Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:53, курсовая работа
Современное уголовное законодательство подвержено по¬стоянным изменениям. Это обусловлено, во-первых, развитием общественных отношений, экономическими предпосылками, а также состоянием преступности в стране; во-вторых, влиянием на российское уголовное законодательство международного уголовного права, в рамках которого рождается все большее ко¬личество рекомендаций по развитию национальных правовых систем; в-третьих, влиянием правоприменительной практики, с учетом которой вносятся коррективы как
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие преступления ....5
1.2. Признаки преступления 9
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 21
2.1. Социальная природа преступления 21
2.2. Преступление и другие виды правонарушений 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Более существенным отличием преступлений от проступков является характер противоправности, поскольку последний имеет свое нормативное выражение: признаки уголовно-противоправного деяния закреплены Уголовным кодексом, а признаки проступков зафиксированы в административном, гражданском и трудовом законодательстве16.
К числу нормативных признаков преступления, отличающих его от проступков, следует отнести такие правовые последствия, как наказание и судимость. Например, штраф как уголовное наказание порождает судимость, а штраф, налагаемый на нарушителя в качестве меры административного взыскания, судимости не влечет.
Для
законодателя наибольшую значимость в
качестве отличительного критерия имеет
материальный (социологический) признак
преступления - его способность причинять
реальный ущерб общественным отношениям.
В тех случаях, когда общественная опасности
проступков возрастает, законодатель
криминализует их, то есть включает в число
преступлений, и наоборот, в нслучае отпадения
реальной общественной опасности деяния
законодатель может перевести преступление
в раздел проступков либо исключить такое
деяние из числа правонарушений в связи
с отпадением потенциальной общественной
опасности.
В результате исследования данной темы приходим к следующему выводу:
Преступление имеет определенное сходство с другими видами правонарушений: дисциплинарными, административными и гражданско-правовыми.
Необходимость разграничения преступлений и других правонарушений у правоприменителя возникает в силу того, что существуют преступления, смежные с правонарушениями, которые предусмотрены административным, гражданским и трудовым законодательством.
Более существенным отличием преступлений от проступков является характер противоправности, поскольку последний имеет свое нормативное выражение: признаки уголовно-противоправного деяния закреплены Уголовным кодексом, а признаки проступков зафиксированы в административном, гражданском и трудовом законодательстве.
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).
Учение о преступлении - одно из основных базовых разделов науки уголовного права. Взгляды, идеи и представления, которыми руководствуется законодатель, устанавливая запреты и веления, т.е. создавая модель преступного, пронизывают все уголовно-правовые нормы. В основе любого преступления лежит конфликт между личностью и обществом, он представляет общественную опасность и требует применения мер уголовно-правового реагирования.
Преступление - это исключительно акт внешнего поведения человека, т.е. деяние (поступок), совершенное в форме действия или бездействия и протекающее под контролем сознания и воли (осознанность поведения). Преступным является лишь такое деяние, которое по своему содержанию общественно опасно. Общественная опасность, вредоносность деяния выражается в причинении ущерба правам и сохраняемым благам и интересам. Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением действие или бездействие, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Преступление как социально-правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими существенные стороны данного явления. Признаки преступления могут быть выяснены на основе анализа законодательного материально-формального определения понятия преступления, поскольку они или непосредственно закреплены в нормах права, или вытекают из них.
Исходя из этого, преступление характеризуют четыре основных признака:
1) общественная опасность;
2) противоправность;
3) виновность;
4) наказуемость.
Уголовно-правовая общественная опасность - это определенное объективное антисоциальное состояние преступления, обусловленное всей совокупностью его отрицательных свойств и признаков и заключающее в себе реальную возможность причинения вреда (ущерба) общественным отношениям, поставленным под охрану закона.
Общественная опасность - это объективный признак преступления, наличие или отсутствие которого не зависит ни от сознания и воли законодателя, ни от воли органа, применяющего закон.
Материальный признак преступления (его общественная опасность) предполагает, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК).
Под
уголовной противоправностью
Противозаконность - это простая разновидность противоправности. Поэтому целесообразнее называть один из признаков преступления противоправностью. Наказуемость же более абстрактное и более широкое понятие, которое скорее характеризует правовую норму, имеющую уголовно-правовую санкцию.
Практика применения нового УПК РФ показала, что он далек от совершенства. В нем имеются многочисленные пробелы, коллизии, которые вызывают двоякое толкование норм, что явно не способствует единообразному правоприменению. Отмеченные недостатки коснулись и института подследственности, нормы которого изменились коренным образом.
Безусловно,
вопросы подследственности
Так, п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор могут передать сообщение по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ. Здесь возникает вопрос: может ли соответствующий орган, принявший сообщение о преступлении, расследование которого ему не подследственно, принять одно из двух решений, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, - о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела? Получается, что орган, принявший сообщение о преступлении и установивший при проверке признаки состава преступления, расследование которого должен производить другой орган предварительного расследования, вправе, а в ряде случаев обязан возбудить уголовное дело. Это вытекает из ч. 1 ст. 157 УПК РФ, закрепляющей требование о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
В то же время возможность возбуждения уголовного дела без соблюдения правил подследственности ограничивается кругом органов, компетентных возбуждать такие уголовные дела. В частности, полномочиями возбуждать уголовные дела о преступлениях "не своей" подследственности обладают только органы дознания. Следователю же такое полномочие не предоставлено. Это следует из анализируемой выше ст. 157 УПК РФ, где говорится лишь об органе дознания, а также из положения ч. 1 ст. 146 УПК РФ, согласно которому при наличии повода и основания следователь с согласия прокурора возбуждает уголовное дело только в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом.
Коллизии
возникают при определении
1. Нормативно-правовые акты
2. Акты органов судебной власти
3. Акты утратившие силу
2. Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной социалистической Республики 1960 года. Утверждённый Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года//Российская газета №218 29 октября 1960г.
4. Литература