Понятие преступлений совершенных организованной преступной группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание

Преступное сообщество — организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений, либо объединение организованных преступных групп. Организованная преступная группа — устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная преступная группа выступает в качестве одной из форм соучастия.

Содержание

Введение 3
1.Понятие преступлений совершенных организованной группой или преступным сообществом 4
1.1. Понятие, признаки и проблемы квалификации преступного сообщества, организованной группы 4
1.2 . Совершение преступлений организованной группой и преступным сообществом как формы соучастия 7
2.Пресечение преступлений совершенных организованной группой или преступным сообществом, а также их квалификация 15
2.1. Меры принимаемы для борьбы с организованной преступностью 15
2.2.Квалификация преступлений совершенных организованной группой, преступным сообществом 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

ВН 11101810(х)Кур.р.Уголовное право.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

     В докладе выделены две основные угрозы. Первая - тактическая, или правоохранительная - связана с выходом российской организованной преступности на международную арену. Вторая угроза включает две проблемы, чрезвычайно важные с точки зрения интересов национальной безопасности США: пагубное влияние российской организованной преступности на политическую стабильность России и риск, связанный с получением российскими организованными преступными группами ядерного, биологического или химического оружия или их материалов.

     Реакция, как официальных российских властей, так и зарубежных правительств на возрастающую угрозу российской организованной преступности их национальной безопасности весьма симптоматична. Она доказывает не только само наличие проблемы, но и решимость устранить ее совместными усилиями. Так важным этапом на пути становления законодательного регулирования оперативно - розыскной деятельности стало принятие Государственной Думой в июле 1995 г. Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности»10. При этом законодатели старались исходить, прежде всего, из того, что данный Закон должен соответствовать особенностям именно организованной преступности. В отличие от раскрытия и расследования обычного преступления, когда правоохранительные органы строят свою работу исходя из факта нарушения закона, раскрытие и расследование деятельности преступных организаций и сообществ требует зачастую длительного скрытого наблюдения, позволяющего выявить цели, планы, методы, сферу и размах их преступной деятельности, структуру и кадровый состав, преступные связи и т.д. Конспиративность преступных сообществ, предпринимаемые ими меры к сокрытию следов противоправных действий, нейтрализации возможных свидетелей и иных неугодных лиц, проникновение в структуры власти, использование современных тактических средств создают сложные условия. В таких условиях поступление в правоохранительные органы полноценной оперативной информации в состоянии обеспечить только специальные средства и методы негласного расследования: электронный контроль, наружное наблюдение, перлюстрация почтовой корреспонденции и, наконец, агентура.

     В этой связи следует указать на новые важные положения, нашедшие отражение в Законе об оперативно - розыскной деятельности. К ним можно отнести:

     - предоставление органам внутренних  дел права на проведение таких оперативно - розыскных мероприятий, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент;

     - возможность контроля почтовых  отправлений, телеграфных и иных  сообщений, прослушивание телефонных  переговоров, а также проникновение  в жилище без согласия проживающих в нем лиц не только при расследовании тяжких, но и тех преступлений, по которым производство предварительного расследования обязательно;

     - установление механизма использования  в уголовном процессе результатов  оперативно - розыскной деятельности и защиты сведений об этой деятельности;

     - установление права на создание  легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений;

     - расширение правовой и социальной  защиты сотрудников и граждан,  оказывающих конфиденциальное содействие;

     - усовершенствование, с учетом практики, порядка финансирования, контроля  и прокурорского надзора за  оперативно - розыскной деятельностью.

     Эти нововведения позволяют повысить эффективность  оперативно - розыскной деятельности, расширить круг решаемых ею задач и тем самым реально обеспечить безопасность общества и государства от преступных посягательств.

     Тем не менее, нельзя сказать, что рассматриваемым Законом урегулированы все аспекты многогранной оперативно - розыскной деятельности. В частности, нуждается в правовом разрешении такая важная и серьезная проблема, как пределы допустимости противозаконных действий в ходе проведения секретных операций. В Законе лишь сказано о том, что «при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга» (ч. 4 ст. 16 Закона).

     Нуждается в законодательном обеспечении тесно связанная с рассматриваемой проблематикой социально - правовая защита кадровых тайных агентов, в том числе предоставление им дискреционных полномочий, без чего крайне трудно рассчитывать на успех в борьбе с преступными сообществами и организациями.

     Обеспечение безопасности работников правоохранительных и контролирующих органов реализовано  Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года11.

     В целях обеспечения безопасности и государственной защиты указанной  категории лиц, а также создания надлежащих условий для отправления  правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями впервые на законодательном уровне установлена следующая система мер безопасности:

     1) личная охрана жилища и имущества;

     2) выдача оружия, специальных средств  индивидуальной защиты и оповещения  об опасности;

     3) временное помещение в безопасное  место;

     4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

     5) изменение места работы (службы) или учебы;

     6) переселение в другое место  жительства;

     7) замена документов, изменение внешности.

     Статьей 20 данного Закона предусматриваются меры социальной защиты, в частности материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его служебной деятельностью. Несмотря на то, что Законом установлено вступление настоящей статьи в силу с 1 января 1996 года, это положение из-за отсутствия в государственной казне необходимых финансовых средств до сих пор не реализовано.

     Потребности правовой практики побуждают законодателя по прошествии времени внести и в  данный Закон определенные изменения  и дополнения. Есть, в частности, предложения по расширению круга  защищаемых лиц.

     Учитывая  исключительную важность в отправлении правосудия показаний потерпевших, свидетелей и других лиц, оказывающих помощь в установлении истины по расследуемому делу, Государственная Дума разработала и приняла еще 23 декабря 1994 года Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству». Однако 19 января 1995 года он был отклонен Президентом Российской Федерации.

     В борьбе с организованной преступностью  направление законодательной работы в настоящее время является наиболее слабым местом. К сожалению, до сих пор не принят и не вступил в действие ни один закон, ограничивающий экономическую базу организованной преступности. Нельзя, однако, сказать, что парламентом страны не проводится работа в этом направлении.

     Так, Государственной Думой России первого  созыва был принят Закон «О борьбе с коррупцией», который отклонялся Советом Федерации, но после согласительных процедур все-таки был им одобрен и поступил к Президенту Российской Федерации. Глава государства и тут наложил вето, а после этого в своем очередном радиообращении удивил депутатов, обвинив депутатов Думы в затягивании с принятием Законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью». Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, осознавая свою ответственность перед обществом и государством, переработали данный Закон и вновь его приняли. Тем не менее Президент и на этот раз использует свое право вето. А ведь коррупция и организованная преступность взаимосвязаны. Более того, именно коррупция является питательной средой организованной преступности. Не случайно до половины своих преступных доходов, а то и более, организованная преступность тратит на подкуп должностных лиц.

     Похоже, такая же участь ожидает другой важнейший Закон – «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», который в настоящее время готовится к принятию Госдумой во втором чтении. Этот Закон представляет собой еще большую угрозу для организованной преступности, для ее экономических основ, так как им устанавливается довольно жесткий обязательный контроль над финансовыми операциями. Сведения об этих операциях для их обобщения и обработки с целью выявления среди них незаконных предлагается направлять в органы Федеральной налоговой службы России, а по операциям в иностранной валюте - в органы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю12.

     Эта норма вызвала взрыв возмущения у российских банкиров. Понятно, что  они используют все возможности  по недопущению любого ограничения банковской тайны. По большому же счету, именно банки России должны быть заинтересованы в очищении экономики от "грязных" денег. Поэтому необходим настойчивый поиск разумного компромисса между необходимостью обязательного контроля за финансовыми операциями и обязательствами по сохранению банковской тайны. Нельзя не учитывать, что банковские круги тревожатся не только и не столько за свой престиж, сколько за судьбу всей банковской системы России.

2.2.Квалификация  преступлений совершенных  организованной группой, преступным сообществом

 

     Если  для признания преступной группы организованной достаточно таких признаков, как устойчивость и объединение  заранее ее участников общей целью  совершения любых преступлений, то преступное сообщество характеризуется  сплоченностью ее участников, преследующих цели совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Согласно ч. 4 ст. 15 Уголовного кодекса тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусматривается наказание от 5 до 10 лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями, согласно ч. 5 этой же статьи, - умышленные деяния, за совершение которых установлено наказание свыше 10 лет лишения свободы и более строгое наказание. Созданное для совершения тяжких и особо тяжких преступлений объединение организованных групп также согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ представляет собой преступное сообщество. И хотя названные в законе отличительные признаки организованной группы и преступного сообщества нуждаются в комментарии, данное в законе определение обоих понятий позволяет следователю, прокурору и суду правильно квалифицировать преступные структуры и действия их участников. Правоохранительные органы получили новый правовой инструмент борьбы с организованной преступностью13.

     Значительное  внимание в новом Уголовном кодексе уделяется организатору, создавшему организованную группу или преступное сообщество. В ст. 33 УК РФ при определении видов соучастников преступления закрепляется, что организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Согласно ч. 5 ст. 35 УК РФ такое лицо (организатор) подлежит уголовной ответственности за саму организацию преступных структур и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, а также за все совершенные этими структурами преступления, если они охватывались его умыслом. К ним относятся: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), т.е. преступления, посягающие на общественную безопасность и основы конституционного строя страны. Организация данных видов деяний как самостоятельный состав преступления влечет квалификацию действий виновных лиц соответственно по названным статьям, а также применение предусмотренного ими наказания при условии вынесения обвинительного приговора. Законодатель, таким образом, предоставляет возможность правоохранительным органам обезвреживать столь опасные преступные структуры на первоначальной стадии их формирования.

     Что касается организаторов преступных сообществ и организованных групп, совершающих иные преступления, то они несут уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых создана преступная структура, по п. 3 ст. 30, ст. 34 и соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса.

     В ч. 7 ст. 35 устанавливается, что совершение преступления организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое наказание, на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Кроме того, в п. «в» ч. 1 ст. 63 закрепляется, что совершение преступления в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) признается обстоятельством, отягчающим наказание. Следовательно, даже в тех случаях, когда совершение преступления организованной группой не предусмотрено в диспозиции конкретного состава преступления, суд обязан учесть это обстоятельство как отягчающее ответственность.

Информация о работе Понятие преступлений совершенных организованной преступной группой