Ответсвенность за шпионаж в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в анализе и изучении ответственности за шпионаж в Российской Федерации.
Цель обусловила постановку следующих задач: проанализировать российское уголовное законодательство и научную литературу по вопросам уголовной ответственности за шпионаж в Российской Федерации:
- определить, что понимается под шпионажем по уголовному законодательству Российской Федерации;
- раскрыть мотивы шпионажа;

Содержание

Введение 3
1. Общеправовая характеристика шпионажа 5
1.1. Понятие и особенности шпионажа по уголовному законодательству Российской Федерации 5
1.2. Шпионаж: субъект, объект, субъективная и объективная стороны 11
1.3 Ответственность и условия освобождения от уголовной ответственности за шпионаж 16
2. Виды шпионажа 20
2.1. Ответственность за шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну 20
2.2. Ответственность за шпионаж, предметом которого являются иные сведения 24
Заключение 26
Список использованной литературы: 28

Работа состоит из  1 файл

0361 Ответственность за шпионаж.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы на сегодняшний день актуальна тем, что в результате данного преступления, важнейшие секретные сведения могут стать достоянием других государств и быть использована ими для подрыва или ослабления обороноспособности, внешней безопасности и других жизненно важных интересов России. Тем самым шпионаж представляет общественную опасность для нашего государства. Ответственность  установленная Уголовным кодексом РФ за шпионаж является методом уголовно-правовой борьбы с данным преступлением.

Актуальность темы курсовой работы заключается также в том, что на сегодняшний день можно увидеть большое количество публикаций (книг и статей в специализированных юридических изданиях), касающихся изучения института уголовной ответственности за шпионаж в Российской Федерации. Все это однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к данной теме.

Таким образом, курсовая работа посвящена важной и  актуальной теме уголовного права.

Цель курсовой работы состоит в анализе и изучении ответственности за шпионаж в Российской Федерации.

Цель обусловила постановку следующих задач: проанализировать российское уголовное законодательство и научную литературу по вопросам уголовной ответственности за шпионаж в Российской Федерации:

- определить, что понимается  под шпионажем по уголовному законодательству Российской Федерации;

- раскрыть мотивы шпионажа;

- выявить, что относится к сведениям, составляющим государственную тайну;

- изучить понятие государственной безопасности России;

- определить субъект,  объект, субъективную и объективную  стороны шпионажа;

-  разрешить вопрос  о том, при каких условиях лицо, совершившее шпионаж подлежит освобождению от уголовной ответственности;

- раскрыть классификацию шпионажа по уголовному праву и содержание каждого его вида;

Объектом исследования курсовой работы являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе применения норм, регулирующих ответственность за шпионаж в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства, регулирующие ответственность за шпионаж в Российской Федерации.

Методологической основой исследования является комплекс сложившихся принципов и методов научного познания их творческое применение в процессе исследования современных проблем касающихся ответственности за шпионаж в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют общетеоретические труды таких известных ученых как Анашкина Г.З., Дьякова С.В. Игнатьева А.А., Карпушина М.П., Румянцева О.Г., Слободанюк  И.А.и других.

Правовую основу исследования составили следующие источники: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Закон РФ от 05 марта 1992 года N 2446-1 «О безопасности», Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1«О государственной тайне», Указ Президента РФ от 24 января 1998 года N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и другие источники.

Цели и задачи исследования определили структуру работы, она  состоит из введения двух глав и  списка использованной литературы.

1. Общеправовая характеристика шпионажа

1.1. Понятие и особенности шпионажа по уголовному законодательству Российской Федерации

 

Шпионаж (от нем. spion - шпион, которое родственно слову spähen - следить, подглядывать), преступление, выражающееся в секретном собирании или похищении сведений, составляющих государственную тайну, в том числе и экономического характера, или иных сведений для использования их против данного государства с целью передачи другому государству.

Понятие шпионажа по сравнению  с УК 1960 года не претерпело существенных изменений: в число признаков шпионажа добавлено наряду с похищением, собиранием и передачей сведений хранение с целью передачи, а равно исключено указание на военную тайну, поскольку сведения, составляющие военную тайну, - неотъемлемая часть сведений, составляющих государственную тайну.1

 Шпионаж представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства.

Для уяснения понятия  государственной безопасности необходимо обратиться к Закону РФ от 05 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности". В статье 1 этого Закона РФ "О безопасности" общее понятие безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Далее в Законе РФ от 05 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" указываются основные объекты безопасности: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, государственная безопасность - это состояние защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Государственная безопасность имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Первая из них означает стабильность внутри государства, защищенность от неправомерных действий, подрывающих конституционный строй и территориальную целостность. Внешняя безопасность представляет собой состояние защищенности от посягательств на суверенитет и территориальную неприкосновенность извне, со стороны других государств или оказывающих им содействие российских граждан.1

Предметом шпионажа выступают, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, иные сведения, т.е. не составляющие государственной тайны. Особенностями предмета преступления определяется и специфика шпионских действий в отношении предмета шпионажа.

Сведения, составляющие государственную тайну, характеризуются  следующими признаками: имеют важное значение для безопасности России; содержатся в определенных носителях; подлежат засекречиванию; перечень их устанавливается правовыми актами; могут содержаться в строго определенных законом областях.

Действия, имеющие своим  предметом сведения, составляющие государственную  тайну, состоят в:

1) передаче;

2) собирании;

3) похищении;

4) хранении этих сведений.

Передача сведений - это  сообщение их любым способом соответствующему адресату. Передача сведений предполагает, что они были собраны, похищены или хранились лично либо другим лицом. Передача добытых сведений может осуществляться путем личного контакта с адресатом, в том числе с помощью связных, а также с использованием тайников, технических средств связи, почтовых отправлений, иногда - неосведомленных или введенных в заблуждение граждан и т.д.1

Собирание есть любая, кроме  похищения, форма получения названных  сведений для последующей их передачи указанным в законе организациям и лицам. Собирание сведений, составляющих государственную тайну, охватывает всевозможные способы завладения ими, их восприятия или фиксации: общение с секретоносителями и выведывание сведений при разговорах; визуальное наблюдение; подслушивание бесед специалистов; радиоперехват; несанкционированное подключение к техническим средствам связи; съем информации с электронных средств; аудио- и видеозапись; фото- и киносъемка; копирование документов; взятие образцов почвы, растений, воды; приобретение за деньги и др. Собирание иных сведений может осуществляться также посредством найма частного детектива, секретаря, консультанта и т.п., не осведомленных о шпионаже нанимателя.

Похищение - специфический  способ добывания, как правило, охраняемых сведений, доступ к которым ограничен. Оно обычно бывает тайным, но может быть и открытым, в частности путем нападения. Похищение при шпионаже направлено на содержащие государственную тайну документы, чертежи, схемы, технические описания, технологические карты, специальную литературу, образцы изделий, блоки, узлы, детали, материалы и другие носители секретной информации. Если похищаемые сведения находятся на материальных объектах, то при наличии признаков кражи либо другой формы хищения такие действия квалифицируются по совокупности преступлений по ст. 276 и, например, по ст. 158 УК РФ.

Хранение сведений означает любой способ их сбережения, обеспечивающий сохранность и неизменность информации при ее последующей передаче. Это  новый признак шпионажа, включенный в УК РФ. Хранение сведений, составляющих государственную тайну, имеет самостоятельное значение, когда лицо их не добывало, а получило от другого лица на сохранение для последующей передачи адресатам шпионажа. Этот признак может также приобрести самостоятельное значение в случаях недоказанности личного собирания или похищения хранившихся лицом секретных сведений (с целью их передачи адресатам шпионажа). В остальных случаях хранение сочетается с предшествующим ему личным собиранием или похищением секретных сведений, т.е. рассматривается наряду с указанными действиями.1

Если лицо действует  в одиночку, то собирание сведений с целью их последующей передачи предполагает их безусловное хранение определенный период времени. Однако при  групповом совершении шпионажа роли могут быть распределены: один только собирает (или похищает) информацию, содержащую государственную тайну, другой только хранит ее с целью передачи, а третий только передает адресатам, указанным в законе. В этом случае в действиях каждого из них налицо признаки шпионажа.

По конструкции состав преступления формальный. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента  собирания, похищения или хранения соответствующих сведений, предназначенных  для передачи адресату, либо с момента  передачи адресату сведений, собранных другим лицом.

Установление контакта с иностранной разведкой и  получение от нее задания является приготовлением к данному преступлению. Пресеченная попытка собрать  сведения (например, путем кражи) образует покушение на преступление.

Мотивы шпионажа могут быть различными: личными, корыстными, политическими, националистическими, или даже патриотическими с позиций субъекта-иностранца и др.1 Как показывает практика, чаще всего проявляют себя корыстные побуждения при наличии цели обогатиться противоправным способом.

На квалификацию преступления мотивы шпионажа не влияют. Но характерными являются корыстные побуждения, так как шпионаж - это обычно профессиональная работа кадровых разведчиков, которая хорошо оплачивается. Мотивы шпионажа не являются признаками его состава и учитываются при назначении наказания.

Шпионажем являются также  передача или собирание иных сведений, в том числе не составляющих государственную  тайну. Ответственность за их собирание  и передачу наступает при наличии  двух условий: 1) эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки; 2) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.2

Общественная опасность  шпионажа заключается в том, что  из владения государства могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, шпионаж как преступное деяние создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. В отличие от государственной измены, при совершении которой деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином России, шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства.

Предусмотренное ст. 276 УК РФ преступление относится к категории особо тяжких преступлений.

Таким образом, шпионаж - преступление, посягающее, как и государственная измена, на внешнюю безопасность Российской Федерации, но не изнутри, а извне, поскольку характеризует типичную профессиональную деятельность агентов иностранных спецслужб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Шпионаж: субъект, объект, субъективная и объективная стороны

 

Непосредственным объектом шпионажа является внешняя безопасность, которая слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальной  неприкосновенности. Шпионаж может посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность России и на отдельные слагаемые (компоненты) внешней безопасности, например, только на обороноспособность.

Субъект шпионажа - только иностранный гражданин либо лицо без гражданства (включая лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации), вменяемый, достигший 16-летнего возраста.1

Соучастниками данного  преступления (организаторами, подстрекателями  либо пособниками) могут выступать  и граждане России при отсутствии в их действиях признаков государственной измены в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.2

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за шпионаж против России, совершенный за рубежом, отвечают в  соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие вне пределов Российской Федерации и совершившие там шпионаж против России, несут ответственность согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ.

Лица с двойным гражданством (Российской Федерации и иностранного государства) должны отвечать за шпионаж  по ст. 275 УК РФ (что вытекает из ч. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации), если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Информация о работе Ответсвенность за шпионаж в РФ