Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:32, реферат

Описание

Цель реферата – раскрыть понятие и сущность полномочий прокурора по выявлению и устранению нарушений законов.
Задачи работы:
1) Дать общую характеристику полномочиям прокурора по выявлению и устранению нарушений законов,
2) Раскрыть полномочия прокурора по надзору за исполнением законов,

Содержание

Введение.
1. Понятие полномочий прокурора по выявлению и устранению нарушений законов.
2. Виды полномочий прокурора по надзору за исполнением закона.
2.1 Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона.
2.2. Полномочия прокурора направленные на устранение выявленных нарушений.
2.3. Полномочия прокурора, направленные на предупреждение нарушений закона.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕрАт ПН.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)


28

 

Содержание

 

Введение.

1. Понятие полномочий прокурора по выявлению и устранению нарушений законов.

2. Виды полномочий прокурора по надзору за исполнением закона.

2.1 Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона.

2.2. Полномочия прокурора направленные на устранение выявленных нарушений.

2.3. Полномочия прокурора, направленные на предупреждение нарушений закона.

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прокурорский надзор – это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является: выявление фактов нарушения Конституции РФ и нарушения требований законов, установление виновных в правонарушениях, принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению, наказанию виновных. Прокурорский надзор – это самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные и иные органы, организации, учреждения, должностные лица. Прокурорский надзор – это самостоятельный вид деятельности, осуществляется от имени Российской Федерации

В ст.1 Закона о прокуратуре сформулирована ее основная функция- осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Надзор за исполнением законов выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан. Надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны. Все это говорит об актуальности темы данного реферата

В Законе о прокуратуре указывается, что прокурору предоставлено право осуществлять выявление и устранение нарушений закона.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (с изм. от 01.07.10) на прокуратуру возложена обязанность обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Исходя из этого прокурорский надзор за соблюдением законов предполагает проверку законности, соблюдения законов, соблюдения прав и интересов человека и гражданина, а также выполнения ими обязанностей, установленных законами и подзаконными актами.

Цель реферата – раскрыть понятие и сущность полномочий прокурора по выявлению и устранению нарушений законов.

Задачи работы:

1) Дать общую характеристику полномочиям прокурора по выявлению и устранению нарушений законов,

2) Раскрыть полномочия прокурора по надзору за исполнением законов,

                            3) Проанализировать полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона, направленные на устранение выявленных нарушений и направленные на предупреждение нарушений закона.

В процессе подготовки и написания реферата была изучена учебная и научная литература, монографии, статьи в научных журналах, научные комментарии, нормы действующего законодательства и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие полномочий прокурора по выявлению и устранению нарушений законов

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов раскрывается в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», где определены органы, которыми осуществляется надзор за исполнением законов.

Осуществляя свои полномочия в данной сфере прокурорского надзора, прокуроры решают совместно с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного развития. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и проверку исполнения законов проводит на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением, законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, т.е. обладают соответствующими полномочиями.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов – это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов[1].

Характер и диапазон полномочий прокурора определяются спецификой задач надзора за исполнением законов. Традиционно полномочия прокурора по надзору за исполнением закона принято, делить на три группы:

              - полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;

              - полномочия по устранению нарушений закона;

              - полномочия по предупреждению нарушений закона.

 

 

2. Виды полномочий прокурора по надзору за исполнением закона 2.1 Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона.

Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном и вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. В зависимости от источника информации, с помощью которой производится выявление, правонарушений, различаются полномочия, ориентированные на получение требуемых сведений путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия), путем истребования и изучения необходимых документов, путем получения информации от физических лиц, а также путем использования помощи специалистов.

Выделяют следующие полномочия прокурора:

1. По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, указанных в п.1 ст.21 Закона о прокуратуре, то есть на территорию и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля коммерческих и некоммерческих организаций.

Характеризуя это полномочие, следует отметить, что Закон о прокуратуре дает исчерпывающий перечень территорий и помещений, куда прокурор может беспрепятственно проходить. В этом перечне нет, например, помещений Правительства РФ, Президента РФ, судебных органов и т.д.

Прокурором движет не праздное любопытство, а профессиональный долг, когда он принимает решение посетить конкретную организацию, предприятие, учреждение. Поэтому никаких препятствий для реализации названного права не может и не должно создаваться[2]. Для прохода на нужную территорию прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение. Это простая и очевидная истина, однако не всеми лицами (в основном к ним относятся бизнесмены, руководящие работники некоторых федеральных органов исполнительной власти, банков, коммерческих структур) она понимается надлежащим образом на  прокуроров пытаются распространить правила пропускного режима требующего предварительного согласования визита представителя надзорной власти, заказа пропуска и т. п. Причем в наше время, когда в короткий срок были пересмотрены существовавшие до этого нормы организации политической, экономической, социальной сфер жизни общества, многим чиновникам, "деловым людям" такое положение представляется нормальным. Нетрудно заметить, что в нем изначально заложена идея неуважения государственной власти, пренебрежения нормами права, на соблюдении которых, собственно говоря, и держится порядок в любом государстве мира.

Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность появления, прокурора в нужное время в нужном месте у нужного лица. Лица, осуществляющие прокурорский надзор по своей должности должны иметь свободный доступ во все помещения поднадзорных им учреждений, право прокурора на беспрепятственный вход на поднадзорные ему объекты не может быть ограничено ведомственными и иными нормативными актами. Такого рода нормативные акты должны незамедлительно опротестовываться соответствующими прокурорами[3].

Реализация данного полномочия ограничена еще одним условием. Право беспрепятственного входа прокурора на территорию и в помещение указанных объектов реализуется прокурором при наличии у него информации о нарушение законов на данной территории и в помещениях или в связи с деятельностью объектов перечисленных в п.1 ст.21 Закона о прокуратуре.

Информация, которую получает прокурор на объекте на основе своих непосредственных наблюдений, имеет большое значение для обеспечения законности. По состоянию средств техники безопасности на производстве может быть, например, составлена практически исчерпывающая информация о соблюдении законодательства об охране труда. Обстановка на рабочих местах нередко красноречиво свидетельствует об отношении руководителей коммерческих организаций к требованиям законодательства о качестве продукции, складские помещения, площадки хранения комплектующих изделий, готовой продукции могут помочь составить представление о соблюдении законодательства об учетной дисциплине, финансах и др[4].

2. Иметь доступ к документам и материалам. Личные наблюдения прокурора, как правило, дополняются документальными данными, которые прокурор имеет возможность получить благодаря предоставленному ему право доступа к документам и материалам. Не случайно право беспрепятственного входа на территории и в помещения поднадзорных органов и право доступа к материалам и документам предусмотрено в одном и том же абзаце ч.1 ст.22 Федерального закона "О прокуратуре РФ".

Хотелось бы отметить, что изучение документов и материалов на месте имеет такие преимущества, как возможность получения необходимых пояснений, справок от работников проверяемой организации, возможность сопоставления данных, отраженных в документах, с фактическим положением дел. Наконец, немаловажное значение имеет элемент внезапности, который свойственен обращению прокурора к документам непосредственно на том объекте, где по имеющейся информации совершаются правонарушения. Ознакомления с документами может помочь прокурору установить конкретные факты нарушения законов и получить соответствующую доказательственную информацию, наметить пути, определить формы и способы получения недостающих данных.

3. Проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. На практике это полномочие называют проверкой исполнения законов на месте. Это полномочие имеет комплексный характер. Проведение проверки означает применение, прокурором целого ряда других полномочий, в частности, уже рассмотренных в виде беспрепятственного входа на территорию или помещения органов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, доступа к документам и материалам, а также требований о предоставлении специалистов, получении объяснений от руководителей и других должностных лиц указанных органов и других полномочий, о которых речь будет идти ниже.

Проверка исполнения законов на вышеуказанных объектах является одним из наиболее важных и эффективных полномочий прокурора. Распространенность его применения и значимость таковы, что практически, да иногда и теоретически это полномочие отождествляют с прокурорским надзором в целом, с чем нельзя согласиться.

Проверка исполнения законов на объектах (на месте) хотя и очень важное, но, тем не менее, лишь одно из полномочий прокурорского надзора, те, кто приравнивают его к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в целом, существенно снижают возможности, а следовательно, и эффективность этой отрасли прокурорского надзора[5].

Содержание, тактика и методика проведения проверок исполнения законов, существенно различаются в зависимости от содержания законов, исполнение которых подлежит проверке (законодательство о приватизации; об охране собственности, об охране окружающей среды и т.д.), и от вида объектов, на которых проводится проверка исполнения законов (органы управления, органы контроля, конкретные предприятия или организации). В связи с этим в теории и практике прокурорского надзора разработаны и применяются методики осуществления надзора за исполнением законов об охране собственности, о труде, о соблюдении некоторых конституционных прав граждан, законов о несовершеннолетних и т.д..

4. Требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в п.1 ст.21 Закона о прокуратуре, представления необходимых документов, материалов, статистически и иных сведений. Применяя рассматриваемое полномочие, прокурор обращается к руководителям и иным должностным лицам не того объекта проверки, где он находиться, а других органов организаций и учреждений, чьи документы, материалы статистически иные сведения необходимы прокурору для установления и доказывания правонарушений на других объектах. Так, прокурор, получив информацию о факте уклонения от налогов коммерческой организацией, может обратиться в органы налогового контроля (налоговую инспекцию) с требованием о предоставлении сведений об уплате налогов данной организацией. С подобным же требованием прокурор может обратиться в статистические или банковские учреждения.

Информация о работе Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений закона