Преступление против государства: государственная измена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:19, контрольная работа

Описание

Судебная система представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

наброски.docx

— 66.85 Кб (Скачать документ)

      Наделение суда властными полномочиями и распространение  их на всю территорию страны в части  обязательности исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, также  является одним из условий реализации принципа единства судебной системы.

      Систематическое толкование ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 п. 1 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”, в  которых использован термин “общая юрисдикция”, а также иных норм правовых актов, позволяет нам понимать под ней правомочия по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел.

      Общую юрисдикцию осуществляют и мировые  судьи субъектов РФ (ст. 4 п. 4 ФКЗ  РФ “О судебной системе Российской Федерации”, ст. 1 п. 1 ФЗ РФ от 11.11.1998 г. “О мировых судьях в Российской Федерации”).

      В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 4 ФКЗ  РФ “О судебной системе Российской Федерации” систему федеральных  судов общей юрисдикции составляют: “Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды”.

      Анализ  приведенной нормы Закона позволяет  сказать, что система федеральных  судов общей юрисдикции соответствует  федеративному устройству Российской Федерации, ее административно-территориальному и военно-административному делению. Суды, входящие в систему федеральных  судов общей юрисдикции, различаются  объемом компетенции. Чтобы проводить  разграничение отдельных групп  судов с одинаковым объемом компетенции, в теории предложено использовать термин “судебное звено”. Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно место в судебной системе  или являются судами одного звена  судебной системы.

      Судебная  система имеет три судебных звена. Для удобства пользования мировых  судей и районный (городской) суд  будем считать судами первого  звена, суд субъекта РФ — судом  второго звена, Верховный Суд  РФ — судом третьего (высшего) звена.

      В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального  законодательства, суды разделяются  на три инстанции: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции и суды третьей (надзорной) инстанции.

      Суды  первой инстанции рассматривают  и разрешают гражданские, уголовные  дела по существу. Суды второй (апелляционной  или кассационной) инстанции проверяют  законность и обоснованность решений  суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной  инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов  первой и второй инстанций, вступивших в законную силу. Деятельность судов  в качестве судов перечисленных  инстанций является предметом иных юридических учебных дисциплин, в частности, уголовного процесса и  гражданского процесса.

      Наибольшим  объемом полномочий обладает Верховный  Суд РФ, который мы условно обозначили как суд третьего (высшего) звена  и который соответственно правомочен не только рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, но и быть судом  кассационной и надзорной инстанций. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ (обозначены нами судами второго звена) занимают промежуточное  положение между Верховным Судом  РФ и районным (городским) судом и  также могут выступать в качестве судов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций. Районный (городской) суд может выступать судом первой, второй (апелляционной) и третьей (надзорной) инстанции. Судом апелляционной инстанции районный суд может быть по отношению к мировым судьям при проверке законности и обоснованности решений мирового судьи. А мировые судьи хоть и имеют в названии слова «субъектов РФ», но тем не менее являются только судами первой инстанции6.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВИДЫ СУДОВ ОБЩЕЙ  ЮРИСДИКЦИИ, ИХ ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ

Задачи  судов общей юрисдикции:

- обеспечение  и защита нарушенных и (или)  оспариваемых прав, свобод и охраняемых  законом интересов физических  и юридических лиц, а также  прав и охраняемых законом  интересов Российской Федерации,  ее субъектов, федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления;

- укрепление  законности и правопорядка, предупреждение  преступлений и иных правонарушений;

- защита основ  конституционного строя Российской  Федерации, ее целостности и  безопасности.

Всей своей  деятельностью суд способствует формированию уважительного отношения  к праву и суду, к правам, чести  и достоинству граждан, честного отношения к государственному и  общественному долгу, воспитывает  граждан в духе точного и неуклонного  соблюдения закона, ответственности  за свою Родину. Авдонкин B.C. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие - М.: Изд-во Эксмо, РАП.- 2004. - С. 103-109.

На основе демократических  принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции  Российской Федерации и Федеральном  конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный  конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен  СФ ФС РФ 26.12.1996) // СЗ РФ.- 1997.- N 1.- Ст. 1., в  соответствии с возложенными на них  задачами суды общей юрисдикции выполняют  следующие функции:

- осуществление  правосудия;

- контроль законности  и обоснованности решений и  действий государственных органов  и должностных лиц;

- изучение и  обобщение судебной практики;

- ведение и  анализ судебной статистики;

- разъяснение  действующего законодательства (по  вопросам их ведения);

- обращение в  Конституционный Суд Российской  Федерации запросом о проверке  закона или иного соответствующего  нормативного акта, примененного  или подлежащего применению в  рассматриваемом судом деле;

- разработка  предложений по совершенствованию  законов и иных нормативно-правовых  актов (по вопросам их ведения);

- иные функции  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают  и разрешают:

- в порядке  уголовного судопроизводства - все  уголовные дела;

- в порядке  гражданского судопроизводства - все  гражданские дела, за исключением  дел, подведомственных другим  судебным органам (Конституционному  Суду Российской Федерации, арбитражным  судам);

- в порядке  административного судопроизводства - дела об административных правонарушениях.

Полномочия, порядок  образования и деятельности федеральных  судов общей юрисдикции устанавливаются  федеральным конституционным законом. 

Суды  общей юрисдикции подразделяются на:

федеральные суды, к которым относятся: Верховный  Суд РФ, верховные суды

республик, суды краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

автономной  области и автономных округов, районные (городские) суды, военные

и специализированные суды;

суды  субъектов Российской Федерации, к  которым относятся мировые судьи.

Только  судам общей юрисдикции предоставлено  право осуществлять правосудие по

уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Помимо того они

уполномочены на осуществление правосудия по подсудным им гражданским делам.

Суды  общей юрисдикции рассматривают  вопросы, связанные с исполнением

приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера,

проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и

продления срока содержания под стражей, а  также осуществляют иные виды

деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве, уголовно-процессуальным

(ст. 2 УПК), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) и

административным законами (ст. 1 КоАП) перед судами общей юрисдикции

стоят следующие цели и  задачи.

Непосредственные  цели:

а)  чтобы  каждый совершивший преступление был  подвергнут справедливому

наказанию;

б)  чтобы  ни один невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности и

осужден;

в)  защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых  законом

интересов  физических  и   юридических  лиц,  Российской Федерации, ее

субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления,

а также  других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых,

административно-правовых или иных правоотношений.

Цели  более высокого уровня:

а)  укрепление законности и правопорядка;

б)  профилактика преступности и правонарушений;

в)  правовое и нравственное воспитание граждан;

г)  формирование уважительного отношения к праву  и суду.

Задачами  судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном

процессах являются:

а)  правильное применение закона;

б)  правильное и своевременное рассмотрение и  разрешение гражданских,

уголовных и административных дел.

Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что  выявление по каждому уголовному

и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению

преступлений  и иных правонарушений, и принятие надлежащих мер к их

искоренению являются важными задачами суда, вытекающими из закона.

          Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, 
Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов, мировые судьи.

     Для обеспечения права на равный доступ к суду важно, что:

     а) в каждом районе и в каждом субъекте Федерации действует суд, имеющий  такую же подсудность, как другие суды аналогичного уровня;

     б) все названные суды являются федеральными, т.е. учреждаются федеральным законом  и обеспечивают судебную защиту прав граждан на основе федерального закона, по единому федеральному стандарту. Присутствие в их названии указание на субъект Федерации лишь обозначает дислокацию судов.

     Непосредственно вышестоящим судом по отношению  к федеральным судам субъектов  Федерации является Верховный Суд Российской Федерации. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции и осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью. Статья 126 Конституции характеризует Верховный Суд как высший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции.

     Из  этого вытекает, что: 

     - к полномочиям Верховного Суда  так же, как к полномочиям всех  судов общей юрисдикции, относится  осуществление гражданского, административного  и уголовного судопроизводства;

     - Верховный суд является последней  инстанцией, осуществляющей правосудие  по делам, рассматриваемым судами  общей юрисдикции;

     - осуществление Верховным Судом  судебного надзора по отношению  к нижестоящим судам общей  юрисдикции допускается только  в порядке проверки их решений  по обращениям заинтересованных  лиц в процедурах, предусмотренных  Гражданским процессуальным и  Уголовно-процессуальным кодексами7

Информация о работе Преступление против государства: государственная измена