Понятие и виды преступлений против безопасности движения

Автор работы: l**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание

еловек всегда стремился к быстрому перемещению в пространстве. Это стремление прослеживается на протяжении всей истории развития человеческого общества, начиная с момента изобретения колеса до создания современных видов транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по уголовному праву.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

        Правила поведения, регламентирующие безопасность эксплуатации транспорта, установлены различными правовыми актами, регулирующими работу отдельных видов транспорта. Так, существуют правила поведения пассажиров в метрополитене, правила перевозки пассажиров, правила перевозки багажа. Для восполнения бланкетности диспозиции рассматриваемой нормы необходимо также обратиться к Правилам дорожного движения Российской Федерации 1993 г., в которых регламентированы обязанности пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов, мопедов, гужевых повозок и погонщиков животных.

        Нарушение правил безопасности функционирования транспорта может  выражаться в переходе улицы в  ненадлежащем месте, в самовольном  выходе на взлетно-посадочную полосу аэродрома, в несанкционированном проникновении  в места, запрещенные для посторонних, например в кабину пилота, в самовольной остановке поезда стоп-краном и т. п.

        Для вывода о наличии  признаков состава преступления необходимо точно установить, какое  правило нарушено участником движения. Это нарушение должно находиться в причинной связи с наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

        Субъективная сторона  характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

        Субъект преступления - участник движения, достигший возраста 16 лет. Под участником движения понимаются пассажиры, пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, иные лица, за исключением указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.

        Квалифицированный состав предусмотрен в ч. 2 ст. 268 УК; он имеет место в случае, если деяние повлекло по неосторожности смерть человека, а особо квалифицированный -в ч. 3, если наступила смерть двух или более лиц.

        Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или  ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность строительства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов.

        Предмет преступления - магистральный трубопровод, представляющий собой комплекс технических сооружений и средств, обеспечивающих перемещение на значительные расстояния основного потока вещества (нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и углеводородных газов) из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления. По магистральным трубопроводам под сильным давлением транспортируются большие объемы газа, нефти и нефтепродуктов, что создает повышенную взрывоопасность, может представлять угрозу для окружающей среды, для здоровья и жизни людей. Вспомогательные трубопроводы, предназначенные для доставки указанных продуктов потребителям и представляющие собой ответвления от главного трубопровода, не являются предметом рассматриваемого преступления. Не относятся к нему и складские трубопроводы.

        Объективная сторона  преступления заключается в нарушении  специальных правил, обеспечивающих безопасность строительства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов, последствиях в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, причинной связи между деянием и последствием.

        Нарушение правил может  выражаться как в действии, так и в бездействии лица. Для установления конкретного нарушения правил необходимо обратиться к нормам иных отраслей права, содержащим специальные правила, регламентирующие строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов, например к Правилам охраны магистральных трубопроводов и к Правилам технической эксплуатации магистральных трубопроводов.

        При нарушении правил строительства, эксплуатации или ремонта  магистрального трубопровода возможно причинение большого имущественного, экологического, организационного ущерба, связанного с нарушением режима работы трубопровода. Такие дополнительные последствия не влияют на квалификацию деяния, но должны учитываться при назначении наказания. Если нарушение рассматриваемых правил помимо последствий, предусмотренных ст. 269 УК, повлекло загрязнение вод, морской среды, порчу земли, имеет место совокупность преступлений и содеянное должно дополнительно квалифицироваться по статьям УК об экологических преступлениях.

        Субъективная сторона  преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

        Субъект преступления специальный - лицо, на которое была возложена обязанность соблюдения правил при выполнении работ по строительству, эксплуатации, ремонту магистральных  трубопроводов.

        В качестве квалифицирующего признака предусмотрено причинение по неосторожности смерти человеку, а  особо квалифицирующего - причинение смерти двум или более лицам.

      Неоказание  капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) относится к числу конвенциональных, т.е. вытекающих из международных договоров, ратифицированных Россией, преступлений. Одна из Брюссельских конвенций 1910 г. возлагает на капитана обязанность, "насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, в опасности погибнуть"14. Международный характер рассматриваемого преступления обусловлен интенсификацией мореплавания. С момента зарождения мореплавания появляется и особый нравственный долг мореплавателей - оказание помощи терпящим бедствие на море. Соответствующие нормы об ответственности за неоказание помощи на море были включены в законодательство многих стран на основе Брюссельских конвенций. Участником Международной конвенции об охране человеческих жизней на море стал с 1931 г. и Советский Союз.

      Статья  об ответственности за неоказание помощи терпящим бедствие на море в Уголовном  кодексе 1996 г. не подверглась каким-либо изменениям по сравнению с аналогичной ст. 129 УК 1960 г. Однако если неоказание помощи ранее рассматривалось как специальный вид оставления в опасности и ст. 129 находилась в главе "Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности", то Кодекс 1996 г. переместил данную норму в главу "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта". 
 Ряд авторов высказывают мнение,  что ст. 270 УК целесообразно рассматривать как квалифицирующую разновидность оставления в опасности, определив в систему преступлений против личности15. Это мнение представляется обоснованным, так как объектом рассматриваемого преступления являются жизнь и здоровье лиц, терпящих бедствие на водном пути, а не безопасность движения и эксплуатации морского транспорта.  Одни авторы определяют объект преступления, предусмотренного ст. 270 УК, как "общественное отношение по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта"16, учитывая, видимо, родовой объект; другие - как "безопасность людей, в силу какихлибо причин оказавшихся в море или на другом водном пути (река, озеро) и терпящих бедствие"17; третьи не дают определения непосредственного объекта18; четвертые относят к непосредственному объекту жизнь и здоровье потерпевших, отмечая при этом, что круг таких потерпевших не совпадает с кругом потерпевших при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта (ст. 263 УК)19
Подобное разнообразие мнений можно объяснить только тем, что состав преступления, предусмотренный ст. 270 УК, к числу транспортных преступлений отнесен необоснованно, так как хотя в этой статье и идет речь о водном транспорте, однако никаких правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта капитан судна не нарушает. Он нарушает только правила, обязывающие его оказать помощь людям, терпящим бедствие на водном пути, при наличии такой возможности. Следовательно, непосредственным объектом преступления являются жизнь и здоровье людей.

      С объективной стороны преступление выражается в невыполнении возложенной  на капитана судна правовой обязанности оказания помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

      Диспозиция  ст. 270 УК является бланкетной и отсылает к законодательным актам, предписывающим оказание помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, со стороны определенной категории лиц. Такого рода требования содержатся в ряде международных конвенций и в национальном законодательстве. Например, Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г.; Кодекс торгового мореплавания, утвержденный Президиумом Верховного Совета СССР от 17 сентября 1978 г. (в ред. от 2 декабря 1987 г.).

      Неоказание  капитаном судна помощи терпящим бедствие является преступлением, совершаемым путем бездействия, так как капитан не выполняет возложенной на него законодательным актом обязанности оказания помощи людям, терпящим бедствие на водном пути. От такой обязанности капитан освобождается лишь в случае, если оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для его судна, экипажа или пассажиров. Такая опасность может существовать вследствие метеорологической обстановки, технического состояния судна, заболевания членов экипажа или пассажиров, которым необходима срочная медицинская помощь, и пр. Серьезной опасностью является наличие реального риска для жизни и здоровья членов экипажа и пассажиров, возможность затопления судна. Не признается серьезной опасность наступления в результате спасательных работ имущественного ущерба (например, порча груза, уплата штрафных санкций за опоздание). Вопрос о наличии или отсутствии опасности должен решаться с учетом заключения технической экспертизы. В тех случаях, когда капитан судна, игнорируя опасность для его судна, оказывает помощь терпящим бедствие, его ответственность за последствия, наступившие для его судна, членов экипажа или пассажиров, решается на основании ст. 39 УК (крайняя необходимость).

      Преступление, предусмотренное ст. 270 УК, признается оконченным с момента установления факта неоказания помощи при наличии такой возможности и отсутствии серьезного риска, независимо от того, погиб кто-либо из числа терпящих бедствие или нет.

      С субъективной стороны преступление предполагает умышленную вину. Мотивы неоказания помощи не являются конструктивными признаками данного состава преступления. Они могут быть различными (корыстными, личными и пр.) и должны учитываться при индивидуализации наказания.

      Субъект преступления специальный. Это прежде всего, как указано в ст. 270 УК, капитан судна. Кроме того, ответственность наступает для дежурного помощника или иного лица, временно выполняющего обязанности капитана судна. Капитан судна, потерпевшего аварию, не оказавший помощь членам экипажа или пассажирам, несет ответственность за оставление в опасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно  сделать вывод, что транспортные преступления - это виновно совершенные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и (или) эксплуатации) транспорта, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

      Последствиями этих преступлений зачастую бывают крушения, катастрофы, аварии, несчастные случаи с людьми и т.д., в результате чего-либо причиняется вред жизни и здоровью людей, либо наносится крупный ущерб. Нередко результатом транспортных преступлений является загрязнение обширных морских или речных пространств, гибель флоры и фауны и т.д. Все это также наносит вред общественным отношениям в сфере безопасного функционирования транспорта.

      В уголовном праве общепризнанным считается мнение об отнесении преступных последствий к главным показателям общественной опасности преступления, характер которых непосредственно влияет на юридическую оценку содеянного. При этом они могут быть признаком простого (основного) состава преступления либо могут выступать в качестве его квалифицирующего признака. Поэтому, законодатель, унифицировав нормы о транспортных преступлениях (за исключением содержащихся в ст. ст. 270 и 271 УК РФ), конструкция которых предопределена тяжестью последствий предусмотренных ими преступлений, пошел по правильному пути. Уголовный закон признает наличие состава оконченного преступления (ст. ст. 263, 264, 266, 267, 268, 269 УК РФ) лишь тогда, когда наступит определенное последствие: тяжкий вред здоровью человека (ч. 1); смерть человека (ч. 2); смерть двух или более лиц (ч. 3).

      Но  не нельзя сказать, что наше уголовное законодательство в этой сфере совершенно. Не надо забывать, что разнообразный характер причин и условий, порождающих преступления, связанные с нарушением правил безопасности  движения и эксплуатации транспорта, обуславливает необходимость одновременного проведения комплекса правовых, технических и социальных мер, направленных на улучшение условий движения, совершенствование конструкции транспортных средств и их технического состояния. Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин транспортных  происшествий и сопутствующих факторов. Не секрет, что зачастую, происшествия напрямую связаны с неудовлетворительным состоянием дорог, моральным и физическим износом транспортных средств, что особенно касается воздушного транспорта. Немаловажным условием для квалификации этого рода преступлений также является использование криминологических данных, характеризующих этот вид правонарушений, которое позволяет осуществлять в полной мере уголовно-правовое применение и криминологическое предупреждение рассматриваемых преступлений. 
 

  Список используемой литературы:

Информация о работе Понятие и виды преступлений против безопасности движения