Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних – одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть решены лишь при условии строжайшего соблюдения уголовного законодательства.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних…………………………………………………………..7
1.1 Общие понятия и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних…………………………………………………………..7
Глава 2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним……………..11
2.1 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, не предусматривающие ограничение свободы…………………………………..12
2.2 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, предусматривающие изоляцию от общества…………………………………..17
Глава 3. Особенности назначения наказания и освобождения от наказания несовершеннолетних…………………………………………………………...21
3.1 Назначение наказания несовершеннолетним……………………...21
3.2 Освобождение от наказаний несовершеннолетних……………….23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………28
При назначении несовершеннолетнему условного осуждения, наряду с обязанностями, перечисленными в п. 5 ст. 73 УК РФ, суд может возложить на виновного обязанность проведения досуга в кругу семьи, установив определенное время, когда ему запрещено находиться на улице, и т.п..
В
силу того, что судимости
Таким образом, при назначении наказания суд обязан учитывать как обстоятельства, единые для всех лиц, совершивших преступления, так и обстоятельства, обусловленные несовершеннолетием виновного.
3.2 Освобождение от наказаний несовершеннолетних
Основания освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания определены в ст. 92 УК РФ, которая предусматривает два вида безоговорочного освобождения несовершеннолетних от наказания:
с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ (ч. 1 ст. 92 УК РФ);
с
помещением несовершеннолетнего в
специальное учебно-
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. (ч. 2 ст. 90 УК РФ).
Из смысла ч. 1 ст. 92 УК РФ вытекает, что основаниями освобождения от наказания являются:
совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (в том числе и нескольких таких преступлений);
осуждение
его за это преступление;
возможность
исправления
Поскольку содержание правовой конструкции ч. 2 ст. 92 УК РФ наполнено демократическим духом, то постольку ее надо представить в расширенном виде. Так, несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждения закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года15.
Характерно, что из содержания ч. 3 ст. 92 УК РФ вытекает, что срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении устанавливается судом. Этот срок не может превышать трех лет. По достижении возраста восемнадцати лет воспитанник выпускается из учреждения, если срок его содержания в учреждении не продлен по его же собственному ходатайству для завершения обучения (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры). В специальные учреждения закрытого типа органа управлением образованием не могут быть направлены несовершеннолетние, которые были освобождены от наказания в силу заболеваний, препятствующих их содержанию и обучению в указанных выше учреждениях. Список этих заболеваний перечислен и утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 518.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 УК РФ несовершеннолетний освобожденный от наказания по ст. 92 УК РФ, считается несудимым.
Процессуальный порядок применения ст. 92 УК РФ определяется ст. 430 и 432 УПК РФ. Полномочия органов, исполняющих принудительные меры воспитательного воздействия, и порядок их исполнения определяются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13 октября 2009 г. № 233-ФЗ), Положениям о комиссиях по делам несовершеннолетних и отдельными постановлениями Правительства РФ.
Законодатель особо подчеркивает, что несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ст. 126, ч. 3 ст. 127, ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 132, ч. 4 ст. 158, ч. 2 ст. 161, ч. 1 1 и 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 2051, ч. 1 ст. 206, ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 1 ст. 211, ч. 2 и 3 ст. 223, ч. 1 и 2 ст. 226, ч. 1 ст. 2281, ч. 1 и 2 ст. 229 УК РФ, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью 2 ст. 92 УК РФ не подлежат. Тем самым дается исчерпывающий перечень преступлений, когда несовершеннолетние не могут быть освобождены от наказания16.
Со всей очевидностью ясно, что перечень вышеуказанных преступлений, когда несовершеннолетний не может быть освобожден от наказания по правилам ч. 2 ст. 92 УК РФ, расширительному толкованию не подлежит.
На
основании вышеизложенного
Заключение
Подрастающее поколение - это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей должны быть объектом повышенного внимания и заботы.
Действующий
УК учитывает относительную
Особенности
уголовной ответственности
Особое внимание уделено раскрытию и характеристике видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Ограничение наказания несовершеннолетних шестью видами из двенадцати, предусмотренных в УК, и к тому же в меньших пределах, чем для взрослых осужденных, создает необходимые возможности для оптимальной реализации ответственности несовершеннолетних за совершенные ими преступления и для достижения целей наказания.
В работе показано, что в отношении несовершеннолетних применяются более мягкие меры наказания по сравнению со взрослыми, а несовершеннолетний возраст в совокупности с другими обстоятельствами (например, условия жизни несовершеннолетнего, влияние на него старших по возрасту), учитывается как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.
Также необходимо отметить, что при назначении наказания надо ставить акцент на перевоспитание несовершеннолетних. И это целесообразно, так как усилением ответственности детей за совершенные ими правонарушения проблему преступности не решить.
Особенности назначения наказания несовершеннолетним, равно как и ограничение их видов при осуждении таких лиц, создают необходимые предпосылки для достижения в этих случаях целей уголовного наказания - восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения новых преступлений.
В заключение можно указать на то, что в случаях осуждения несовершеннолетних за совершение преступлений таким лицам предоставляются уголовным законом более льготные, чем взрослым, возможности освобождения от отбывания назначенного наказания, включая введение для подростков двух новых видов подобного освобождения, соединенных с применением воспитательных мер.
Назначаемое
несовершеннолетнему с учетом его
возраста наказание должно быть справедливым,
учитывающим обстоятельства как
смягчающие, так и отягчающие ответственность.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1.
Конституция Российской
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 21.02.2010) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177
4.
Постановление Правительства
Акты судебных органов
1. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 года (по уголовным делам), утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. - №10.
Используемая литература
1. Уголовное право. Общая часть: Учебник./ Под общ. Ред. В.И. Радченко. – М.: ЗАО Юстициформ, 2004.
2. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. О.Г.. Ковалев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
3. Уголовное право. Общая часть. / Буланова А.Г.– М.: «А-Приор», 2009
4. Уголовное право России: Общая часть. Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. / М.: «Норма», 2005.
5. Уголовное право России./ Кудрявцев В. Н., Лунеев В. В., Наумов А. В. М.: «Юрайт», 2006.
6. Уголовное право. Общая часть / Козаченко И.Я – М., «Норма» – 2009.
7. Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России / Беляева Л.И. – М.: Издательство «МПСИ», 2007
8. Учебное пособие «Подросток в системе референтных отношений» / Крушельницкая О.Б. - М.: Издательство «МПСИ».
9.
Учебное пособие «
10.
Учебное пособие «
Информация о работе Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних