Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 22:48, реферат
В данной работе будут рассмотрены: понятие и предмет взяточничества, основные причины получения и дачи взятки и способы борьбы с данным явлением.
Введение ………………… ……..………….……………………….……….…..3 § 1. Понятие и предмет взяточничества……………...……………..….….…….4
§ 2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)……………………...…………………..6
§ 3. Дача взятки (ст. 291 УК РФ)………………………………………………..12
§ 4. Отличие взятки от правомерного подарка……………………...…………15
Заключение ………………………………………………………………………18
Список литературы …………………………………………………………..….
По словам министра финансов Алексея Кудрина в России необходимо выработать систему контроля за подарками, которые так любят получать некоторые чиновники. В пример он привел Сингапур, где такой механизм существует давно и работает очень четко. Там чиновники могут принимать презент определенной стоимости, свыше которой подарки полагается отправлять на аукцион, а полученные деньги сдавать в бюджет. Как подчеркнул российский министр, «это одна из мер борьбы с коррупцией, и такая мера позволила Сингапуру стать одним из наименее коррумпированных государств».
На Западе система контроля за подарками госслужащим действует давно, и там для чиновников установлены четкие правила, по которым они принимают презенты не дороже определенной суммы. Все иные предметы заносятся в декларацию. Причем сами госслужащие знают чёткую грань между подарком и взяткой, и стараются эту грань не переступать. К примеру, в Америке любой подарок чиновнику, который дороже 50 долларов, считается взяткой. Если же служащий желает взять презент себе, ему необходимо обратиться за специальным разрешением к сотруднику своей организации, занимающемуся вопросами деловой этики. Во Франции предельная стоимость подарка составляет всего 35 евро. Более дорогие презенты предписано возвращать дарителю. В Великобритании стоимость «безвозмездного» подарка члену правительства не может превышать 140 фунтов стерлингов (примерно 250 долларов). Если министр захочет оставить подарок себе, он обязан выплатить в казну разницу между его реальной стоимостью и 140 фунтами. А премьер-министр Латвии может получить свои подарки лишь после ухода с поста и только на условии выкупа. Но более радикальными методами действуют в Китае. Там законодательно установлен перечень предметов, запрещенных к дарению. Принятие входящих в него подношений расценивается как взятка и карается смертной казнью.
В России тоже есть несколько нормативных актов, которые призваны контролировать получение чиновниками подарков. Прописан и размер суммы, свыше которой принимать презенты запрещается. Однако на практике эти нормы применяются избирательно. Именно поэтому Высший Арбитражный Суд решил разобраться в этом вопросе и подготовил законопроект, в котором прописан механизм борьбы с взятками в виде подарков.
По словам руководителя аппарата Высшего Арбитражного Суда Игоря Дроздова, законопроект, который разработали специалисты ВАС, призван убрать противоречия, существующие в соответствующих нормативных актах. Дело в том, что в Федеральном законе № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе» прямо говорится о том, что госслужащий не имеет права получать от физических и юридических лиц вознаграждение в виде подарков, денежных ссуд, оказания услуг, оплаты транспортных расходов и так далее. А Уголовный кодекс (статья 290) предполагает за такие действия наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет. При этом согласно статье 575 Гражданского кодекса государственные и муниципальные служащие могут «безболезненно» принимать подарки не дороже 5 МРОТ. И именно эту коллизию попытались убрать специалисты ВАС.
Новый законопроект позволит лучше контролировать подарки государственным служащим. В частности, в документе определен порядок получения и декларирования подарков чиновниками и судьями. Так сумма разрешенных служебных презентов увеличится с нынешних 500 до 4 тысяч рублей. Дорогостоящие сувениры, полученные «при исполнении», по новым правилам нужно будет сдавать начальству. А все остальное записывать в налоговую декларацию. Если же подарок будет носить личный характер, а его стоимость превысит 100 тысяч рублей, то чиновнику или судье такой презент придется задекларировать. В противном случае госслужащий может угодить за решетку.
Однако
многие эксперты сомневаются, что новый
документ сможет навести порядок в этом
сложном и болезненном вопросе, т.к. чиновники
будут обязаны сами оценивать полученные
подарки и определять, связан ли презент
с его служебной деятельностью.
Заключение
Взяточничество имело и имеет широкую распространенность во все времена, во всех странах. Опасность таких преступлений связана с тем, что они нарушают нормальную деятельность властных и управленческих структур, подрывают их престиж, создают у значительного числа людей представление о возможности решить вопросы, получить желаемое за счет подкупа должностных лиц. Кроме того, взяточничество является активно действующим криминогенным фактором, поэтому повышенная опасность этого явления обусловлена и тем, что во многих случаях оно сочетается с другими опасными преступлениями: хищениями, легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, и др.
Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, и других работ и т.д.
Основные причины получения и дачи взятки:
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.
В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника, для того чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальных органах, заботился о корыстных интересах взяткодателя.
Уголовно-правовая
борьба с этим социальным злом в
России была и остается в современных
условиях чрезвычайно актуальной проблемой.
Список литературы
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (с изменениями и дополнениями)
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - "Юрайт", 2007 г.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина). - "Питер", 2007 г.
5. Уголовное право. Особенная часть/ Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова. М., 2003
6. Взятка: преступление и наказание (И.А. Алексеев, "Налоговый учет для бухгалтера", N 7, июль 2005 г.).
7. Невинный подарок или преступная взятка? (В.В. Толкачев, "Налоговый учет для бухгалтера", № 7, июль 2005 г.)
8. Взятка в красивой обертке (Е. Ковалишина, "Расчет" № 11, ноябрь 2006 г.)