Понятие и виды преступлений против безопасности движения

Автор работы: l**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание

еловек всегда стремился к быстрому перемещению в пространстве. Это стремление прослеживается на протяжении всей истории развития человеческого общества, начиная с момента изобретения колеса до создания современных видов транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по уголовному праву.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

     С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 271 УК, предполагает нарушение одного или нескольких правил международных полетов. 
 Международным называется полет с пересечением воздушной границы России с другими государствами. Воздушное сообщение между государствами осуществляется по определенным правилам. В России оно регламентируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. "О государственной границе Российской Федерации" и Воздушным кодексом РФ, положения которого могут дополняться и конкретизироваться подзаконными нормативными актами, и также отдельными международными договорами (соглашениями), международно-правовыми документами ООН и специализированных международных организаций (например, Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в которых участвует Россия. 
Диспозиция ст. 271 УК является бланкетной, и, следовательно, для привлечения к ответственности по этой статье необходима ссылка на конкретный пункт правил, регулирующих международные полеты.

        Нарушения правил международных  полетов могут заключаться в  несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных  ворот, высоты полета и в иных нарушениях. 
 К иным нарушениям относятся, например, отключение дальней связи, пересечение границы с просроченным разрешением, изменение сроков полета, отсутствие системы опознания, неподчинение требованию совершить посадку, неустановление двусторонней связи. 
 Ответственность за нарушение правил международных полетов исключается, если оно было вынужденным, например, вследствие потери ориентировки, технических неполадок, стихийного бедствия, необходимости оказания срочной медицинской помощи кому-либо из членов экипажа или пассажиров. В подобных случаях нарушение правил может рассматриваться как обоснованный риск, состояние крайней необходимости и т.п. 
Нарушение правил международных полетов относится к числу формальных составов преступлений и, следовательно, признается оконченным с момента нарушения конкретного правила, зафиксированного соответствующими службами.

        Такие, например, последствия, как причинение существенного вреда  здоровью, смерть, крупный материальный ущерб, не являются признаками данного  состава преступления, и при их наличии нарушение квалифицируется по соответствующим статьям Кодекса с учетом направленности умысла или характера неосторожности. Нарушение правил международных полетов, повлекшее указанные выше последствия, может квалифицироваться по ст. 263 УК, если оно совершено в территориальных пределах России любым лицом либо за пределами России лицом, являющимся субъектом преступления, предусмотренного ст. 263 УК.

        С субъективной стороны  деяние может быть умышленным и неосторожным. При умышленной вине лицо сознает, что  нарушает правила международных полетов, и желает этого либо относится безразлично к факту нарушения. При неосторожной вине оно предвидит возможность нарушения указанных правил, однако самонадеянно рассчитывает избежать этого либо вообще не сознает такого нарушения в силу недостаточной внимательности и предусмотрительности, хотя его физическое состояние делает это возможным, а осуществляемые функции (полет) обязывают к соблюдению определенных правил. Нарушение правил международных полетов представляет объективную опасность для воздухоплавания. Поэтому причина нарушения (желание, пренебрежительное или легкомысленное отношение к соблюдению правил и пр.) существенно не снижает степень опасности данного преступления с точки зрения возможных последствий. Мотив и цель умышленного нарушения правил международных полетов на квалификацию по ст. 271 УК не влияют, но должны учитываться при индивидуализации наказания.

        Субъект преступления, предусмотренного ст. 271 УК, - специальный. Это прежде всего лица, пилотирующие воздушное судно, или другие члены экипажа. Кроме того, к их числу могут относиться лица, ответственные за соблюдение правил международных полетов, например авиационные диспетчеры. 
 Нарушение правил международных полетов отнесено законодателем к числу преступлений небольшой тяжести.

        Ответственность за "нарушение правил международных  полетов" (ст. 108 УК) предусмотрена  и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Разграничение преступления и аналогичного административного  правонарушения проводится по степени  опасности, определяемой характером нарушения правил международных полетов, возможным последствиям, форме вины, причинам нарушения и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3.Иные  преступления в  сфере функционирования  транспорта 

        К числу преступлений в сфере функционирования транспорта относятся: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК). 
Преступления этой группы не относятся к числу нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами, т.е. они осуществляются в сфере, сопутствующей обеспечению безопасности движения и эксплуатации таких средств. Однако по степени опасности они приравниваются законодателем к нарушениям правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 и 264 УК).

        Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК). Непосредственный объект рассматриваемого преступления - безопасность функционирования различных видов транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного).

        Предметом преступления при недоброкачественном ремонте  являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование. Предмет при выпуске в эксплуатацию - технически неисправное транспортное средство, которое непригодно к нормальному функционированию и при использовании создает угрозу безопасности движения и эксплуатации транспорта.

        Объективная сторона  преступления предусматривает деяние в виде:

  а) недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств  сигнализации или связи, иного транспортного  оборудования;

  б) выпуска в эксплуатацию транспортного  средства, имеющего технические неисправности.

        Состав преступления - материальный; необходимыми признаками объективной стороны помимо деяния являются последствие в виде тяжкого  вреда здоровью человека и причинная связь между деянием и последствием.

        Под недоброкачественным  ремонтом следует понимать ремонт, который не соответствует техническим  требованиям, не устраняет существенные дефекты и не обеспечивает возможности  дальнейшего безопасного функционирования транспорта. Недоброкачественный ремонт может осуществляться путем как действия, так и бездействия, например непрочное закрепление детали, невыполнение необходимых ремонтных работ.

        Под выпуском в эксплуатацию понимается разрешение на использование  транспортного средства с техническими неисправностями, препятствующими  безопасному функционированию транспортного  средства, например при неисправностях тормозной системы.

        Существуют значительные трудности в установлении причинной связи между недоброкачественным ремонтом (или выпуском в эксплуатацию транспортных средств) и наступившими последствиями, поскольку они могут быть оторванными во времени от деяния и наступают при эксплуатации транспортных средств, осуществляющейся не теми лицами, которые производили ремонт или давали разрешение на эксплуатацию. Для установления причинной связи необходимо проведение судебно-технической экспертизы.

        Субъективная сторона  преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

        Субъект недоброкачественного ремонта - любое лицо, достигшее возраста 16 лет и осуществляющее ремонт.

        Субъект выпуска  в эксплуатацию неисправных транспортных средств специальный. Им может быть только лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств и имеющее правомочия по выпуску их в эксплуатацию.

        В части 2 ст. 266 УК предусмотрено  деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.

        Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации воздушного, водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

        Предмет преступления - транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.

        Состав преступления по конструкции объективной стороны  является материальным. В него входят: а) действия, выражающиеся в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования, а также в блокировании путей сообщения; б) последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба; в) причинная связь между деянием и последствием.

        Разрушение представляет собой приведение в негодность перечисленных  в ч. 1 ст. 267 УК предметов (транспортного  средства, транспортного оборудования и т.п.), в результате которого их функционирование становится невозможным.

        Под повреждением следует  понимать ухудшение функциональных свойств перечисленных предметов, препятствующее их использованию по назначению, частичную потерю необходимых  качеств, которая не исключает возможности  их восстановления.

        Приведение в негодность иным способом может заключаться, например, в затоплении путей сообщения, изъятии  деталей транспортных средств, в  отключении оборудования от источников электроснабжения и т.п.

        Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание серьезных препятствий для движения транспорта. Блокирование не дает возможности пользоваться путями сообщения. Оно может заключаться в установке заграждений, препятствий или баррикад на транспортных коммуникациях, в перекрытии магистрали толпой народа, преграждении путей сообщения транспортными средствами, иными крупногабаритными предметами и т.п.

        Под крупным ущербом  следует понимать не только большой  материальный ущерб, но и дезорганизацию работы транспорта, например существенное нарушение расписания поездов и длительный (многочасовой) перерыв в движении. Данный признак является оценочным, и решение о признании ущерба крупным принимает суд с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.

        Субъективная сторона  характеризуется неосторожной формой вины, несмотря на осознанность совершения действий, заключающихся в разрушении, повреждении, блокировании. Если последствия в виде причинения вреда личности охватывались умыслом виновного, то содеянное должно квалифицироваться как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

        Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет. Характерно, что это единственное неосторожное преступление, за которое в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК снижен возраст уголовной  ответственности.

        В части 2 ст. 267 УК предусмотрена более строгая ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 - смерть двух или более лиц.

        Рассматриваемое преступление следует отграничивать от целого ряда преступлений: уничтожения или повреждения чужого имущества, террористического акта, вандализма, диверсии. Так, если последствия, предусмотренные в ст. 267 УК, не наступили, но были совершены действия, выразившиеся в порче имущества на общественном транспорте, возможной является уголовная ответственность за вандализм. В случае, когда нет последствий, указанных в ст. 267 УК, но причинен значительный ущерб, имеют место признаки умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества (ст. 167 УК). Если разрушение или повреждение транспортных средств, транспортного оборудования и т. п. наступает в результате хищения деталей, приборов, обеспечивающих работу транспорта, то необходима квалификация по совокупности преступлений как хищения чужого имущества и приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения.

        Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК). Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасную работу различных видов транспорта.

        Объективная сторона  заключается в нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта, причинении тяжкого вреда здоровью человека, причинной связи между деянием и последствием. Состав преступления является материальным.

Информация о работе Понятие и виды преступлений против безопасности движения