Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:59, курсовая работа
Особую актуальность в практике уголовного права приобретают вопросы, связанные с мерами борьбы с правонарушениями и преступлениями несовершеннолетних.
В данной курсовой работе мы дадим понятие принудительных мер воспитательного воздействия, выявим их правовую природу, основные черты и цели. Определим место принудительных мер воспитательного воздействия в системе мер уголовно-правового воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления; рассмотрим содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Данная работа основана на толкованиях положений УК РФ, на специальной учебной литературе; так же были использованы постановления Пленума Верховного суда РФ.
Введение …………………………………………………………………………
3
1
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности ..
4
2
Принудительные меры воспитательного воздействия как мера уголовно-правового воздействия ………………………………………...
8
3
Сущность и содержание принудительных мер воспитательного воздействия ………………………………………………………………..
14
3.1
Предупреждение …………………………………………………………..
18
3.2
Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа ………………………..
19
3.3
Возложение обязанности загладить причиненный ущерб ……………..
21
3.4
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего …………………………………………………….
24
Заключение ………………………………………………………………………
26
Список литературы…………………………………………………………........
27
Сходные и тождественные меры, применяемые в порядке, установленном административным законодательством (Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних), мерами уголовно-правового характера не являются.
Спорным остается вопрос о том, входят ли эти меры в содержание уголовной ответственности. Представляется, что они не входят в содержание уголовной ответственности, когда применяются в связи с освобождением от уголовной ответственности, и входят — когда применяются в связи с освобождением от наказания. Причем в последнем случае в силу ст. 86 УК несовершеннолетний одновременно освобождается и от судимости. Поэтому в содержание уголовной ответственности входит лишь акт применения их судом, но не их исполнение.
Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия ко времени их применения. Совершеннолетие является важным фактом в жизни лица. Достигшее совершеннолетия лицо приобретает в полном объеме гражданскую, семейную и трудовую правоспособность и дееспособность, приобретает избирательные права и несет обязанность военной службы. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Поэтому совершеннолетие препятствует применению принудительных мер воспитательного воздействия.
В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК. Причем к указанной категории лиц из всего спектра принудительных мер могут применяться разве что предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред, так как другие меры связаны с ограничением прав лица и требуют осуществления контроля за их исполнением со стороны специализированного государственного органа. В соответствии же со ст. 7 Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «индивидуальная профилактическая работа» в отношении несовершеннолетнего прекращается по достижении им возраста 18 лет.
Таким образом, при применении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника. Нецелесообразно, а иногда и невозможно назначать принудительные меры лицам, достигшим совершеннолетия, и лицам, близким к его достижению, если цели принудительных мер не могут быть достигнуты до наступления совершеннолетия. В этих случаях целесообразно применять другие способы исправления преступника, например, условное осуждение.
Статья 90 УК определяет виды принудительных мер воспитательного воздействия:
1) предупреждение;
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Предупреждение состоит в «разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений».
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Необходимо отметить, что в отношении родителей и лиц, их заменяющих, предусмотренная обязанность существует и на основе норм семейного права. Применение этой меры не дает родителям и другим лицам в отношении несовершеннолетних никаких прав, которых бы они не имели, исходя из норм семейного права. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14.02.2000 № 7 разъяснил: «При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено».
Обязанность загладить причиненный ущерб назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Обязанность загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба, причиненного преступлением и компенсации морального вреда. В некоторых случаях с согласия потерпевшего ущерб может быть возмещен не в полном объеме, моральный вред может быть заглажен извинением раскаявшегося преступника. Вред может быть заглажен путем совершения каких-либо полезных для потерпевшего или для общества действий, независимо от факта причинения преступлением имущественного ущерба и того факта, что причиненный преступником вред находится за рамками состава преступления (например, вред от преступления с формальным составом). По очевидным причинам нельзя согласиться с рекомендацией ограничить размер возмещаемого вреда половиной минимального размера оплаты труда, применив по аналогии ст. 18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего.
Более подробно каждый вид принудительных мер воспитательного воздействия мы рассмотрим во 2-ой главе.
Предусмотренные ст. 90 УК принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.
Часть 2 ст. 92 УК предусматривает в качестве особой принудительной меры воспитательного воздействия помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Применение этой меры регламентируется УК, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
Несовершеннолетние, освобожденные от наказания по ч. 2 ст. 92 УК, на основании приговора суда помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа и специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (умственно отсталые, глухонемые, слепые и др.). В указанные специальные учреждения (в том числе и коррекционные) не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учреждениях закрытого типа (перечень утверждается Правительством).
Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Установленный судом срок может быть изменен в процессе применения принудительной меры:
1) воспитанник может быть досрочно выпущен из специального учреждения, если судом будет признано, что он не нуждается более в применении этой меры;
2) срок может быть продлен по ходатайству самого воспитанника в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры).
2 Сущность и содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Вопрос о сущности принудительных мер воспитательного воздействия в научной литературе решается неоднозначно. Многие ученые называют эти меры эффективной мерой борьбы с преступностью и альтернативой уголовному наказанию.
Следует отметить, что нормы Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 90) предусматривают возможность освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия , таким образом не только ставя указанные меры вне системы наказаний, но и исключая их из форм реализации уголовной ответственности. Более предпочтительно представление о принудительных мерах воспитательного воздействия как об одной из мер уголовно-правового характера наряду с принудительными мерами медицинского характера. В пользу такой трактовки сущности принудительных мер воспитательного воздействия говорят несколько признаков:
1) они могут быть назначены одновременно с освобождением лица от уголовной ответственности, а значит, являются альтернативой привлечения лица к ответственности;
2) они не равнозначны уголовному наказанию, поскольку не ставят несовершеннолетнего в положение осужденного, не создают судимости и не могут рассматриваться как наказание;
3) они назначаются только определенной категории лиц, совершивших общественно опасное деяние, – несовершеннолетним, с учетом особых целей воздействия на них;
4) основной целью их применения является воспитание (перевоспитание) лиц, продемонстрировавших свое асоциальное поведение посредством совершения общественно опасного деяния. Преследуя цель исправления несовершеннолетнего, суд при применении указанных мер воздействует на несовершеннолетнего прежде всего путем убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений;
5) они являются принудительными , поскольку назначаются независимо от желания или согласия несовершеннолетнего или его законного представителя. Исполнение воспитательных мер обеспечивается силой государственной власти.
К сожалению, в настоящее время суды явно недостаточно используют воспитательный потенциал рассматриваемых мер . Так, в России в 1999 г. в отношении 22% подростков судами были применены принудительные меры воспитательного. В 2000 г. судами были применены принудительные меры воспитательного воздействия в отношении 752 подростков, в 2001 г. – 822, а в 2002 г. число освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия снизилось до 461, или на 43,9%; в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения в 2000 г. были направлены 337 человек, в 2001 г. – 432 человека, а в 2002 г. число лиц сократилось до 270, или на 37,5%, их доля от основного числа осужденных составила, как и в 2001 г., 0,04%.
Между тем, как отмечается в научной литературе, «прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия является основой становления ювенального уголовного процесса в России». Сущность принудительных мер воспитательного воздействия заключается в принуждении несовершеннолетнего к определенным действиям, что сводит к минимуму карательное воздействие . Посредством принуждения лица к совершению определенного рода поступков в интересах общества либо отдельных лиц идет воздействие на формирование личности несовершеннолетнего в рамках социально одобряемого поведения.
Формирующаяся личность подростка легко поддается воздействию , и при построенной на индивидуальных особенностях личности подростка работе можно добиться эффективного результата.
_____________________________
Мартинович И. В Беларуси созрели предпосылки создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002. № 8.
Принуждение несовершеннолетнего к социально одобряемому поведению посредством корректирующих мер воздействия , направленных на его исправление, должно стать приоритетной формой воздействия , что обусловливает необходимость расширения практики применения принудительных мер воспитательного воздействия . Приоритетность воспитательных мер обосновывается двумя основными положениями:
- лишение и ограничение правового статуса несовершеннолетнего не целесообразно в силу его «усеченности»;
- социально-психологические особенности несовершеннолетних позволяют достигать целей исправления и предупреждения путем принудительно-воспитательных мер воздействия с элементами кары за совершенное преступление, что более эффективно и достигает целей предупреждения преступлений данными лицами в будущем не только по причине страха перед наказанием, но и в силу определенного уровня правосознания, которое должно развиться в результате корректирующих мер.
Информация о работе Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия