Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:31, контрольная работа
Начало XXI в. отмечено всплеском законодательной активности в связи с устойчивым и возрастающим значением принципов демократии в мировой и внутригосударственной правовой теории и практике, а также стремлением отдельных членов мирового сообщества к приведению национальных правовых норм и стандартов к международным образцам. Россия также стремится закрепить в правоприменительной практике такие принципы, соответствовать современным и актуальным понятиям в этой области. Однако многочисленные проблемы и коллизии текущего законодательства, а также экономические, политические, социальные проблемы, проблемы в обществе существенно тормозят данный процесс. Появление такого количества проблем было неизбежным, учитывая особенности своеобразного исторического пути государства, а также недавний распад общественного строя и в связи с этим полную перестройку как законодательства, так и государственной структуры.
Смертная казнь - один из самых древних видов наказания, который придумало и которым пользуется человечество на протяжении многих столетий. Истоки этого явления лежат в обычае кровной мести, когда убийство себе подобного несло характер справедливого возмездия и священности.
Введение…………………………………………...…………………………………....3
1.Приминение смертной казни в истории Российского государства…….……..….4
2.Отмена смертной казни в истории советского государства и ее восстановление………………………………………….……………………….…………9
3.Смертная казнь в действующем законодательстве России……………...………15
4. Порядок исполнения наказания в виде смертной казни………………………
Заключение………………………………………………..……………………….….20
Список литературы……………………..………………………..…………………...21
Тенденция к ограничению смертной казни наметилась в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которым устанавливалось два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные. К наказаниям уголовным было отнесено лишение всех прав состояния и смертная казнь.
Уложение
не определяло виды смертной казни, предоставляя
это право судам. Одна из статей Уложения
предусматривала возможность
Указанный нормативный акт, закрепив ограниченное число применения смертной казни, внес негативную коррективу в положение о смертной казни. Смертная казнь по Уложению 1845 г. входила в общую систему уголовных наказаний и могла быть назначена по приговору общих судов. Таким образом, смертная казнь стала обычной мерой наказания, что упрочило ее положение в карательном механизме самодержавной власти.
Развитием идей демократии и гуманизма стало Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. Смертная казнь здесь предусматривалась за узкий круг преступлений: насильственное посягательство на изменение в России образа правления, посягательство на жизнь члена императорского дома, шпионство и т.д. Это наказание не применялось к лицам моложе 21 года и старше 70 лет, а женщинам могло назначаться только за посягательство на императора, его семью и власть. В то же время военные суды (а в ряде случаев им были подсудны и дела гражданских лиц) могли применять смертную казнь за широкий круг преступлений, включая умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж, умышленный поджог и т.п.
Смертная
казнь приводилась в исполнение
путем непубличного повешения.
2.Отмена смертной казни в истории советского государства и ее восстановление
Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской буржуазной революции 1917 г. Временное правительство постановлением от 12 марта 1917 г. повсеместно отменило смертную казнь, но уже в июле того же года она была восстановлена и разрешена к применению военно-революционными судами за ряд воинских преступлений, а также за убийство, изнасилование, разбой и грабеж (всего свыше 20 составов преступлений).
28
сентября 1917 г. Временное правительство
приостановило применение
В
советском уголовном
Впервые это произошло уже на следующий день после победы Октябрьской социалистической революции, когда декретом II Всероссийского Съезда Советов от 26 октября 1917 г. было объявлено, что "восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменяется". Однако уже 21 февраля 1918 г. декретом СНК "Социалистическое отечество в опасности" разрешалось применение расстрела, причем даже без суда (на месте и за достаточно широкий круг деяний: за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами).
О применении смертной казни указывалось в Постановлении Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 г., в котором говорилось, что революционные трибуналы в выборе мер борьбы с преступлениями не связаны никакими ограничениями. Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г. "О красном терроре" был применен расстрел к лицам, "прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам". Законодательно высшая мера наказания впервые была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. - первом законодательном акте, где были регламентированы основные положения и институты нового уголовного права.
Второй раз смертная казнь официально была упразднена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 17 января 1920 г. "Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)" по приговорам Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее местных органов, по приговорам городских, губернских и верховного при ВЦИК трибуналов. В Постановлении шла речь о новых условиях борьбы с контрреволюцией, о разгроме ее вооруженных сил, что дало возможность "отложить в сторону оружие террора". 2 февраля 1920 г. вышел декрет ВЦИК "О подтверждении декрета СНК об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)".
Однако довольно скоро смертная казнь была восстановлена. В Приказе Реввоенсовета Республики от 4 мая 1920 г. "О революционных военных трибуналах" в числе наказаний, налагаемых по приговорам революционных военных трибуналов, указывался расстрел.
В третий раз смертная казнь отменялась после Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. "Об отмене смертной казни", который упразднил эту меру наказания в мирное время, предложив вместо нее применять лишение свободы сроком на 25 лет.
Но и формально действующий запрет был отменен 12 января 1950 г., когда высшую меру наказания было разрешено применять к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам, а с 1959 г. - и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР принят Уголовный Кодекс РСФСР. Смертная казнь выделялась в отдельную статью как исключительная мера наказания, которая применялась за особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РСФСР. Не подлежали такому наказанию лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту совершения преступления, и женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения или исполнения приговора. В этой же статье закреплен ставший традиционным для российского уголовного законодательства вид казни - расстрел.
По Уголовному кодексу 1960 г. смертная казнь могла быть назначена за измену Родине, шпионаж, террористический акт, диверсии, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, уклонение от призыва по мобилизации, дезертирство, насильственные действия в отношения начальника, нарушение уставных правил караульной службы, злоупотребление властью, мародерство, насилие над населением в районе военных действий и т.д.
Постепенно смертная казнь была установлена за изнасилование (1962 г.), спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах (1962 г.), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (1962 г.), за получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение (1962 г.), действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений (1962 г.), оказание сопротивления работнику милиции или народному дружиннику (1962 г.), угон воздушного судна при особо отягчающих обстоятельствах (1973 г.).
Таким
образом, к началу 90-х гг. в уголовном законодательстве
России насчитывалась 31 статья, по которым
допускалось применение смертной казни.
3.Смертная
казнь в действующем
законодательстве
России
Новый Уголовный кодекс РФ 1996 г. устранил противоречие с Конституцией РФ, связанные с тем, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. достаточно широко предусматривал смертную казнь, а Конституция РФ разрешала ее применение только за особо тяжкие преступления против жизни. Смертная казнь по новому законодательству предусмотрена только за пять наиболее тяжких преступлений. Все они являются особо тяжкими посягательствами на жизнь человека.
Начавшийся в январе 1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовую ситуацию, поставившую нашу страну перед необходимостью не только постепенно сокращать, но и полностью отменить смертную казнь. 28 апреля 1983 г. в Страсбурге на Совете Европы был подписан Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривавший обязательную отмену смертной казни (ст. 1). И лишь за преступления, совершенные во время войны либо в условиях, когда грозит ее приближение, ст. 2 Протокола разрешала государствам-участникам вводить смертную казнь.
При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Российская Федерация через год подписала этот Протокол, взяв на себя обязательство его ратифицировать в течение трех лет, т.е. не позднее первой половины 1999 г. Ратификация Протокола не только подтвердила бы приверженность России принципам гуманизма, демократии и права, но и способствовала бы реализации установленных Конституцией РФ положений, касающихся защиты главного естественного права человека - права на жизнь.
Подтверждением Россией своих намерений, высказанных при приеме в Совет Европы, стал Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В нем Правительству РФ было поручено в месячный срок подготовить для внесения в Госдуму проект федерального закона о присоединении России к Протоколу N 6. Только через четыре года, в 1999 г. распоряжением Президента РФ N 267-рп был внесен проект Федерального закона "О ратификации Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года", однако дальнейших действий по его введению не последовало.
Тогда же, в 1996 г., начал действовать мораторий на исполнение смертной казни, который нигде не был опубликован и соответственно не является юридически действующим. Кроме того, следует заметить, что ни Конституцией РФ, ни каким-либо иным российским законом объявление моратория на применение того или иного федерального закона в части или в целом специально не предусматривается. Вместе с тем согласно смыслу Конституции РФ действие отдельных положений или федерального закона в целом может быть отменено только посредством другого закона, изданного в установленном порядке Федеральным Собранием. Решение подобного вопроса на основании подзаконного акта (или актов) в государстве, конституционно провозгласившем верховенство закона и создание правового государства, недопустимо. Таким образом, это еще раз подтверждает, что в России вот уже несколько лет действует нелегитимный мораторий, дезориентирующий суды, прокуратуру и другие правоохранительные органы в борьбе с особо тяжкими преступлениями против жизни людей, не только не способствующий, но мешающий обеспечению законности и правопорядка. Данный мораторий не может рассматриваться как мера, исключающая вынесение смертных приговоров. Более того, такое решение противоречит нормам Уголовного кодекса РФ и может быть в любой момент отменено судом общей юрисдикции как нелегитимное.
27 февраля 1997 г. Президент РФ издал распоряжение N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.", в соответствии с которым Министерство юстиции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государственной власти должно было разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией этого Протокола.
Очередное заседание сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в конце января 1997 г. оказалось крайне неблагоприятным для России. В резолюции N 1111 подчеркивалось: "Если какие-либо еще смертные приговоры будут приведены в исполнение после принятия настоящей Резолюции, Ассамблея может рассмотреть вопрос о неутверждении полномочий российской парламентской делегации на своей следующей сессии".
Следует
заметить, что в российском законодательстве
нигде не предусмотрено объявление
моратория. А поскольку сама казнь
установлена Конституцией РФ, решать
столь серьезный вопрос на основании
подзаконных актов в
Итак, российский мораторий не может рассматриваться как мера, исключающая вынесение смертных приговоров, а такое решение противоречит нормам Уголовного кодекса РФ и может быть в любой момент отменено судом. К тому же мораторий не является юридически действующим, так как официально не опубликован документ о его введении.
Для России ратификация Протокола N 6 (который, кстати, кроме нее ратифицировали все государства-участники) вызывает большие трудности. Так, 15 февраля 2002 г. Госдума приняла Постановление N 2483-III ГД с обращением к Президенту РФ В.В. Путину о преждевременности ратификации Протокола N 6. В нем депутаты выражали крайнюю обеспокоенность социальной напряженностью в обществе, связанной с готовящейся отменой смертной казни в России. Разгул преступности, безнаказанность и вседозволенность криминальных элементов, неэффективность деятельности судебной и правоохранительной систем лишают граждан Российской Федерации уверенности в том, что государство может их защитить. Ежегодно в Российской Федерации от насильственной смерти гибнут десятки тысяч людей. Ужасающие своей жестокостью убийства стали обыденными явлениями нашей жизни. У законопослушных граждан возникают страх и безысходность, потому что преступники, с легкостью отнимающие жизни у наших сограждан, убивающие ни в чем не повинных детей, могут уйти от наказания, соответствующего тяжести их злодеяний, и через короткое время оказываются на свободе, продолжая угрожать жизни людей... Многочисленные обращения граждан с требованиями возобновить применение смертной казни в Российской Федерации не позволяют дальше откладывать решение этого вопроса. Недопустимо игнорировать в угоду внешнеполитическим интересам волю народа, который не приемлет отмену смертной казни.
Информация о работе Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни