Правовая защиты судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:24, реферат

Описание

Охрана деятельности участников судопроизводства осуществлялось государством еще со времен Древней Руси. Представители феодальной аристократии, отправляющие правосудие, занимали самое привилегированное положение: любое посягательство на них каралось суровыми мерами. Так, действия, совершенные в отношении посадника, тысяцкого, владычного, наместника, иных судей, наказывались штрафом в зависимости от сословной принадлежности потерпевшего (ст.6 Новогородской Судной грамоты).

Работа состоит из  1 файл

Правовая защита судей.docx

— 37.33 Кб (Скачать документ)

. Правовая защита судей

 

 

 В соответствии с  принципами, провозглашенными во  Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах о правах  человека, Европейской конвенции  о защите прав человека и  основных свобод, VIII Конгресс ООН  по предупреждению преступности  и обращению с правонарушителями  (Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) принял важный правовой  акт, под названием «Меры по  борьбе с международным терроризмом», в котором содержатся три самостоятельных  раздела, посвященных защите участников  уголовного судопроизводства: «Защита  судей и работников уголовного  правосудия», «Защита жертв» и  «Защита свидетелей», которым  государствам было рекомендовано:  разрабатывать политику и принимать  меры, направленные на эффективную  защиту судей и работников  уголовного правосудия, включая  присяжных и адвокатов, участвующих  в судебных процессах, а также  свидетелей и жертв терроризма (п. 22, 25); создавать надлежащие механизмы  защиты и принимать соответствующее  законодательство, а также выделять  достаточные ресурсы для оказания  помощи данным субъектам уголовно-процессуальных  отношений (п.23); осуществлять эффективное  взаимное сотрудничество и оказывать  друг другу помощь по реализации  программ защиты участников судопроизводства (п. 24, 26). Присоединившись к Международному  пакту о гражданских и политических  правах, принятому Генеральной Ассамблеей  ООН 19 декабря 1966 года, Российская  Федерация приняла на себя  обязательства обеспечить любому  лицу, права и свободы которого  нарушены, эффективную правовую  защиту.1

 

 По определению В.И.  Даля, слово «защита» определяется  как необходимость отстаивать, заступаться,  не давать в обиду кого-либо (что-либо).2 По мнению С.И.Ожегова,  Н.Ю.Шведовой «защитить» означает, кроме всего прочего, оградить  кого-либо (что-либо) от посягательств,  от враждебных действий, от опасности.3 В юридической литературе некоторые  авторы отождествляют данные  понятия, другие включают понятие  «защита» в содержание понятия  «охрана», третьи считают, что  понятие защиты охватывает как  охрану субъективных прав личности, так и гарантии, характеризующие  реальную защищенность носителя  этих прав.4 В то же время  отмечается, что указанные понятия  трудно разграничить между собой,  так как они соприкасаются  по многим параметрам. Кроме этого,  О.А. Зайцев предлагает использовать  словосочетание «государственная  защита», так как в ст.45 Конституции  Российской Федерации гарантируется  именно государственная защита  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации,  что дает основание полагать, что именно государство обеспечивает  состояние защищенности прав  и законных интересов всех  лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную  деятельность.5

 

 Охрана деятельности  участников судопроизводства осуществлялось  государством еще со времен  Древней Руси. Представители феодальной  аристократии, отправляющие правосудие, занимали самое привилегированное  положение: любое посягательство  на них каралось суровыми мерами. Так, действия, совершенные в отношении  посадника, тысяцкого, владычного, наместника, иных судей, наказывались  штрафом в зависимости от сословной  принадлежности потерпевшего (ст.6 Новогородской Судной грамоты).6 В Русской Правде устанавливалось наказание за убийство княжеского друженника, княжеского приказчика, тиуна, судебного должностного лица. В Псковской Судной грамоте предусматривалось наказание за нанесение ударов специальному должностному лицу, следившему за порядком в помещении суда.7 Судебником 1550 г. устанавливались ответственность за такие преступления против правосудия, как: вынесение судьей неправосудного решения вследствие получения взятки, заведомо ложное обвинение судей в ябедничестве, т.е. в умышленном неправосудии, заведомо ложный донос государю, т.е. необоснованная жалоба истца на судей, отказавших ему в иске по причине его незаконности, ложное обвинение дьяков, подьячих в лихоимстве, т.е. самовольном увеличении взимаемой судебной пошлины, или иных злоупотреблениях, оскорбление участника судебного разбирательства.8 Соборное Уложение 1649 г. содержало значительное число уголовно-правовых норм, направленных на осуществление справедливого правосудия: предусматривалась ответственность за разного рода нарушения порядка во время судебного разбирательства: оскорбления, драки, убийства, ложный донос на судью, ложные показания свидетелей и др.

 

 Значительные реформы  в сфере судопроизводства, уголовного, уголовно-процессуального права  произошли во времена правления  Петра I. В Уложении о наказаниях  уголовных и исправительных 1845 г.  впервые правосудие было представлено  как объект уголовно-правовой  охраны. Ряд норм Воинского артикула 1715 года Петра I был направлен  на защиту судейских служителей (гл. XXIII «О палаче и профосах»). В Уголовном уложении 1903 года  большинство преступлений против  правосудия было сосредоточено  в специальной гл. VII «О противодействии  правосудию».9 Уголовные кодексы  послереволюционного периода - 1922, 1926 годов - не имели специальных  глав о преступлениях против  правосудия. Уголовный кодекс 1960 года  в главе «Преступления против  правосудия» включал не в узком  смысле как деяния против деятельности  судов по разрешению уголовных  и гражданских дел, а рассматриваемые  в широком понимании правосудия.

 

 До 1989 года независимость  судьи со стороны уголовного  закона не была обеспечена  должной защитой. 2 ноября 1989 года  был принят Закон СССР №721-I «Об ответственности за неуважение  к суду».10 Указом Президиума Верховного  Совета РСФСР от 11 декабря 1989 года  УК РСФСР 1960 года был дополнен  статьями 176-1 (вмешательство в разрешение  судебных дел), 176-2 (угроза по отношению  к судье или народному заседателю), 173-3 (оскорбление судьи или народного  заседателя), которыми независимость  и личная неприкосновенность  судей была поставлена под  усиленную уголовно-правовую охрану. Законом РФ от 16 июля 1993 года №5451-I "О внесении изменений и  дополнений в Закон РСФСР "О  судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР, Уголовный кодекс  РСФСР и Кодекс РСФСР об  административных правонарушениях"  в связи с введением суда  присяжных названные статьи УК  были распространены и на присяжных  заседателей. 

 

 Шагом вперед на  пути становления независимой  судебной власти стал Закон  РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе  судей в Российской Федерации», который провозгласил, что судья,  члены его семьи и их имущество  находятся под особой защитой  государства.11 Данный нормативный  акт также возложил на органы  внутренних дел обязанность принятия  необходимых мер к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление (ст.9).

 

 Аналогичная норма  предусмотрена Законом РФ «О  милиции» от 18 апреля 1991 года №1026-1, где провозглашена обязанность  милиции принимать меры по  охране лиц, участвующих в уголовном  деле, а также членов их семей  и близких, если здоровье, жизнь  или имущество этих лиц находятся  в опасности (п. 24 ст. 10).12 В дальнейшем  Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года №1039 «Об утверждении Положения  о Министерстве внутренних дел  Российской Федерации» закреплена  обязанность органов внутренних  дел обеспечивать государственную  защиту судей, народных и присяжных  заседателей, прокуроров, следователей, лиц, оказывающих содействие судопроизводству, а также их близких, если  имеется угроза посягательства  на жизнь, здоровье и имущество  указанных лиц (п.31, 32.).

 

 Следует отметить, что  подобные положения содержатся  в ФКЗ от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ  «О Конституционном Суде Российской  Федерации», в котором содержатся  определенные гарантии независимости  судей. Судьи Конституционного  Суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие  на свободу их волеизъявления (ст.29). В целях обеспечения безопасности  Председатель Конституционного  Суда вправе распорядиться о  проведении проверки лиц, желающих  присутствовать на заседании,  включая проверку документов, удостоверяющих  личность, а также о личном  досмотре проносимых в зал  вещей (ст.54). В этих же целях  допускается закрытое заседание  Конституционного Суда (ст.55).

 

5 марта 1992 года был  принят Закон РФ №2426-1 «О безопасности»,  который закрепил правовые основы  безопасности личности, установил  систему безопасности и ее  функции, определил порядок организации  органов обеспечения безопасности, а также контроля за законностью  их деятельности.13 Впервые на  законодательном уровне дано  определение безопасности, под которой  понимается состояние защищенности  жизненно важных интересов личности, общества и государства от  внешних и внутренних угроз.  При этом под жизненно важными  интересами в данном случае  подразумевается совокупность физических, материальных, духовных и иных  потребностей, удовлетворение которых  надежно обеспечивает существование  и возможность прогрессивного  развития личности.

 

 И все же уголовно-правовая  защита независимости судьи была  еще недостаточной. Поэтому в  Уголовном кодексе РФ 1996 года  законодатель предусмотрел ответственность  не только за названные формы  посягательства на судью, но  и за посягательство на его  жизнь, а защита его чести  и достоинства была дополнительно  обеспечена включением состава  клеветы в отношении судьи.  Так, в УК РФ 1996 года установлен  повышенный уровень защищенности  участников уголовного судопроизводства, в том числе судей, и лиц,  участвующих в отправлении правосудия, и, в частности, предусмотрена  ответственность за вмешательство  в какой бы то ни было  форме в деятельность суда  с целью воспрепятствования осуществлению  правосудия (ч. 1 ст. 294), посягательство  на жизнь судьи, присяжного  заседателя или иного лица, участвующего  в отправлении правосудия, совершенное  с целью воспрепятствования законной  деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность (ст. 295), угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ч. 1 ст.296), неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ч.2 ст.297), клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ч. 1 ст.298). Сюда же можно отнести заведомо ложный донос о совершении преступления (ст.306), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно в отношении их близких (ст. 311). Кроме этого, «совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга» признано обстоятельством, отягчающим наказание (п. «ж» ч.1 ст.63), это обстоятельство является дополнительным квалифицирующим признаком убийства (п.«б» ч. 1 ст. 105), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (п.«а» ч. 2 ст. 111), умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью ( п.«б» ч. 2 ст. 112), истязания (п.«б» ч.2 ст.117). Таким образом, был усовершенствован уголовно-правовой механизм обеспечения независимости судьи и его неприкосновенности. Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных статьями 295, 297 и 298 УК, является конституционный принцип неприкосновенности судьи. Указанными нормами обеспечивается также посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов (прокуратуры, следствия, дознания) и участников процесса, но эти деяния посягают на иной объект, поэтому остаются вне рассмотрения в настоящей статье.

 

 Уголовная ответственность  виновного лица за угрозу, в  частности убийством, в связи  с осуществлением правосудия  судьей, народным или присяжным  заседателем с целью мести  или воздействия на них, чтобы  были приняты решения, в которых  заинтересовано данное лицо, наступает  независимо от того, в какой  форме она была высказана. 14

 

 Преступления против  правосудия – это посягательства  на нормальную деятельность органов  предварительного следствия, дознания  по всестороннему и объективному  расследованию преступлений, судебных  органов по правильному разрешению  дел, уголовно-исполнительных органов  по надлежащему исполнению судебных  решений. Родовым объектом преступлений  против правосудия являются общественные  отношения по осуществлению государственной  власти. В литературе высказано  мнение о том, что родовым  объектом преступлений против  правосудия являются общественные  отношения, обеспечивающие нормальное  функционирование органов правосудия1. С таким определением родового  объекта трудно согласиться, так  как в данном случае допускается  смешение родового и видового  объектов. Видовой объект – совокупность  общественных отношений, обеспечивающих  правильное функционирование специфического  вида государственной деятельности  органов следствия, дознания, прокуратуры,  суда и органов, исполняющих  судебные акты, по реализации  целей и задач правосудия.

 

 Потерпевшими от преступлений, предусмотренных статьями 295, 297 и  298 УК, являются судья, присяжный  заседатель и иное лицо, участвующее  в отправлении правосудия. Однако, по мнению К.Ф. Амирова, Б.В.Сидорова и К.Н. Харисова, не очень ясно решен вопрос, относятся ли к потерпевшим, помимо судьи общей юрисдикции и присяжного заседателя, судьи Конституционного Суда РФ, арбитражные судьи, арбитражные заседатели, а также предусматривают ли рассматриваемые уголовно-правовые нормы ответственность за вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия в сфере производства по гражданским и административным делам и могут ли в таких случаях являться потерпевшими от предусмотренных в ст.ст. 294-298 УК РФ преступлений судьи и присяжные заседатели. Они также полагают, что в качестве потерпевших от преступления могут стать и близкие судье, присяжному заседателю.15 Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда предполагает и такой выбор формы вмешательства, как воздействие на судей и других лиц, осуществляющих правосудие, связанное с причинением вреда близким им лицам, хотя об этом ничего не сказано в самом законе. Л.В.Брусницын в круг лиц, участвующих в уголовном процессе, включает не только родственников участвующих в уголовном процессе, но и иных близких им лиц, в том числе не находящихся в родственных отношениях.16

Информация о работе Правовая защиты судей