лицам, совершившим преступления в  возрасте от 14 до 18 лет, могут быть применены  принудительные меры воспитательного  характера. Их можно рассматривать  как:

-  средство предупреждения  совершения несовершеннолетними  других преступлений;

-  средство, воспитательный  характер которых проявляется  в воздействии на сознание  несовершеннолетнего путем отрицательной  оценки его противоправного поведения,  создании условий для наилучшего  воспитательного воздействия путем  обучения и общественно полезной  деятельности;

-ограничение свободы.

Принудительные  меры воспитательного  характера можно определить как  самостоятельную меру уголовной  ответственности, которая назначается  по приговору суда в отношении  несовершеннолетних преступников, направленная на достижение тех же целей, что и  уголовное наказание. Из этого определения  вытекают признаки, присущие принудительным мерам воспитательного воздействия. Во-первых, их правовой характер: данные нормы закреплены в уголовном  законодательстве и назначаются  судом за совершение преступлений попадающие под категорию не предстающее  большой общественной опасности  или менее тяжкое; во- вторых, назначаются  в соответствии с уголовным и  уголовно- процессуальным законодательством, носят принудительный характер; в- третьих, преследуют предусмотренные уголовным  законодательством цели.

Понятие  принудительных мер воспитательного характера  можно так же определить путем  сопоставления их с уголовным  наказанием. В ч. 1 ст.117 УК Республики Беларусь, определяя основание применения принудительных мер воспитательного  характера (совершение несовершеннолетним преступления, не представляющего большой  общественной опасности, или впервые  совершившего менее тяжкое преступление), указывает на условие его применения, - если будет установлено, что его  исправление может быть достигнуто путем применения  к нему не наказания, а принудительных мер воспитательного  характера [15, с. 69]. Согласно ч. 1 ст. 47 УК Республики Беларусь наказание, принудительная мера уголовно – правового воздействия, применяемая по приговору суда к  лицу, осужденному за преступление,  и заключающаяся в предусмотренных  законом лишении или ограничении  прав и свобод осужденного[15, с. 26]. Принудительные  меры воспитательного характера  и наказание являются мерами реализации уголовной ответственности. В ч.2 ст. 44 УК Республики Беларусь определяется цель уголовной ответственности - исправление  лица, совершившего преступление, и  предупреждение совершения новых преступлений [15, с. 25]. В связи с этим общая  цель наказания и принудительных мер воспитательного характера  – исправление лица, совершившего преступление.

Принудительные меры воспитательного  характера и наказание объединяет общее основание их применения - совершение деяния, содержащего все  признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 11 УК Республики Беларусь). Однако применение принудительных мер воспитательного характера  к несовершеннолетним предполагает совершение не любого преступления, что  является характерным для уголовного наказания, а определенной категории  – не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление. Их применение является не обязанностью, а правом суда, если будет признано, что исправление несовершеннолетнего  может быть достигнуто таким образом. Это свидетельствует о том, что  по своему содержанию указанные меры являются воспитательными. При этом формой реализации уголовной ответственности  в одних случаях является назначение наказания, а в других – применение принудительных мер воспитательного  характера, которые обладают меньшим  репрессивным воздействием, создают  условия для минимизации воздействия  негативной среды в отношении  несовершеннолетних [14, с. 64].

По своему содержанию принудительные меры воспитательного характера, как  и уголовное наказание, являются реакцией государства на совершение преступления, выступают материальным выражением и реализацией уголовной  ответственности за совершенное  преступление [16, с. 67]. Их объединяет то, что они являются мерами государственного принуждения, назначаемыми специально уполномоченным на то органом - судом. При применении принудительных мер  воспитательного характера учитываются  возрастные и социально-психологические  особенности личности несовершеннолетних, находящихся в стадии формирования, а совершенное им преступление относится  к категории - не представляющее большой  общественной опасности или менее  тяжкое, являясь зачастую следствием стечения неблагоприятных обстоятельств. Исправлению таких лиц способствуют обычные социальные условия, а в  основе предупреждения преступности несовершеннолетних - максимальное содействие их благополучию и дальнейшая позитивная социализация.

Отличительной особенностью уголовного наказания и принудительных мер воспитательного характера  является различная степень их карательного воздействия. Назначение и исполнение уголовного наказания осуществляется от имени государства, его содержанием  является лишение или ограничение  личных и (или) имущественных прав и  свобод осужденного. Эти ограничения (лишения) по своему карательному свойству качественно интенсивнее, нежели принудительные меры воспитательного характера.

В отличие от наказания  принудительные меры воспитательного  характера являются более гибкими  в процессе их реализации, что предоставляет  больше возможностей для их индивидуализации.

Специфика принудительных мер  воспитательного характера состоит  в присущей им воспитательной направленности, в чем находит свое выражение  принцип справедливости. 

Принудительные меры воспитательного  характера – это одна из форм реализации уголовной ответственности, предусмотренных ст. 46 УК, которая  применяется только в отношении  лиц, не достигших восемнадцатилетнего  возраста ко дню постановления приговора, направленная на достижение целей уголовной  ответственности, но не обладающая по своей сути карательным воздействием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВИДЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ  МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА,  ИХ СОДЕРЖАНИЕ

 

 

В части 2 статьи 117 УК Республики Беларусь перечислены виды принудительных мер воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним преступникам. Перечень данных мер  является исчерпывающим, закрытым т.е. суд не может предусмотреть применение каких-либо других принудительных мер  воспитательного характера, кроме  тех, которые установлены уголовным  законом. В данной статье принудительные меры воспитательного характера  расположены в порядке возрастания, от менее строгих к более строгим, что указывает на принцип гуманизма  уголовной ответственности.

Так,   в соответствии с частью первой статьи 117 УК Республики Беларусь суд может назначить  несовершеннолетнему следующие  принудительные меры воспитательного  характера:

предостережение, которое  заключается в разъяснении несовершеннолетнему  последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК;

возложение обязанности  публично или в иной форме, определяемой судом принести извинение потерпевшему;

возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный  ущерб при условии, что  несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок  и размер ущерба не превышает его  среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;

ограничение свободы досуга на срок от одного до шести месяцев, заключающееся в возложении на него обязанности соблюдения определенного  порядка использования свободного от учебы и работы времени. Суд  может предусмотреть запрет посещения  определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе в том  числе связанных с управлением  механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, обязанность  являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего;

Информация о работе Осуждение с приминением принудительных мер воспитательного характера