Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 22:48, реферат
В данной работе будут рассмотрены: понятие и предмет взяточничества, основные причины получения и дачи взятки и способы борьбы с данным явлением.
Введение ………………… ……..………….……………………….……….…..3 § 1. Понятие и предмет взяточничества……………...……………..….….…….4
§ 2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)……………………...…………………..6
§ 3. Дача взятки (ст. 291 УК РФ)………………………………………………..12
§ 4. Отличие взятки от правомерного подарка……………………...…………15
Заключение ………………………………………………………………………18
Список литературы …………………………………………………………..….
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат
«Должностные преступления»
на тему:
«Понятие и предмет
взяточничества»
Москва
2008
Введение
………………… ……..………….……………………….……….…..3
§ 1. Понятие и предмет взяточничества……………...……………..…
§ 2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)……………………...…………………..6
§ 3. Дача взятки (ст. 291 УК РФ)………………………………………………..12
Заключение ………………………………………………………………………18
Список
литературы …………………………………………………………..….20
Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней.
Некоторые
звенья органов государственной
власти и местного самоуправления поражены
коррупцией, взяточничеством, протекционизмом
и другими негативными
Преступные действия представителей государственной власти и иных должностных лиц (взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) влекут уголовную ответственность.
В
данной работе будут рассмотрены: понятие
и предмет взяточничества, основные причины
получения и дачи взятки и способы борьбы
с данным явлением.
Наиболее
серьезным и опасным
Под
взяточничеством следует
Важной чертой взяточничества является то, что взяткополучатель наделен определенными властными полномочиями. Предметом взяточничества могут являться не только деньги в наличной или безналичной форме, но и различные дорогостоящие предметы (например, ювелирные изделия, аудио-, видеоаппаратура, автомашина). Помимо этого в качестве взятки могут быть предоставлены безвозмездно услуги, которые подлежат оплате (получение туристических путевок, производство строительных, ремонтных работ). К взятке следует отнести и получение товаров и услуг по ценам, гораздо ниже сложившихся на рынке.
Необходимо рассмотреть положение ст.575 ГК РФ, которая не допускает дарение подарков, чья стоимость превышает 5 МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится и в Уголовном кодексе не установлены минимальные пределы стоимости взятки. Поэтому следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в т.ч. меньше 5 МРОТ) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.
Взяточничество относится к числу трудно доказуемых преступлений, в связи с чем для усиления борьбы с этим преступлением необходимо, помимо установления уголовной ответственности, внести изменения в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство. Например, принятие федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов полученным доходам граждан" сделает затруднительным получение взятки не самим взяткополучателем, а иными лицами, посредниками. Способствовать борьбе со взяточничеством может и введение обязательного декларирования доходов физическими лицами по итогам календарного года.
Основной состав получения взятки определен в ст.290 УК РФ. В уголовном праве термин "взяточничество" употребляется как собирательное понятие, включающее в себя два состава преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК).
Опасность взяточничества определяется и тем, что оно зачастую влечет за собой совершение других тяжких преступлений - особо крупных хищений, нанесение существенного вреда рыночному хозяйству, подрыв кредитно-финансовой системы и т.п.
Взяточничество
порой приобретает столь устойчивые формы,
что взяточники объединяются в организованные
группы и преступные сообщества, проникая
во властные и управленческие структуры,
правоохранительные органы, которые в
конце концов становятся важнейшим средством
обеспечения безопасности деятельности
организованной преступности.
§ 2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Получение взятки - одно из самых опасных видов должностных преступлений. Посягая на нормальное функционирование аппарата управления государством, распространение этого вида преступлений дезорганизует деятельность органов управления, дискредитирует государственные институты в глазах населения.
Субъектом
указанного преступления в соответствии
с примеч. к ст. 285 УК может быть лицо, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющее функции представителя
власти либо выполняющее организационно-
Не
являются должностными лицами поверенные,
представляющие в соответствии с
договором интересы государства
в органах управления акционерных
обществ (хозяйственных товариществ),
часть акций (доли, вклада) которых закреплена
(находится) в собственности государства.
В случае незаконного получения ими ценностей
или материальных выгод за совершение
действия (бездействия) в интересах дающего
они могут быть привлечены к ответственности
по ст. 204 УК.
Объективная сторона получения взятки выражается:
а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;
б)
в способствовании указанным действиям
(бездействию) в пользу тех же лиц со стороны
должностного лица в силу его должностного
положения;
в) в общем покровительстве или попустительстве
по службе по отношению к взяткодателю
и представляемым им лицам;
г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.
Особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер.
Другой особенностью получения взятки является то обстоятельство, что ее субъектом может быть признано и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могло за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.
Использование должностным лицом в интересах дающего вознаграждение личных отношений, если они не связаны с занимаемой им должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения и не образует состава преступления.
К
общему покровительству по службе могут
быть отнесены, в частности, действия,
связанные с незаслуженным
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 № 6).
Особенностью взяток за общее покровительство и попустительство по службе является то, что между взяткодателем и взяткополучателем могут и не оговариваться конкретные действия, которые за вознаграждение должно совершить должностное лицо, однако в любом случае этот вид взяток предполагает совершение должностным лицом в пользу взяткодателя определенных действий по службе.
Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, под которыми понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, например предоставление санаторных и туристических путевок, производство ремонтных, строительных и других работ.
Как
выгоды имущественного характера следует
понимать занижение стоимости передаваемого
имущества по сравнению со стоимостью
аналогичного имущества для других покупателей,
уменьшение арендных платежей, процентных
ставок за пользование банковскими ссудами
и т.д. В приговоре суда должна быть указана
денежная оценка такой выгоды.
Если деньги и иные имущественные выгоды
предоставляются родным и близким должностного
лица и он согласился с этим либо не возражал
против такого предоставления выгоды
и использовал свои должностные полномочия
в интересах взяткодателя, действия должностного
лица квалифицируются как получение взятки.
Статья 575 ГК позволяет государственным и муниципальным служащим получать обычный подарок стоимостью не свыше 5 минимальных окладов в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Но если вручение "подарка" предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде "подарка", его следует квалифицировать как получение взятки.