Понятие, пределы и условия уголовной ответственности за прикосновенность к преступлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание

Уголовный кодекс Республики Беларусь наряду с регламентацией ответственности за преступления, совершенные в соучастии, предусматривает ответственность и за прикосновенность к преступлению, которая выражается в заранее не обещанном укрывательстве преступления, недонесении о преступлении и попустительстве преступлению.

Содержание

Введение - 3
1. Понятие и признаки прикосновенности к преступлению - 5
2. Виды прикосновенности к преступлению
2.1 Укрывательство преступлений - 11
2.2 Недонесение о преступлениях - 17
2.3 Попустительство преступлениям - 21
3. Пути совершенствования законодательной регламента-ции уголовной ответственности за прикосновенность к
преступлению - 32
Заключение - 37
Список использованных источников - 39
Задача - 41
Анализ нормы - 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

    В отличие от укрывательства, недонесение  и попустительство менее изученные в белорусской и постсоветской юридической литературе виды прикосновенности к преступлению. До сих пор не решены отдельные вопросы, относящиеся как к содержанию, так и к перспективе развития уголовно-правовых норм, предусматривающих эти виды прикосновенности. В свете произошедших в нашей стране переворотов и все более набирающей темпы демократизации общества новый ныне действующий УК РБ установил ответственность за такой вид прикосновенности, как недонесение. Но этот институт, относящийся к прикосновенности как и укрывательство, и попустительство, близко стоящий к ним и часто "переливающийся" в них, недонесение должно быть рассмотрено в данной работе. Важно также рассмотреть пути развития данного института и выявить тенденции его совершенствования.

    Недонесение о преступлениях есть еще одно из проявлений безразличного отношения к готовящимся, совершающимся или укрываемым преступлениям.

    Ст. 19 УК БССР определяла рассматриваемый вид прикосновенности как недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении и устанавливала, что недонесение о преступлениях влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных законом. Хотя в данном законе прямо и не говорилось о недонесении о совершающемся преступлении, но такие случаи прямо подразумевались им.

    В Особенной части УК БССР предусматривалась раздельная ответственность за недонесение о наиболее опасных государственных преступлениях и за недонесение о наиболее опасных иных преступлениях.

    УК  БССР, предусматривая недонесение, не оговаривал его какими-либо условиями, подобно тому, как это делается в отношении укрывательства ("заранее не обещанное"), а в числе признаков пособничества не указывал на заранее обещанное недонесение. Поэтому даже заранее обещанное недонесение не могло рассматриваться как соучастие.

    Объективная сторона недонесения характеризуется бездействием, представляющим собой невыполнение правовой обязанности сообщить о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении органам власти.

    Готовящимся преступлением в ч. 1 ст. 15 УК БССР признавал приискание или приспособление соответствующих средств или орудий, а также создание иных условий для совершения преступлений. УК РБ уточнил это понятие, добавив в определение также изготовление средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления и то, что при этом преступление не должно было быть доведенным до конца по не зависящим от лица, приготавливающимся к преступлению, обстоятельствам. Под совершаемым преступлением следует понимать предварительную преступную деятельность на стадии покушения. В продолжаемых и длящихся преступлениях понятием совершаемого общественно опасного деяния могут охватываться также действия (бездействие), осуществляемые преступником при оконченном составе (например, когда хищение путем присвоения достигло особо крупного размера и продолжает совершаться).

    Сведения, которое лицо, достоверно зная о  преступлении, было обязано сообщить компетентным органам, должны были быть, как правило, исчерпывающими. Утаивание существенных обстоятельств совершения преступления (например, фамилии преступника) влекло ответственность за недонесение на общих основаниях.

    Ответственность за недонесение наступала лишь в  случае наличия объективной возможности сообщить о преступлении. Болезнь, отсутствие средств связи и другие уважительные причины, препятствующие выполнению обязанности сообщить о преступлении, исключали уголовную ответственность.

    Обязанность сообщить о преступлении возникала  лишь в случае достоверного знания о нем. Достоверно знать - это значит быть уверенным в факте готовящегося, совершаемого или совершенного преступления. Должная уверенность может быть получена лицом из источников, не вызывающих сомнения. Такими будут, например, личные наблюдения, сообщения участников преступления, сведения, полученные на основе определенных документов и т. д.

    Недонесение необходимо отличать от попустительства. Оба эти деяния выражаются в бездействии. Однако юридическое содержание бездействия  в том и другом случае различно. Если попустительство имеет место в связи с невыполнением обязанности воспрепятствовать (противодействовать) преступлению, то невыполненная недоносителем обязанность состоит, как правило, лишь в надлежащем о нем сообщении.

    Недонесение следует также отличать от отказа (уклонения) от дачи показаний и заведомо ложного показания (статьи 400, 401 УК РБ). При недонесении лицо не является в соответствующие органы, чтобы сообщить о достоверно известном ему преступлении. При других указанных преступлениях гражданин вызывается (или подвергается принудительному приводу) в компетентные органы, ему разъясняется его уголовно-правовая обязанность дать правдивые показания, наконец, лицо предупреждается об уголовной ответственности и, несмотря на это, оно пытается направить правосудие по ложному пути.

    Недонесение о преступлении считали оконченным по истечению сроков, в которые имелась реальная возможность сообщить надлежащим органам необходимые о преступлении сведения. Сообщение о преступлении по истечении указанных сроков, как правило, не освобождало от уголовной ответственности. Например, правильно была привлечена следственными органами к уголовной ответственности К., которая в течение около полутора лет не сообщала органам власти о достоверно известном ей убийстве, а затем в случайной беседе с работниками милиции сообщила необходимые сведения. В отдельных случаях сообщение о преступлении хоть и не в минимально кратчайшие сроки, но в сроки, в течение которых имеется реальная возможность своевременно предотвратить, пресечь или изобличить преступление, могло быть признано надлежащим.

    Субъективная  сторона недонесения может выражаться только в прямом умысле. Поскольку  общественно опасные последствия  специально не оговаривались в качестве признака состава этого преступления, то вина субъекта определялась в данном случае только в отношении факта несообщения о преступлении. Виновное лицо сознает, что бездействует при достоверном знании о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, предвидит, что, бездействуя, оно не делает необходимого о преступлении сообщения в соответствующие органы и желает того, чтобы преступление оставалось нераскрытым. 

    2.3 ПОПУСТИТЕЛЬСТВО  ПРЕСТУПЛЕНИЯМ 

    Попустительство преступлениям определяется как  умышленное невоспрепятствование подготовке, совершению или сокрытию преступления в случаях, если виновное лицо должно было и могло принять необходимые к его предотвращению, пресечению либо изобличению меры.

    Действующим уголовным законодательством попустительство  специально не предусмотрено, но оно  всегда является наказуемым, когда  охватывается составами более общего порядка.

    В научной литературе по уголовному праву  нет единства во взгляде на попустительство как форму прикосновенности, оно признается одними и не признается другими.

    Большинство авторов признают за попустительством право считаться формой прикосновенности. Одни отмечают, что попустительство всегда сопровождается тем, что другое лицо пользуется им для более легкого совершения преступления, а посему оно связано с совершением преступления другими лицами. Следовательно, попустительство нельзя исключать из института прикосновенности.

    Другие, напротив, считают, что попустительству нет места в системе правосудия. Они признают, что заранее обещанное попустительство создает для исполнителя возможность совершить преступление, он считает, что в этом случае попустительство состоит в причинной связи с преступным деянием, а значит должно влечь за собой уголовную ответственность как за соучастие в совершении преступления.

    Исходя  из особенностей законодательного регулирования ответственности за попустительство, последнее можно подразделить на три вида: совершенное должностными лицами, специально обязанными частными лицами и частными лицами. Специально обязанные частные лица - это лица, которые, не будучи должностными, несут, тем не менее, определенные обязанности (основанные не только на уголовном законе) по воспрепятствованию преступлениям.

    Попустительство должностных лиц (или так называемое должностное попустительство) может повлечь ответственность по статьям УК РБ о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 424 УК РБ), о воинских преступлениях (ст.ст. 450-456 УК РБ), о служебной халатности (ст. 428 УК РБ).

    Специально  обязанные частные лица могут  отвечать за рассматриваемое преступление по статьям о превышении полномочий (ст. 426 УК РБ), о коммерческом подкупе (ст. 252 УК РБ), о нарушении военнослужащими специальных правил воинской службы (ст.ст. 450-456 УК РБ).

    Попустительство преступлению перерастает в соучастие, если оно было заранее (до или во время совершения преступления) обещано  исполнителю. Хотя заранее обещанное  попустительство специально не оговаривается  в числе законодательных признаков пособничества, однако, как отмечалось, оно прямо попадает под указанный в ч. 6 ст. 16 УК РБ признак устранения препятствий. К такому выводу можно прийти, рассматривая правовую обязанность должностных, частных и специально обязанных частных лиц противодействовать преступлениям как существенное препятствие на пути совершения этих преступлений. Но выполнить указанную обязанность, заранее пообещав это исполнителю основного преступления, - значит устранить препятствие на пути к совершению преступления, т. е. стать соучастником преступления.

    Общественная  опасность попустительства заключается  в том, что, с одной стороны, оно  создает возможность беспрепятственной  подготовки, совершения или сокрытия конкретного преступления, а с  другой, открывает возможность совершения остающимся безнаказанным преступником дальнейших преступлений. В силу того, что нормы, регулирующие ответственность за попустительство, "разбросаны" по различным главам уголовного кодекса (предусматривающим, как правило, ответственность за преступления, в отношении которых имело место невоспрепятствование), можно сделать вывод, что законодатель придает первостепенное значение объекту, на который посягает основное преступление. Что касается должностного попустительства, то его главным объектом законодатель признает общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов или общественных организаций.

    Объективная сторона попустительства выражается в чистом бездействии. Бездействие  здесь представляет собой невыполнение правовой обязанности воспрепятствовать готовящемуся, совершаемому или укрываемому преступлению.

    Уголовный закон не всегда признает преступным невоспрепятствование всем указанным  этапам развития преступной деятельности. Например, закон, как правило, не считает уголовно-наказуемым невоспрепятствование сокрытию преступления, если в роли попустителя выступает специально обязанное частное лицо, и вообще не признает это преступлением, если попустителем является частное лицо. Закон признает преступным попустительство только определенным видам преступлений.

    Должностное попустительство, квалифицируется  по ст. 424 УК РБ, влечет уголовную ответственность во всех случаях, когда это невоспрепятствование совершается с корыстной или иной личной заинтересованностью и наносит существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. Иногда попустительство должностного лица может оказаться преступным и при невоспрепятствовании антиобщественным проступкам. Как правило, это имеет место в двух случаях: 1) когда попустительство допущено в отношении целого ряда антиобщественных поступков, которые в своей совокупности причиняют существенный вред правоохраняемым интересам; 2) когда единичный факт антиобщественного поступка причиняет такой вред. Однако в большинстве случаев ответственность за должностное попустительство наступает, когда невоспрепятствование имеет место в отношении именно преступлений, причем, серьезных.

    Невоспрепятствование  должностного лица сокрытию преступления чаще всего выражается в отсутствии, например, со стороны руководителя или ревизора мер по изобличению присвоений, растрат и других хищений государственного или частного имущества, совершенных подчиненными либо подконтрольными лицами.

    Существенный  вред, который обуславливает уголовную ответственность за попустительство, допускаемое должностными лицами, может иметь материальный, физический, моральный или иной характер. Существенный вред при попустительстве зачастую представляет собой совокупность ущербов материального и морального характера.

    Вместе  с тем, ответственность за должностное  попустительство может наступить и тогда, когда, например, материальный ущерб отсутствует вовсе, но наличествует существенный вред другого характера (моральный, физический).

    Должностное попустительство квалифицируется по ч. 3 ст. 424 УК РБ, если в результате наступили тяжкие последствия: смерть человека, расхищение государственного имущества в особо крупных размерах и т. п. Тяжкие последствия при этом могут характеризоваться особо большим ущербом материального, физического или иного свойства. Суд в каждом конкретном случае на основе тщательного изучения всех обстоятельств дела устанавливает, наступили ли тяжкие последствия в результате должностного попустительства или же имело место причинение лишь существенного вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Информация о работе Понятие, пределы и условия уголовной ответственности за прикосновенность к преступлению