Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:19, контрольная работа
Судебная система представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства российской Федерации.
Глава 1.
Вопрос 1.
Судебная
система представляет собой совокупность
действующих в Российской Федерации
судебных органов, образованных в установленном
Конституцией порядке, осуществляющих
функции судебной власти, объединенных
общностью задач, основ построения
и организации деятельности, с
учетом федеративного и
Основы сложившиеся в Российской Федерации судебной системы изложены в гл. 7 Конституции «Судебная власть». В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации – Закон о судебной системе.
Основополагающее значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения ст. 125-127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным судом РФ, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов.
Согласно ст. 4 Закона о судебной системе в судебной системе РФ в соответствиями с принципами федерализма действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
В судебной системе РФ различается многообразие структурных подразделений. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Например, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией но и кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой судебной системы.
Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначается их различие в компетенции, регулируемых процессуальным законодательством. Различие в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличие общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Единство построения судебной системы заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.
К
числу условий обеспечения
Судебная система как конституционное установление, представляющее совокупность судов различных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяются на следующие подсистемы: Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ;3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией и Законом о судебной системе, и включает: 1) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ;2) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делами составляющих подсистему судов общей юрисдикции;3) арбитражную юстицию.
Обеспечению
стабильности судебной системы и
право на законный суд служит также
вытекающий из Конституции и закрепленный
в Федеральный конституционный
закон «О судебной системе» порядок
создания и упразднения судов (ст.
17). Суды, перечисленные в Конституции,
могут быть упразднены только путем
внесения поправок в конституцию. Другие
федеральные суды создаются и
упраздняются только федеральным законом.
Это означает, что суд, относящийся к любому
из перечисленных в Федеральном конституционном
законе «О судебной системе» звеньев и
видов судов на конкретной территории,
- в районе, субъекте Федерации, в судебных
округах – в случае изменения административно-
Задачи судов общей юрисдикции:
-
обеспечение и защита
Глава 2. Понятие судебной системы
С.А. Разумов определил судебную систему как совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной властей3.
Судебная система согласно конституционным предписаниям определяется самой конституцией и федеральным конституционным законом (ч.3 ст.118). Из этого вытекает, что только конституционный законодательный корпус, уполномоченный изменять Конституцию и принимать законы, для одобрения которых требуется квалифицированное большинство голосов в Государственной Думе и Совете Федерации, вправе установить, какие суды создаются и действуют в Российской Федерации (ст. 108, 136 Конституции). Наличие такой компетенции лишь на федеральном уровне закреплено и в положениях ст. 71 Конституции, которая относит к ведению Российской Федерации такой предмет регулирования, как судоустройство (п. «о»). Понятие «судоустройство» рассматривается как синоним понятия «организация судебной системы». Но оно позволяет увидеть многосторонность этого предмета федерального ведения, он включает:
а) Перечень действующих судов;
б) Процедуру учреждения судов;
в) Их внутреннюю структуру (или устройство).
Все
суды, действующие в Российской Федерации,
перечислены в Федеральном
С этой целью федеральный законодатель в Законе «О судебной системе»:
а)
Исчерпывающим образом
б) Называет все виды юрисдикции и закрепляет их осуществление за судами, тем самым разграничивает юрисдикцию судов;
в)
Предусматривает возможность
г) Называет все звенья судов, относящихся к каждому из видов юрисдикции;
д) Указывает, какие суды могут или должны быть созданы в субъектах Федерации на основе их собственных законов.
Обеспечению
стабильности судебной системы и
право на законный суд служит также
вытекающий из Конституции и закрепленный
в Федеральный конституционный
закон «О судебной системе» порядок
создания и упразднения судов (ст. 17).
Суды, перечисленные в Конституции, могут
быть упразднены только путем внесения
поправок в конституцию. Другие федеральные
суды создаются и упраздняются только
федеральным законом. Это означает, что
суд, относящийся к любому из перечисленных
в Федеральном конституционном законе
«О судебной системе» звеньев и видов
судов на конкретной территории, - в районе,
субъекте Федерации, в судебных округах
– в случае изменения административно-
Вопрос 1.
Система судов общей
юрисдикции.
Одним
из главных законоположений
Рассматривая судебную систему как неоднородное государственно - правовое образование, мы различаем в нем структурные подразделения, которые характеризуются несовпадающими чертами и особенностями. Эти различия могут носить организационный и процедурный характер.
Так,
входящие в судебную систему судебные
органы могут различаться не только
предметной компетенцией, но и объемом
судебной власти, кругом полномочий по
отношению к отдельным
Суды общей юрисдикции различаются между собой по структуре и объему компетенции.
Совокупность судов с одинаковой структурой и равными полномочиями составляет звено судебной системы5. Звенья судебной системы, как правило, создаются в административно - территориальных структурах применительно к судам общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится в соответствии с национально - государственным устройством и административно - территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений. Размещение мировых судей, вероятно, не будет жестко увязываться с административно - территориальным делением.
Характерным признаком системы судов общей юрисдикции является инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев системы или между структурными подразделениями одних и тех же судов.
Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.
Различия
в компетенции групп судов, сложность
организационных и
Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.
Единство
построения судебной системы заключается
в общем подходе к правовому
регулированию основ судебной власти,
известной унификации источников этого
регулирования, в закреплении федеральным
конституционным
К
числу условий обеспечения
Информация о работе Преступление против государства: государственная измена