Преступление против государства: государственная измена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:19, контрольная работа

Описание

Судебная система представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

наброски.docx

— 66.85 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, ст. 126 Конституции определяет полномочия Верховного Суда, в том  числе и путем отсылки к  отраслевому процессуальному законодательству. Осуществление верховным Судом  судебного надзора по отношению  к другим судам, по смыслу конституционной нормы, включает в себя все формы его процессуальной деятельности в качестве вышестоящей судебной инстанции. Эти формы установлены в Федеральном конституционном законе «О судебной системе», Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах. Статья 126 не может толковаться как ограничивающая полномочия Верховного Суда по проверки судебных решений в сравнении с тем, как они установлены этими федеральными законами. Соответственно конституционное понятие судебного надзора включает в себя проверку Верховным Судом судебных решений по гражданским и уголовным делам в кассационном и надзорном порядке, т.е. распространяется на все формы пересмотра не вступивших и вступивших в законную силу решений нижестоящих судов.

     Верховный Суд может также в установленных  законом случаях рассматривать  дела в качестве первой инстанции.

     К конституционным полномочиям Верховного Суда относится его права давать разъяснения по вопросам судебной практики. Из этого вытекает, что такие разъяснения  предполагают в качестве их основы изучение, анализ и обобщение практики судов. Но они не являются указанием  суду, какое решение должно быть принято по конкретному делу. Нельзя предполагать, что правомочия Верховного Суда давать разъяснения может конкурировать  с конституционным требованием  о независимости судей и их подчинении только Конституции и  закону. Разъяснения Верховного Суда не обладают силой закона и присущей ему общеобязательностью.

     Исходя  из статей Конституции, определяющих статус судебной власти,  судьи Верховного Суда как высшего органа в системе  осуществляющих правосудие судов обще й юрисдикции обладают тем же конституционным статусом, как другие судьи. Но они назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по предложению Президента (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции).

    Подобным  образом подразделяются военные  суды:

а)  основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

б)  среднее  звено -  суды военных округов, флотов, видов вооруженных сил и групп  войск;

в) высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

     Военные суды. Они имеют такую же компетенцию, как другие суды. В отличии от других судов общей юрисдикции, создаваемых в границах административно-государственного деления – по районам и субъектам Федерации, военные суды образуются по месту дислокации войск и флотов, но также на двух уровнях.

     Военные суды не являются судами чрезвычайными. Они имеют такую же компетенцию, как другие суды. В их системе  предусмотрены аналогичные инстанции  и процедуры для рассмотрения дел и проверки судебных решений. Судьи военных судов обладают таким же статусом, как другие судьи. К ведению военных судов отнесены любые дела с участием военнослужащих – гражданские, административные и  уголовные. Существование военных  судов обусловлено задачей обеспечить доступ к суду для военнослужащих, как например, дела о воинских преступлениях. Полномочия, порядок и образования деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Судебный надзор за деятельностью военных судов так же, как в отношении других судов общей юрисдикции, осуществляет Верховный Суд Российской Федерации. Но возможность ликвидации военных судов и передачи подсудных им дел обычным судам общей юрисдикции также обсуждается.

     Федеральный конституционный закон «О судебной системе» определил, что наряду с  названными федеральными судами общей  юрисдикции в субъектах Российской Федерации в качестве судей общей  юрисдикции действуют также мировые судьи. Мировые судьи являются не федеральными судьями, а судьями субъектов Федерации. Учреждение должностей мировых судей и регулирование их статуса и деятельности осуществляется как на основе федеральных законов, так и посредством принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются законами субъектов Российской Федерации внутри административных районов. Общее число мировых судей и судебных участков устанавливается федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Федерации. Мировые судьи являются самым низшим звеном в системе судов общей юрисдикции. Они рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные к их компетенции Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «о мировых судьях» в общем для всех судов процессуальном порядке. Проверка их решений осуществляется районными судами. На мировых судей распространяются сформулированные Конституцией и федеральным законом требования к судьям. Закон субъекта Российской Федерации может установить дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи и дополнительные гарантии его материального обеспечения и социальной защиты. Мировые судьи назначаются на должность не более чем на пять лет законодательным органом государственной власти субъекта Федерации или могут избираться населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. 
 

2. ВЕРХОВНЫЙ СУД  РФ

    

2.1. Состав, структура  и порядок формирования  Верховного Суда РФ 

Верховный Суд РФ — высший судебный орган  по гражданским, уголовным,

административным  и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он высший

орган, как для федеральных судов, так и для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного

Суда  РФ, судебных коллегий и аппарата. При  нем функционируют Судебный

департамент и Научно-консультативный совет.

В составе  Верховного Суда РФ действуют:

Судебная  коллегия по уголовным делам;

Судебная  коллегия по гражданским делам;

Военная коллегия;

Кассационная  коллегия.

Верховный Суд РФ формируется в составе  Председателя, заместителей

Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ

назначается на должность Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по

представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной

коллегии  судей Верховного Суда РФ. Заместители  Председателя и другие судьи

Верховного  Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется

представление Председателя Верховного Суда РФ.

Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала

формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает

председатель  Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения

обязанностей  судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в

судебном  заседании судья Верховного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть

упразднен только путем внесения поправок в конституцию РФ.

    

2.2. Полномочия Верховного  Суда РФ 

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

1)  рассматривает  дела в качестве суда первой  инстанции, в кассационном

порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2)  изучает  и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и

дает  руководящие разъяснения судам  по вопросам применения законодательства

Российской  Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3)   осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской

Федерации руководящих разъяснений Пленума  Верховного Суда РФ;

4)  разрешает  в пределах своих полномочий  вопросы, вытекающие из

международных договоров Российской Федерации;

5)  реализует  право законодательной инициативы  в Федеральном Собрании РФ.

6)  устанавливает  количество военных судов и  численность судей военных судов;

7)    изменяет   территориальную   подсудность   уголовных   и  гражданских

дел на территории, где введено чрезвычайное положение;

8)  представляет  на рассмотрение Президента РФ  или Правительства РФ

рекомендации  о заключении, прекращении или  приостановлении действия

международных договоров РФ;

9)  обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке

конституционности нормативных актов органов государственной власти и

договоров между ними;

10)  готовит  заключение о наличии в действиях  Президента РФ  признаков

государственной  измены  или  иного  тяжкого  преступления.

Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:

доклад  о деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской

Федерации за год;

постановления и заключения Конституционного Суда РФ.

Помимо  прав у Верховного Суда РФ есть и  обязанности. Как минимум, он обязан:

а)  не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть  жалобу избирательного

объединения,   избирательного  блока  об  отказе Центральной избирательной

комиссии  РФ в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов,

выдвинутых по одномандатным избирательным округам;

б)  принимать  участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации

общего  числа мировых судей и количества судебных участков в этом субъекте;

в)  установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления

ежегодного   дополнительного   оплачиваемого  отпуска.

    

2.3. Пленум Верховного  Суда РФ 

Пленум  Верховного Суда РФ — это общее  собрание всех судей Верховного Суда РФ.

Он формируется  вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Заседания

Пленума Верховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух третей его

состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно  участие Генерального

прокурора РФ. По собственной инициативе в нем может принять участие Министр

юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других

судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ,

представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных

учреждений  и других государственных и общественных организаций.

Пленум  Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать  материалы изучения и обобщения  судебной практики и судебной

статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра

юстиции РФ и давать руководящие разъяснения  судам по вопросам применения

Информация о работе Преступление против государства: государственная измена