Понятие и виды преступлений против безопасности движения

Автор работы: l**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание

еловек всегда стремился к быстрому перемещению в пространстве. Это стремление прослеживается на протяжении всей истории развития человеческого общества, начиная с момента изобретения колеса до создания современных видов транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по уголовному праву.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

        Под воздушным транспортом  следует понимать гражданские воздушные  суда, т.е. всевозможные летательные  аппараты (самолеты, вертолеты, гидросамолеты, дирижабли, аэростаты и т.п.), а  также систему обеспечения воздушных перевозок (аэродромы, аэропорты, средства сигнализации, связи и т.п.). Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на военном летательном средстве квалифицируется по ст. 351 УК.

        Под водным транспортом  понимается самоходное судно морского или речного транспорта, подлежащее регистрации в бассейновых судовых инспекциях и морских портах, а также система, обеспечивающая водные перевозки (порты, диспетчерские службы, средства сигнализации и связи и т.п.). К водному транспорту относятся и маломерные самоходные морские и речные суда (моторные лодки, катера). Нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей влечет ответственность по ст. 352 УК.

        Объективная сторона  рассматриваемого преступления включает: деяние (как действие, так и бездействие) в виде нарушения правил безопасности движения или эксплуатации одного из указанных видов транспорта; последствие, выражающееся в причинении тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и последствием.

        Лицу, привлеченному  к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Например, проезд на запрещающий сигнал, превышение скорости судном, входящим в акваторию порта, несанкционированное изменение воздушным судном маршрута или высоты полета. Обращая внимание на это обстоятельство, в обзоре практики применения судами законодательства об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Верховный Суд РСФСР подчеркнул, что уголовная ответственность за указанные деяния может наступать только в том случае, когда органы следствия и суд установили, какие конкретно пункты и параграфы правил, предусмотренных ведомственными нормативными актами, были нарушены, в чем это выразилось, имеется ли причинная связь между нарушением и наступившими последствиями.

        Следует различать  правила безопасности движения и  правила безопасности эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил безопасности движения транспортных средств  является неисполнение или ненадлежащее исполнение правил управления (вождения) транспортным средством. Нарушением правил безопасности эксплуатации транспорта является несоблюдение порядка, обеспечивающего его безопасное использование. Таковым является несоблюдение правил технического обслуживания транспортных средств, связанных с обеспечением их безопасного движения, а также нарушение правил эксплуатации систем, обеспечивающих функционирование отдельных видов транспорта. К нарушению правил эксплуатации транспорта относятся, например, передвижение железнодорожного состава по неисправным путям, превышение нормативов при загрузке судна, неправильное закрепление груза, содержание взлетно-посадочных полос аэродрома в неудовлетворительном состоянии, использование транспортного средства не по назначению (перевозка пассажиров в грузовом вагоне) и т.п. Если в результате нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанных с его функционированием, причиняется вред здоровью или жизни человека, содеянное квалифицируют как преступление, посягающее на иной объект (жизнь, здоровье человека, безопасны Обязательным признаком основного состава является наступление последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека. Следовательно, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по ч. 1 ст. 263 УК не влечет.

        Субъективная сторона  характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии виновный предвидит, что совершенное им нарушение правил может привести к причинению тяжкого вреда здоровью человека, но самонадеянно, без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение последствий. При небрежности лицо, нарушающее правила, не предвидит возможности наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть его.

        Субъект специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации одного из указанных в ст. 263 УК видов транспорта, т. е. работник определенного вида транспорта, управляющий транспортным средством, или иной работник, отвечающий за функционирование транспорта. К этим лицам относятся машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т. п.

        Так, по нескольким уголовным  делам, возбужденным Московско-Рязанской  транспортной прокуратурой по ст. 263 УК, судами вынесены обвинительные приговоры работникам локомотивных бригад. Было установлено, что из-за нарушения соответствующих правил этими работниками железнодорожного транспорта пассажиры были травмированы в результате зажатия их автоматическими дверями и последующего приведения поезда в движение9.

        Работа, связанная  с движением воздушного, водного  или железнодорожного транспорта либо с организацией его движения и  эксплуатации, требует определенной социальной зрелости, а потому лица, выполняющие такую работу или  занимающие указанные должности, не могут быть моложе 18 лет.

        В части 2 ст. 263 УК предусмотрен квалифицированный состав преступления - деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Признаком, особо квалифицирующим деяние, признается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 263 УК).

        Нередко нарушение  правил влечет наступление нескольких последствий, предусмотренных разными  частями ст. 263 УК, например причинение тяжкого вреда здоровью одного и  смерти другого человека. Если такое  нарушение представляет собой единое преступление, оно квалифицируется по той части статьи, которая предусматривает наиболее тяжкое последствие (в нашем примере - по ч. 2 ст. 263 УК), но во всех процессуальных актах указываются все последствия.

        Если виновный нарушил правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, что повлекло последствия, предусмотренные ст. 263 УК, а затем оставил потерпевших без помощи, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений. Так, капитан судна на подводных крыльях класса "Ракета" М., нарушив правила безопасности движения, 24 июня 2001 г. на акватории Клязьминского водохранилища допустил столкновение с яхтой-катамараном. В результате яхта-катамаран получила серьезные повреждения и частично затонула, наступила смерть находившегося на ней К., а здоровью нескольких других членов ее экипажа был причинен вред различной степени тяжести. Судно "Ракета" с места происшествия ушло, не оказав помощь терпящим бедствие людям. М. осужден по ч. 2 ст. 263 и ст. 125 УК 10.

        Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Непосредственным объектом являются безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

        Транспортным средством  признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. Понятие другого механического средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК путем перечисления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, автокран, автопогрузчик). Не признаются транспортным средством в смысле ст. 264 УК мопед, велосипед, гужевая повозка.

        По конструкции  объективной стороны состав преступления является материальным, поскольку включает деяние (действие или бездействие), последствие в виде причинения тяжкого  вреда здоровью человека и причинную  связь между ними.

        Деяние выражается в нарушении правил дорожного  движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушением Правил дорожного  движения является, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу, неподчинение сигналам светофора. К  нарушениям правил эксплуатации транспортных средств относятся перевозка пассажиров на необорудованном для этого грузовом транспорте, отсутствие ремней безопасности, эксплуатация в дождливую погоду транспортного средства без стеклоочистителей. Необходимо точно установить, какое конкретное правило безопасности движения или эксплуатации транспортных средств было нарушено лицом. Нарушение правил должно быть связано с функционированием транспорта, безопасностью его движения. Если нарушение правил эксплуатации транспорта имело место при выполнении ремонтных, сельскохозяйственных, строительных работ, т.е. работ, которые не регламентируются Правилами дорожного движения, квалификация по ст. 264 УК является ошибочной.

        Так, действия Ж. были переквалифицированы Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР с ч. 2 ст. 211 УК РСФСР (ч. 2 ст. 264 УК РФ) на ст. 106 УК РСФСР (ст. 109 УК РФ). Обстоятельства дела были таковы: Ж., не убедившись в безопасности, своим трактором стал толкать другой трактор, в результате чего потерпевшего И. затянуло в промежуток между кабиной и гусеницей трактора и он от полученных повреждений скончался. Судебная коллегия отметила, что действия тракториста, совершенные при производстве нетранспортных работ и повлекшие смерть потерпевшего, должны квалифицироваться как преступление против личности.

        Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств  по ст. 264 УК может иметь место  лишь при условии наступления  последствий, предусмотренных в  этой статье, и при наличии причинной связи между допущенным нарушением и последствиями. Если не было нарушения правил дорожного движения, то последствия водителю вменять недопустимо. Так, если пешеход перебегал улицу в неположенном месте и водитель, не нарушавший правил дорожного движения, не смог избежать столкновения, он (водитель) уголовной ответственности не подлежит. Если допущенное водителем нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств не находится в причинной связи с наступившими последствиями, основания для квалификации по ст. 264 УК также отсутствуют.

        Субъективная сторона  преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или  небрежности. Умышленное причинение вреда  здоровью человека с помощью транспортного средства должно квалифицироваться как преступление против личности.

        На практике иногда встречаются случаи ошибочного осуждения  по ст. 264 УК лица, которое не предвидело возможности наступления общественно  опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Так, Ф. был признан виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть человека, и осужден по ч. 2 ст. 264 УК. Было установлено, что Ф., находившийся в состоянии алкогольного опьянения, зная о неисправности тормозной системы, на спуске с плотины не выбрал безопасную скорость, не справился с управлением, в результате чего комбайн опрокинулся и придавил Ж., который находился на подножке комбайна во время движения. От полученных повреждений Ж. на месте скончался. Президиум Липецкого областного суда удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, который поставил вопрос об отмене приговора и прекращении дела за отсутствием состава преступления в действиях Ф. Как было установлено, Ж. вспрыгнул на подножку комбайна сзади кабины без ведома Ф., когда тот притормозил перед спуском. В связи с особенностями конструкции комбайна Ф. не мог из кабины увидеть запрыгнувшего на подножку Ж. При таких обстоятельствах Ф. не мог осознавать, что в результате допущенных им нарушений Правил дорожного движения может пострадать кто-либо11.

        Субъект - лицо, достигшее  возраста 16 лет и управляющее  транспортным средством. Управляющим  транспортным средством признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспортным средством. На квалификацию преступления не влияет наличие или отсутствие у такого лица водительских прав и навыков вождения.

        Преступление, предусмотренное ст. 264 УК, следует отграничивать от сходного преступления, совершаемого военнослужащими и выражающегося в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК). Последнее из указанных преступлений характеризуется иным объектом, которым является установленный в Вооруженных Силах порядок вождения и эксплуатации военных машин. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК, является военнослужащий, управляющий боевой, специальной или транспортной машиной, либо военнослужащий, на которого возложены обязанности по обеспечению эксплуатации указанных машин.

        В части 2 ст. 264 УК в  качестве последствия предусмотрена  смерть человека, а в ч. 3 - смерть двух и более лиц.

        Если одно нарушение правил повлекло несколько последствий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК, деяние следует квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает более серьезное последствие. На практике встречаются ошибки в квалификации подобных деяний. Так, Б. был осужден по ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК. Военная коллегия Верховного Суда РФ изменила судебные решения, исключив из обвинения Б. ч. 1 ст. 264 УК как излишне вмененную, и снизила ему наказание, основываясь на следующем. Как видно из материалов дела, Б. совершил одно преступление, в результате которого пострадали два человека, и его действия должны быть квалифицированы только по ч. 2 ст. 264 УК с указанием в описательной части приговора всех последствий совершенного деяния12.

        Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Статья об ответственности за данное преступление в Уголовном кодексе 1996 г. сохранена без изменений13. Нарушение правил международных полетов создает угрозу безопасности международного воздушного движения. Поэтому объектом преступления является установленный порядок международных полетов (например, соблюдение определенной высоты полета, мест посадки), обеспечивающий безопасность движения воздушного транспорта. 
Предметом преступления выступают пилотируемые воздушные транспортные средства, независимо от их принадлежности. Это может быть как российское, так и иностранное воздушное судно.

Информация о работе Понятие и виды преступлений против безопасности движения