Преступление против государства: государственная измена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:19, контрольная работа

Описание

Судебная система представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

наброски.docx

— 66.85 Кб (Скачать документ)

     Глава 1.

     Вопрос 1.

     Судебная  система представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации  судебных органов, образованных в установленном  Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с  учетом федеративного и административно-территориального устройства российской Федерации.

     Основы сложившиеся в Российской Федерации судебной системы изложены в гл. 7 Конституции «Судебная власть». В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации – Закон о судебной системе.

     Основополагающее  значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и  последовательность изложения ст. 125-127 Конституции, определяющих компетенцию  и место, занимаемое в судебной системе  каждым из высших судебных органов  РФ: Конституционным судом РФ, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов.

Согласно  ст. 4 Закона о судебной системе в  судебной системе РФ в соответствиями с принципами федерализма действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

     В судебной системе РФ различается многообразие структурных подразделений. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Например, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией но и кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой судебной системы.

     Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие  суды. Этими терминами обозначается их различие в компетенции, регулируемых процессуальным законодательством. Различие в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличие общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Единство построения судебной системы заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

     К числу условий обеспечения единства судебной системы относятся его  фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается высшим законодательным актом страны –  Конституцией, а также Законом  о судебной системе. Закрепление  в Конституции и названном  законе системы высших судов РФ придает  необходимую стабильность ныне существующей системе судов.

     Судебная  система как конституционное  установление, представляющее совокупность судов различных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяются на следующие подсистемы:  Конституционный  Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ;3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

     Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией и Законом о судебной системе, и включает: 1) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ;2) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делами составляющих подсистему судов общей юрисдикции;3) арбитражную юстицию.

     Обеспечению стабильности судебной системы и  право на законный суд служит также  вытекающий из Конституции и закрепленный в Федеральный конституционный  закон «О судебной системе» порядок  создания и упразднения судов (ст. 17). Суды, перечисленные в Конституции, могут быть упразднены только путем  внесения поправок в конституцию. Другие федеральные суды создаются и  упраздняются только федеральным законом. Это означает, что суд, относящийся к любому из перечисленных в Федеральном конституционном законе «О судебной системе» звеньев и видов судов на конкретной территории, - в районе, субъекте Федерации, в судебных округах – в случае изменения административно-территориального или административно-государственного деления (например, при объединении или разделении субъектов Федерации, образовании новых судебных округов и.т.д.) может быть создан, реорганизован или упразднен только путем принятия федерального закона о таком конкретном суде.1

Задачи  судов общей юрисдикции:

     - обеспечение и защита нарушенных  и (или) оспариваемых прав, свобод  и охраняемых законом интересов  физических и юридических лиц,  а также прав и охраняемых  законом интересов Российской  Федерации, ее субъектов, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;          - укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений;        - защита основ конституционного строя Российской Федерации, ее целостности и безопасности.         Всей своей деятельностью суд способствует формированию уважительного отношения к праву и суду, к правам, чести и достоинству граждан, честного отношения к государственному и общественному долгу, воспитывает граждан в духе точного и неуклонного соблюдения закона, ответственности за свою Родину.          На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // СЗ РФ.- 1997.- N 1.- Ст. 1., в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции:  - осуществление правосудия;         - контроль законности и обоснованности решений и действий государственных органов и должностных лиц;       - изучение и обобщение судебной практики;      - ведение и анализ судебной статистики;       - разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения);             - обращение в Конституционный Суд Российской Федерации запросом о проверке закона или иного соответствующего нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле; - разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов (по вопросам их ведения);     - иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:          - в порядке уголовного судопроизводства - все уголовные дела;   - в порядке гражданского судопроизводства - все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (Конституционному Суду Российской Федерации, арбитражным судам);  - в порядке административного судопроизводства - дела об административных правонарушениях.     Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом2. 
 
 

Глава 2. Понятие судебной системы 

    С.А. Разумов определил судебную систему  как совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной властей3. 

    Судебная  система согласно конституционным  предписаниям определяется самой конституцией и федеральным конституционным  законом (ч.3 ст.118). Из этого вытекает, что только конституционный законодательный корпус, уполномоченный изменять Конституцию и принимать законы, для одобрения которых требуется квалифицированное большинство голосов в Государственной Думе и Совете Федерации, вправе установить, какие суды создаются и действуют в Российской Федерации (ст. 108, 136 Конституции). Наличие такой компетенции лишь на федеральном уровне закреплено и в положениях ст. 71 Конституции, которая относит к ведению Российской Федерации такой предмет регулирования, как судоустройство (п. «о»). Понятие «судоустройство» рассматривается как синоним понятия «организация судебной системы». Но оно позволяет увидеть многосторонность этого предмета федерального ведения, он включает:

      а) Перечень действующих судов;

      б) Процедуру учреждения судов;

      в) Их внутреннюю структуру (или устройство).

      Все суды, действующие в Российской Федерации, перечислены в Федеральном конституционном  законе «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. Согласно ч. 1 ст.4 данного Закона создание судов, не предусмотренных им, не допускается. Названный Закон приобретает, таким образом, значение основного источника регулирования судебной системы. Все другие акты по данному предмету должны быть основаны на нем и не могут ему противоречить. Поэтому какое-либо изменение судебной системы не может иметь место без внесения изменений в данный Закон. Тем самым обеспечивается стабильность судебной системы и право каждого на рассмотрение его дела законным судом (ч. 1 ст. 47 Конституции).

      С этой целью федеральный законодатель в Законе «О судебной системе»:

      а) Исчерпывающим образом обозначает суды, образующие федеральную судебную систему (федеральные суды);

      б)     Называет все виды юрисдикции и закрепляет их осуществление за судами, тем  самым разграничивает юрисдикцию судов;

      в)    Предусматривает возможность создания в будущем новых видов юрисдикции (специализированных судов по административным, гражданским делам и делам  в отношении несовершеннолетних);

      г)   Называет все звенья судов, относящихся  к каждому из видов юрисдикции;

      д)   Указывает, какие суды могут или должны быть созданы в субъектах Федерации на основе их собственных законов.

      Обеспечению стабильности судебной системы и  право на законный суд служит также  вытекающий из Конституции и закрепленный в Федеральный конституционный  закон «О судебной системе» порядок  создания и упразднения судов (ст. 17). Суды, перечисленные в Конституции, могут быть упразднены только путем внесения поправок в конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Это означает, что суд, относящийся к любому из перечисленных в Федеральном конституционном законе «О судебной системе» звеньев и видов судов на конкретной территории, - в районе, субъекте Федерации, в судебных округах – в случае изменения административно-территориального или административно-государственного деления (например, при объединении или разделении субъектов Федерации, образовании новых судебных округов и.т.д.) может быть создан, реорганизован или упразднен только путем принятия федерального закона о таком конкретном суде.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос 1. Система судов общей юрисдикции. 

      Одним из главных законоположений организации  судебной системы в Российской Федерации  является утверждение принципа единства судебной системы.

      Рассматривая  судебную систему как неоднородное государственно - правовое образование, мы различаем в нем структурные  подразделения, которые характеризуются  несовпадающими чертами и особенностями. Эти различия могут носить организационный  и процедурный характер.

      Так, входящие в судебную систему судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом  судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различие в компетенции и общий  характер инстанционных связей.

      Суды  общей юрисдикции различаются между  собой по структуре и объему компетенции.

      Совокупность  судов с одинаковой структурой и  равными полномочиями составляет звено  судебной системы5. Звенья судебной системы, как правило, создаются в административно - территориальных структурах применительно к судам общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится в соответствии с национально - государственным устройством и административно - территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений. Размещение мировых судей, вероятно, не будет жестко увязываться с административно - территориальным делением.

      Характерным признаком системы судов общей  юрисдикции является инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных  звеньев системы или между  структурными подразделениями одних  и тех же судов.

      Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

      Различия  в компетенции групп судов, сложность  организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают  существования единых правоохранительных задач, наличия общности принципов  организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих различные формы судопроизводства. Этой общности служит закрепление в  комментируемом Законе положений о  единстве судебной системы.

      Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве  от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.

      Единство  построения судебной системы заключается  в общем подходе к правовому  регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого  регулирования, в закреплении федеральным  конституционным законодательством  главных условий образования  и функционирования судебной системы.

      К числу условий обеспечения единства судебной системы следует отнести, прежде всего, то, что судебная система  Российской Федерации устанавливается  высшим законодательным актом - Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Нормативное  регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Закрепление  в Конституции РФ системы высших судов Российской Федерации и  в Федеральном конституционном  законе - системы федеральных судов  и судов субъектов Российской Федерации придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении  высших судов, изменений и дополнений Федерального конституционного закона о судебной системе РФ в отношении  иных федеральных судов.

Информация о работе Преступление против государства: государственная измена