Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:16, курсовая работа
Введение института освобождения от уголовной ответственности продемонстрировало отрицательное отношение российского законодателя к формальному подходу к определению ее оснований и пределов. Оно отчасти свидетельствует и о реализации важнейшего положения российского уголовного права - материального определения понятия преступления.
Рассматриваемый институт выступает в качестве реального проявления принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности, гуманизма и справедливости.
Введение 3
1. Освобождение от наказания как институт уголовного права 5
2. Институт амнистии в системе права 9
2.1. Правовая природа амнистии в науке уголовного права 9
2.2. Содержание акта об амнистии 11
2.3. Сфера действия акта об амнистии 15
3. Помилование в российском уголовном законодательстве 18
3.1. Понятие помилования и сфера применения акта помилования 18
3.2. Порядок подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании 20
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Предписания
актов об амнистии, касающиеся снятия
судимости, не требуют принятия каких-то
специальных актов применения права.
Однако снятие судимости редко предусматривается
постановлениями об амнистии (такое положение
содержало, например, Постановление Государственной
Думы от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении
амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 годов").
3.
Помилование в российском
уголовном законодательстве
3.1.
Понятие помилования
и сфера применения
акта помилования
Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.
Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер10.
В соответствии со ст. 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:
1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
2)
наказание, назначенное лицу
3)
назначенное лицу наказание
4) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.
Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. При определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта РФ. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан обладает Президент этой республики.
Указом
Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О
комиссиях по вопросам помилования
на территориях субъектов
Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В свою очередь, комиссии субъектов РФ осуществляют общественный контроль за исполнением этих указов, а также за условиями содержания осужденных11.
Закон
не ограничивает право Президента РФ
на осуществление помилования ни кругом
лиц, ни тяжестью преступлений. Однако
вышеуказанное Положение содержит перечень
лиц, в отношении которых помилование,
как правило, не применяется (лица, совершившие
умышленное преступление в период назначенного
судом испытательного срока при условном
осуждении; злостно нарушающие установленный
порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся
условно-досрочно, по амнистии или актом
помилования; лица, которым ранее производилась
замена назначенного судом наказания
более мягким наказанием).
3.2.
Порядок подачи и рассмотрения
ходатайства о помиловании
Согласно установленному Указом порядку осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и др.). Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается12.
Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется самим заявителем в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.
Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о таких ходатайствах, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.
Администрация Президента РФ не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Комиссия
не позднее чем через 30 дней со дня
получения ходатайства о
Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) к помилованию, публикуется в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент РФ. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии. В этом случае повторное обращение осужденного рассматривается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, существенных для применения акта помилования.
Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока, назначенного судом (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего помилования.
В
литературе предлагается принять федеральный
закон об амнистии и помиловании.
В целях упорядочения и единообразного
их применения рекомендуется применение
условной амнистии и помилования с возможностью
их отмены и решение других вопросов. Попытка
консолидировать многие имеющиеся правовые
предписания, касающиеся амнистии и помилования,
в единый нормативный акт, заслуживает
пристального внимания.
Заключение
Уголовное законодательство предусматривает следующие виды освобождения от наказания:
Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в статье 84 УК РФ. Амнистия представляет собой акт нормативного характера, принимаемый Государственной Думой, и распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Нередко в рассматриваемых актах содержится также указание на некоторые признаки, характеризующие личность виновного (пол, возраст, прежние заслуги и т.д.). Но в любом случае лица, на которых распространяется амнистия, индивидуально (персонально) не определяются. В связи с этим издание акта об амнистии предполагает последующую правоприменительную деятельность других органов (вынесение постановления или определения о прекращении уголовного дела, постановления органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от отбывания наказания и т.д.). Согласно ч. 2 ст. 84 УК, актом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть, как уже отмечалось, освобождены от уголовной ответственности, освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Акты об амнистии издаются также в ознаменование определенных общественно-политических событий, а также в связи с мероприятиями гуманитарного характера, проводимыми под эгидой ООН. Так, в мае 2005 г. была объявлена амнистия в связи с 60-летием Победы в отношении участников Великой Отечественной войны, совершивших преступление.
В некоторых актах об амнистии решение вопроса о ее применении к отдельным категориям лиц передается на усмотрение суда.
Применение актов об амнистии к лицам, совершившим длящиеся или продолжаемые преступления, характеризуется определенной спецификой. К длящимся же преступлениям, продолжавшимся после издания амнистии, она не применяется. Амнистия применяется к продолжаемым деяниям, закончившимся (или пресеченным) до ее издания. Она не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, было совершено после издания амнистии.
Помилование представляет собой индивидуально-определенный акт Президента РФ (п. "в" ст. 89 Конституции РФ). В нем содержится предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально-определенной группы лиц. В соответствии с этим правоохранительному органу поручается лишь непосредственно реализовать предписания, содержащиеся в данном акте.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Таким образом, сфера помилования по кругу лиц значительно уже той, которая характерна для амнистии, ибо помилование применяется только в отношении осужденных.
Помилование может применяться в отношении осужденных, совершивших преступления любой тяжести. Оно предполагает индивидуальный подход к оценке личности осужденного.
В целях подготовки материалов для решения вопросов о помиловании Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Утверждены Положения об этой Комиссии и о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании граждан. Созданы комиссии и в субъектах РФ.
В
литературе предлагается принять федеральный
закон об амнистии и помиловании.
В целях упорядочения и единообразного
их применения рекомендуется применение
условной амнистии и помилования с возможностью
их отмены и решение других вопросов.
Информация о работе Помилование в российском уголовном законодательстве