Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:41, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе и изучении ответственности за шпионаж в Российской Федерации.
Цель обусловила постановку следующих задач: проанализировать российское уголовное законодательство и научную литературу по вопросам уголовной ответственности за шпионаж в Российской Федерации:
- определить, что понимается под шпионажем по уголовному законодательству Российской Федерации;
- раскрыть мотивы шпионажа;
Введение 3
1. Общеправовая характеристика шпионажа 5
1.1. Понятие и особенности шпионажа по уголовному законодательству Российской Федерации 5
1.2. Шпионаж: субъект, объект, субъективная и объективная стороны 11
1.3 Ответственность и условия освобождения от уголовной ответственности за шпионаж 16
2. Виды шпионажа 20
2.1. Ответственность за шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну 20
2.2. Ответственность за шпионаж, предметом которого являются иные сведения 24
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
Высказанная в литературе точка зрения о том, что лица с двойным гражданством (Российской Федерации и иностранного государства) должны отвечать за шпионаж по совокупности преступлений по ст. 275 и 276, по нашему мнению, неубедительна по ряду соображений:
во-первых, налицо как бы двойное наказание за одно и то же преступное деяние, что противоречит положению ст. 50 Конституции Российской Федерации – никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление1;
во-вторых, согласно ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.2 Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Из этого следует, что законодатель при решении вопроса об ответственности лиц с двойным гражданством отдает приоритет национальному закону. Это подтверждает и сопоставление санкций ст. 275 и 276 УК РФ (наказание за шпионаж как форму государственной измены - строже (по нижнему пределу срока лишения свободы), чем за шпионаж, где субъектом выступает иностранный гражданин либо лицо без гражданства);
в-третьих, нелогичность наказания за совершение деяния по ст. 275 и 276 УК РФ одновременно особенно наглядно просматривается при решении вопроса о назначении наказания. Ведь при назначении наказания по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы достигает 25 лет (ч. 3 ст. 69 УК РФ).1
Объективная сторона шпионажа характеризуется в УК РФ как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений.
Из всех способов совершения шпионажа наибольшую опасность представляет передача сведений иностранному государству, иностранной организации либо их представителям для использования в ущерб внешней безопасности России. Собирание, похищение и хранение сведений по существу являются подготовительной деятельностью к передаче. Однако, учитывая повышенную степень опасности рассматриваемого деяния, законодатель счел их оконченным преступлением.
Под иностранным понимается любое государство за пределами суверенной территории России. Иностранные организации могут быть государственными (разведка, армия, спецслужбы и пр.) и негосударственными (например, частные фирмы, концерны, общества). Представителем иностранного государства или иностранной организации может быть как официальное, так и неофициальное лицо, уполномоченное иностранным государством или организацией на совершение определенных действий.2
Если речь идет об иных сведениях, а не о сведениях, содержащих государственную тайну, объективная сторона предполагает только их собирание и передачу. Это могут быть любые сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера, не относящиеся к государственной тайне. Ими могут быть и не секретные, в том числе открытые сведения, поэтому законодатель не предусматривает такой формы их получения, как похищение, и не наказывает их хранение. Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной литературы, личное наблюдение, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д.
Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий.
Во-первых, эти действия совершаются по заданию иностранной разведки.
Во-вторых, они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает оценку деяния как шпионажа.1
Собирание и передача таких сведений чаще совершаются российскими гражданами нежели иностранцами и рассматриваются тогда при наличии указанных условий как государственная измена в форме шпионажа.
С субъективной стороны шпионаж может быть совершен только с прямым умыслом.
Субъект сознает характер собираемых, похищаемых, хранимых с целью передачи сведений, особенности адресата передачи и желает передать эти сведения данному адресату.
При собирании, похищении и хранении сведений, содержащих государственную тайну, обязательным признаком состава шпионажа должна быть цель передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением, что цель шпионажа не является обязательным его признаком.
В соответствии со статьей 276 УК РФ совершение шпионажа наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.1
Поскольку в приговорах, определениях и постановлениях судов, вынесенных по результатам рассмотрения уголовных дел, возбужденных за совершение преступлений, предусмотренных ст. 276 УК РФ, как правило, содержатся сведения, составляющие государственную тайну, они официально не публикуются.
Части 3, 6 ст. 31 УПК РФ относят
рассмотрение уголовных дел данной
категории к подсудности
Примечание к ст. 275 УК РФ предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК РФ.
В примечании к ст. 275 УК РФ указывается, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Очевидно, что речь идет не о добровольном отказе в смысле ст. 31 УК РФ, а о деятельном раскаянии, поощрительной норме, которая освобождает от ответственности лиц, совершивших оконченное преступление (ч. 2 ст. 75). Поэтому для уяснения условий применения данного примечания необходимо учитывать момент окончания каждого из видов преступлений. Решающими критериями являются либо фактическое отсутствие вреда объектам, либо если какой-то вред наступил, то совершение действий, способствовавших предотвращению дальнейшего возможного вреда, которые могут осуществляться одним из двух способов: посредством сообщения органам власти или иным образом.
Как указывалось выше, шпионаж окончен либо в момент передачи, либо при собирании, похищении или хранении сведений, составляющих государственную тайну; выдача окончена в момент получения сведений адресатом; иное оказание помощи при фактическом ее оказании. Если виновный только собрал, похитил или хранил сведения, но не передал их, то для освобождения от ответственности достаточно ликвидировать условия, при которых сведения могут стать достоянием иностранного государства, и т.д. (например, уничтожить их или вернуть на место, откуда они были похищены). Такое поведение подходит для применения понятия иного способствования предотвращению дальнейшего ущерба, т.е. сообщения органам власти о совершенных действиях в этом случае не нужно.1
При передаче или выдаче сведений способствование предотвращению ущерба может заключаться в их изъятии до того, как получатели сумели ими воспользоваться. Однако такая возможность возникает крайне редко, поэтому для освобождения от ответственности необходимо сообщение органам власти.
При ином оказании помощи в проведении враждебной деятельности возможны различные действия по предотвращению дальнейшего ущерба, их характер зависит от того, каким образом была оказана помощь.
Сообщение органам власти должно быть добровольным и своевременным. Это условие отсутствует, если сообщение органам власти является вынужденным (виновный задержан либо о его связи с иностранной разведкой стало известно другим лицам), а также, если оно сделано несвоевременно (агент, длительно действовавший при помощи изменника, успел осуществить ряд шпионских, диверсионных и иных действий в ущерб внешней безопасности России).
Таким образом, добровольным оно считается, когда было сделано без принуждения и до того, как факт был обнаружен органами власти, о чем стало известно виновному. Мотивы же могут быть любыми (осознание недопустимости поступка, уговоры родственников, боязнь ответственности в будущем, обида на "заказчика", не выполнившего какие-либо условия, и т.д.). Социальный смысл анализируемой нормы не в прощении раскаявшегося преступника, а в том, чтобы стимулировать определенное поведение и поощрить за помощь в предотвращении дальнейшего ущерба.1
Своевременность означает, что сообщение делается тогда, когда получившие его органы имеют объективную возможность предотвратить ущерб. Если виновный, например, выдал иностранному государству российского разведчика и того арестовали, то предотвратить наступивший ущерб уже невозможно. Аналогичным образом нельзя устранить ущерб от передачи государственного шифра, который фактически используется. Однако если был передан новый шифр, который еще не применялся, то сообщение о его передаче иностранному государству может предотвратить дальнейший ущерб, о котором говорится в ст. 275 УК РФ. Несвоевременное сообщение не освобождает от ответственности и может учитываться только в качестве смягчающего обстоятельства (п. "к" ст. 61).
В примечании к ст. 275 УК РФ говорится о способствовании предотвращению ущерба, а не о фактическом его предотвращении. Следовательно, если была объективная возможность воспрепятствовать причинению ущерба, но органы власти, получившие сообщение, ею не воспользовались, виновный подлежит освобождению от ответственности.
Следующее условие освобождения от ответственности - в действиях виновного не содержится иного состава преступления. Им может быть любое деяние (например, виновный завладел сведениями путем разбойного нападения). В подобных случаях ответственность наступает только за иное преступление, но исключается по ст. 275 УК РФ (разумеется, при наличии всех других необходимых условий).1
При наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК РФ обстоятельств освобождение от уголовной ответственности является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание (п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ).
В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну. Основные положения, касающиеся государственной тайны, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне". В статье 2 Закона РФ "О государственной тайне" государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В статье 5 Закона РФ "О государственной тайне"дается общая характеристика сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Это сведения:
в военной области (о содержании стратегических и оперативных планов; направлениях развития вооружения и военной техники; разработке, технологии, производстве ядерных боеприпасов и др.);
в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям; мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение и др.);
в области внешней политики и экономики;
в области разведывательной,
контрразведывательной и
В соответствии со статье 2 Закона РФ "О государственной тайне" носителями государственной тайны являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Право относить конкретные сведения к государственной тайне предоставляется руководителям органов государственной власти, указанным в специальном перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемой Президентом РФ. В то же время в статье 7 Закона РФ "О государственной тайне" указываются сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию: