Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:41, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе и изучении ответственности за шпионаж в Российской Федерации.
Цель обусловила постановку следующих задач: проанализировать российское уголовное законодательство и научную литературу по вопросам уголовной ответственности за шпионаж в Российской Федерации:
- определить, что понимается под шпионажем по уголовному законодательству Российской Федерации;
- раскрыть мотивы шпионажа;
Введение 3
1. Общеправовая характеристика шпионажа 5
1.1. Понятие и особенности шпионажа по уголовному законодательству Российской Федерации 5
1.2. Шпионаж: субъект, объект, субъективная и объективная стороны 11
1.3 Ответственность и условия освобождения от уголовной ответственности за шпионаж 16
2. Виды шпионажа 20
2.1. Ответственность за шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну 20
2.2. Ответственность за шпионаж, предметом которого являются иные сведения 24
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан;
о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры;
о привилегиях, предоставляемых должностным лицам;
о размерах золотого запаса;
о фактах нарушения прав и свобод человека;
о состоянии здоровья высших должностных лиц;
о фактах нарушения законности органами власти и некоторые другие.1
Так, Л., будучи майором западногерманской группы войск, в марте 1991 года дал согласие (подписку) на шпионаж для западногерманской разведки и регулярно передавал сведения составляющие государственную тайну, отнесенные согласно перечню к секретным и особо секретным. Л. получил за эти сведения 16 000 западногерманских марок. Л. был осужден Военной коллегией Верховного суда к 10 годам лишения свободы и лишен воинского звания и наград.2
Таким образом, признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.
Объективная сторона данной разновидности шпионажа, касающейся государственной тайны, состоит в совершении какого-либо из следующих действий: передача, собирание, похищение, хранение сведений.
Как было сказано ранее, передача - это сообщение сведений любым способом (устно, письменно, по радио и т.д.). Данный вид шпионажа окончен в момент получения сведений теми, кому они предназначались.
Собирание - наиболее распространенный способ шпионажа. Конкретные методы собирания многообразны: личное наблюдение, копирование документов, подслушивание, покупка, расспросы и др.
Похищение является разновидностью собирания, изъятие осуществляется действиями, типичными для какой-либо формы хищения (тайно, открыто, с применением насилия, путем обмана), причем владение может быть как постоянным, так и временным.
Хранение - это обладание предметом, который находится в помещении или на территории, принадлежащей определенному лицу. При этом не имеет значения, был ли предмет размещен в данном месте самим хранителем или же с его согласия другим лицом.
Собирание, похищение, хранение признаются шпионажем, если они совершались в целях передачи. В этом смысле их можно рассматривать как приготовление к передаче, но конструкция состава такова, что одни только перечисленные действия, независимо от передачи, представляют собой оконченное деяние. Однако поскольку собирание и похищение окончены, когда сведения фактически добыты, то возможны и приготовление к шпионажу (приискание или приспособление средств, при помощи которых будут собираться сведения, вербовка соучастников и т.д.), и покушение на него (например, неудавшаяся попытка похищения).1
Обязательным признаком состава является определенный получатель сведений - иностранное государство, иностранная организация или их представители, причем имеются в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для российских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для использования в производственной деятельности и т.д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны (ст. 283), похищение документов (ст. 325) и т.п.
Шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, может осуществляться как по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, так и по инициативе субъекта. Оконченным данный состав преступления будет считаться в момент совершения передачи либо собирания, похищения или хранения сведений в целях передачи их адресату.
Предметом второй разновидности
шпионажа являются иные сведения, т.е.
не составляющие государственную тайну,
но предназначенные для
Объективная сторона второго вида шпионажа представляет собой действия в форме собирания и передачи иных сведений. Законодатель не предусматривает таких форм действия, как похищение и хранение, поскольку эти сведения являются открытыми и могут быть получены из разнообразных источников: официальных изданий научной и технической литературы, периодических изданий; на официальных симпозиумах, конференциях; путем направления запросов в различные организации, анкетирования и т.п. Иные сведения могут собираться и путем личного наблюдения.1
Таким образом, данная форма шпионажа характеризуется специальной целью - нанести ущерб внешней безопасности РФ, а само собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в целях их передачи.
Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены - оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.
Таким образом, шпионаж, предметом которого являются иные сведения, совершается только по заданию иностранной разведки и отражает оконченный состав преступления с момента передачи или собирания этих сведений.
Таким образом, подводя итог изучению курсовой работы, следует, отметить, что шпионаж это особо опасное преступление, посягающее на внешнюю безопасность РФ и заключающееся в передаче, собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Как уголовное правонарушение шпионаж отличается от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России.
В последнее время
защита государственной тайны
Таким образом, автор курсовой работы считает, что необходимо рассматривать, изучать и на законодательном уровне решать вопросы совершенствования уголовной ответственности за шпионаж.
1. Нормативные акты
2. Комментарии к нормативным актам
4. Материалы периодической печати
1 Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – 2- е изд., перераб. и доп. – М: Юристъ, 2007. – С. 461.
1 Закон РФ от 05 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - N 15. - ст. 769.
1 Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник Издание исправленное и дополненное / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - ИНФРА-М, КОНТРАКТ, 2007. – С. 380-381.