Помилование в российском уголовном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:16, курсовая работа

Описание

Введение института освобождения от уголовной ответственности продемонстрировало отрицательное отношение российского законодателя к формальному подходу к определению ее оснований и пределов. Оно отчасти свидетельствует и о реализации важнейшего положения российского уголовного права - материального определения понятия преступления.
Рассматриваемый институт выступает в качестве реального проявления принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности, гуманизма и справедливости.

Содержание

Введение 3
1. Освобождение от наказания как институт уголовного права 5
2. Институт амнистии в системе права 9
2.1. Правовая природа амнистии в науке уголовного права 9
2.2. Содержание акта об амнистии 11
2.3. Сфера действия акта об амнистии 15
3. Помилование в российском уголовном законодательстве 18
3.1. Понятие помилования и сфера применения акта помилования 18
3.2. Порядок подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании 20
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Амнистия и помилование по уголовному законодательству.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

     В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о юридической природе актов об амнистии. В литературе выражено мнение о том, что "правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов", что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что они выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.

     Такая точка зрения представляется ошибочной. Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания, следственных изоляторов и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (неосторожные, экономические и др.). 

     2.2. Содержание акта об амнистии 

     Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную  ответственность за те или иные общественно  опасные деяния, и не ставит под  сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

     Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в  уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК7 эти акты могут содержать предписания следующего характера:

     а) об освобождении от уголовной ответственности  лиц, совершивших преступления;

     б) об освобождении от наказания или  его отбывания лиц, осужденных за преступления;

     в) о сокращении назначенного наказания;

     г) о замене назначенного наказания более мягким;

     д) об освобождении от дополнительного  наказания;

     е) о снятии судимости.

     Конкретное  содержание амнистии определяется в  самом акте об амнистии. Обычно такие  акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой (например, в некоторые акты об амнистии были включены предписания о сокращении не всего назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).

     В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 1 ноября 1991 г. "Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы". В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.

     В связи с тем, что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

     Круг  лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

     Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. "Об объявлении амнистии в связи  со 100-летием учреждения Государственной Думы в России" освобождению от уголовной ответственности подлежали:

     1) подозреваемые и обвиняемые в  совершении в возрасте до 16 лет  преступлений, за которые предусмотрено  наказание не свыше 5 лет лишения  свободы;

     2) подозреваемые и обвиняемые в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;

     3) женщины, имеющие несовершеннолетних  детей, беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;

     4) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также подозреваемые и обвиняемые женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.

     Этим  же Постановлением предписывалось освободить от наказания:

     1) осужденных к лишению свободы  на срок до 5 лет включительно  за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;

     2) осужденных к лишению свободы  на срок до 5 лет включительно  за преступления, совершенные в  возрасте от 16 до 18 лет, и ранее  не отбывавших наказания в  воспитательных колониях;

     3) осужденных к лишению свободы  на срок свыше 5 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания;

     4) осужденных к лишению свободы  на срок до 5 лет включительно  и ранее не отбывавших наказания  в исправительных учреждениях:

     женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

     беременных  женщин;

     женщин  старше 55 лет;

     мужчин  старше 60 лет;

     5) осужденных к лишению свободы  за преступления, совершенные по  неосторожности в возрасте до 18 лет, отбывших не менее одной  трети назначенного срока наказания8.

     Рассмотренное Постановление об амнистии можно отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.

     В качестве примеров так называемых политических амнистий можно привести Постановления  Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "Об объявлении политической и  экономической амнистии"; от 9 февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г."; от 12 марта 1997 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике"; от 13 декабря 1999 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе"; от 6 июня 2003 г. "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики"; от 22 сентября 2006 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа".

     В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление "Об объявлении амнистии в связи  с принятием Конституции Чеченской  Республики" перечисляет, к кому отдельные предписания этого акта применяться не должны (лица, совершившие деяния повышенной общественной опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом акте; военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, совершившие хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств и их сбыт; участники незаконных вооруженных формирований либо устойчивых вооруженных групп (банд) или иные лица, противодействовавшие проведению контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящиеся в пределах Южного федерального округа; лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; иностранные граждане и лица без гражданства).

     Материалы о применении акта об амнистии к  отбывающим наказание осужденным, которым  в установленном порядке применено  обязательное лечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также  к осужденным, не прошедшим полного  курса лечения венерических заболеваний, рассматриваются после завершения указанными осужденными полного курса лечения. Основанием для признания осужденного завершившим этот курс является медицинское заключение. Материалы о применении акта об амнистии к отбывающим наказание осужденным, больным туберкулезом и отнесенным к I группе диспансерного учета, рассматриваются после интенсивного курса лечения и прекращения ими бактериовыделения, подтвержденного медицинским заключением. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения. 

     2.3. Сфера действия акта об амнистии 

     Амнистия  распространяется на всех лиц, подпадающих  под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением за содеянное. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

     Акт об амнистии является обязательным и  безусловным основанием для смягчения  участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий9.

     Акты  об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные  до его принятия или вступления в  силу.

     Применение  амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении  Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям". По общему правилу акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии. Так, Постановление Государственной Думы "О порядке применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" предусматривало применение данной амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря 1993 г. до дня вступления в силу Постановления об объявлении амнистии, если они отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 г.

     При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, когда последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.

     Следует иметь в виду, что сам акт  об амнистии не освобождает от уголовной  ответственности или наказания  и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Информация о работе Помилование в российском уголовном законодательстве