Понятие и предмет взяточничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 22:48, реферат

Описание

В данной работе будут рассмотрены: понятие и предмет взяточничества, основные причины получения и дачи взятки и способы борьбы с данным явлением.

Содержание

Введение ………………… ……..………….……………………….……….…..3 § 1. Понятие и предмет взяточничества……………...……………..….….…….4

§ 2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)……………………...…………………..6

§ 3. Дача взятки (ст. 291 УК РФ)………………………………………………..12

§ 4. Отличие взятки от правомерного подарка……………………...…………15
Заключение ………………………………………………………………………18

Список литературы …………………………………………………………..….

Работа состоит из  1 файл

Должностные преступления Получение взятки.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

      Взятка  прозрачна, она понятна и тому, кто её дает, и тому, кто её получает. Подарок же, как правило, наделен «мистичностью», неизвестностью.

      Поэтому независимо от стоимости подарка  должностному лицу, он не должен считаться  взяткой, если это не обусловлено  конкретными действиями (бездействиями) должностного лица, т.е. если налицо безвозмездность. Ст. 572 ГК РФ четко закреплено понятие дарения: «При наличии, встречной передачи вещи или права, либо встречного обязательства договор дарения не признается дарением». В этом и есть суть разграничения между «подарком» (он безвозмезден) и «взяткой» (она всегда возмездна). Взяточничество всегда имеет характер сделки, исходя из этой диспозиции и необходимо разграничивать эти понятия.

     По словам министра финансов Алексея Кудрина в России необходимо выработать систему контроля за подарками, которые так любят получать некоторые чиновники. В пример он привел Сингапур, где такой механизм существует давно и работает очень четко. Там чиновники могут принимать презент определенной стоимости, свыше которой подарки полагается отправлять на аукцион, а полученные деньги сдавать в бюджет. Как подчеркнул российский министр, «это одна из мер борьбы с коррупцией, и такая мера позволила Сингапуру стать одним из наименее коррумпированных государств».

     На Западе система контроля за подарками госслужащим действует давно, и там для чиновников установлены четкие правила, по которым они принимают презенты не дороже определенной суммы. Все иные предметы заносятся в декларацию. Причем сами госслужащие знают чёткую грань между подарком и взяткой, и стараются эту грань не переступать. К примеру, в Америке любой подарок чиновнику, который дороже 50 долларов, считается взяткой. Если же служащий желает взять презент себе, ему необходимо обратиться за специальным разрешением к сотруднику своей организации, занимающемуся вопросами деловой этики. Во Франции предельная стоимость подарка составляет всего 35 евро. Более дорогие презенты предписано возвращать дарителю. В Великобритании стоимость «безвозмездного» подарка члену правительства не может превышать 140 фунтов стерлингов (примерно 250 долларов). Если министр захочет оставить подарок себе, он обязан выплатить в казну разницу между его реальной стоимостью и 140 фунтами. А премьер-министр Латвии может получить свои подарки лишь после ухода с поста и только на условии выкупа. Но более радикальными методами действуют в Китае. Там законодательно установлен перечень предметов, запрещенных к дарению. Принятие входящих в него подношений расценивается как взятка и карается смертной казнью.

     В России тоже есть несколько нормативных  актов, которые призваны контролировать получение чиновниками подарков. Прописан и размер суммы, свыше которой принимать презенты запрещается. Однако на практике эти нормы применяются избирательно. Именно поэтому Высший Арбитражный Суд решил разобраться в этом вопросе и подготовил законопроект, в котором прописан механизм борьбы с взятками в виде подарков.

     По  словам руководителя аппарата Высшего  Арбитражного Суда Игоря Дроздова, законопроект, который разработали  специалисты ВАС, призван убрать противоречия, существующие в соответствующих нормативных актах. Дело в том, что в Федеральном законе № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе» прямо говорится о том, что госслужащий не имеет права получать от физических и юридических лиц вознаграждение в виде подарков, денежных ссуд, оказания услуг, оплаты транспортных расходов и так далее. А Уголовный кодекс (статья 290) предполагает за такие действия наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет. При этом согласно статье 575 Гражданского кодекса государственные и муниципальные служащие могут «безболезненно» принимать подарки не дороже 5 МРОТ. И именно эту коллизию попытались убрать специалисты ВАС.

     Новый законопроект позволит лучше контролировать подарки государственным служащим. В частности, в документе определен порядок получения и декларирования подарков чиновниками и судьями. Так сумма разрешенных служебных презентов увеличится с нынешних 500 до 4 тысяч рублей. Дорогостоящие сувениры, полученные «при исполнении», по новым правилам нужно будет сдавать начальству. А все остальное записывать в налоговую декларацию. Если же подарок будет носить личный характер, а его стоимость превысит 100 тысяч рублей, то чиновнику или судье такой презент придется задекларировать. В противном случае госслужащий может угодить за решетку.

     Однако многие эксперты сомневаются, что новый документ сможет навести порядок в этом сложном и болезненном вопросе, т.к. чиновники будут обязаны сами оценивать полученные подарки и определять, связан ли презент с его служебной деятельностью.  

Заключение

     Взяточничество имело и имеет широкую распространенность во все времена, во всех странах. Опасность таких преступлений связана с тем, что они нарушают нормальную деятельность властных и управленческих структур, подрывают их престиж, создают у значительного числа людей представление о возможности решить вопросы, получить желаемое за счет подкупа должностных лиц.  Кроме того, взяточничество является активно действующим криминогенным фактором, поэтому повышенная опасность этого явления обусловлена и тем, что во многих случаях оно сочетается с другими опасными преступлениями: хищениями, легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества,  приобретенных незаконным путем, и др.

     Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, и других работ и т.д.

    Основные причины получения и дачи взятки:

    Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных  обязанностей должностного лица. Предпринимателю  выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными  напитками, чем ждать решения  своего вопроса.

    Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.

    В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника, для того чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальных органах, заботился о корыстных интересах взяткодателя.

     Уголовно-правовая борьба с этим социальным злом в  России была и остается в современных  условиях чрезвычайно актуальной проблемой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 6 декабря 2007 г.) // http: www.garant.ru.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (с изменениями и дополнениями)

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - "Юрайт", 2007 г.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина). - "Питер", 2007 г.

5. Уголовное право. Особенная часть/ Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова. М., 2003

6. Взятка: преступление и наказание (И.А. Алексеев, "Налоговый учет для бухгалтера", N 7, июль 2005 г.).

7. Невинный подарок или преступная взятка? (В.В. Толкачев, "Налоговый учет для бухгалтера", №  7, июль 2005 г.)

8. Взятка  в красивой обертке (Е. Ковалишина, "Расчет" № 11, ноябрь 2006 г.)

Информация о работе Понятие и предмет взяточничества