Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Задачи:
― изучить понятие преступления, общую характеристику преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
― изучить нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
― изучить виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Введение………………………………………………………………….3.
1. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: общая характеристика………………...............................5.
2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта……………………………………………………………...9.
2.1 Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта…………9.
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………..11.
2.3 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями…………………13.
2.4 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта……………………………………………………………15.
2.5 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения……………………………………………………………16.
2.6 Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов…………………………..18.
2.7 Неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие…….19.
2.8 Нарушение правил международных полетов…………………….20.
Заключение…………………………………………………………22.
Решение задач………………………………………………………24.
Список использованной литературы……………………………..28.
Под водным транспортом понимается морской, речной и озерный транспорт независимо от его ведомственной принадлежности (за исключением военных кораблей) и формы собственности организации, которая его эксплуатирует.
К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры и другие летательные аппараты, принадлежащие гражданскому воздушному флоту, различным организациям и отдельным гражданам.
С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного (морского или речного) транспорта, наступлении указанных в законе последствий и причинной связи между фактом нарушения указанных правил и наступившими вредными последствиями.
Нарушение указанных правил может быть совершено как путем действия (например, превышение установленной скорости движения, формирование железнодорожного состава из неисправных вагонов), так и бездействия (например, несвоевременная подача предупреждающего сигнала, непринятие мер к устранению неисправности железнодорожного пути, средств связи или сигнализации). Состав преступления материальный.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, предполагает наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Для признания преступления оконченным необходимо реальное наступление указанных последствий.
Ст. 263 УК РФ — норма бланкетная. Основными нормативными актами, регулирующими безопасность движения железнодорожного и воздушного транспорта, являются: Федеральный закон 10 января 2003г. № 17 ― ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Воздушный кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997г.
Безопасность на морском транспорте регламентируется, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982г.) и Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море (1974г.). Правила безопасного использования водного транспорта установлены Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.
С субъективной стороны
преступление характеризуется
Субъектом преступления (субъект специальный) может быть только работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта, на которого непосредственно возложена обязанность по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта. Это прежде всего лица, непосредственно управляющие транспортным средством (машинисты, капитаны судов, пилоты), а также иные лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчеры, стрелочники, механики).
Часть 2 ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 ― смерть двух или более лиц.
2.2.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Основной объект преступления — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.
С объективной стороны данное преступление состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, влекущем наступление тех или иных (установленных ч. 1, 2 и 3 ст. 264 УК РФ) общественно ― опасных последствий. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.
Статья 264 УК РФ имеет бланкетную диспозицию. Поэтому для уяснения признаков состава предусмотренного ею преступления необходимо обратиться к нормам, устанавливающим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. К ним, прежде всего, относятся: Правила дорожного движения РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Состав преступления охватывает нарушение правил движения и эксплуатации определенных видов механических транспортных средств. К ним относятся автомобили, трамваи либо другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами согласно примечанию к ст. 264 УК РФ понимаются троллейбусы, трактора, самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Иные механические транспортные средства — это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).
К нарушению правил дорожного движения относятся, например превышение установленной скорости, неправильный обгон, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в состоянии опьянения Нарушения правил эксплуатации транспортных средств выражают в выезде на технически неисправном транспортном средстве, перевозке людей на необорудованном для этого транспорте, превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов и т. п.
Ответственность по ст. 264 УК РФ обусловлена наступлением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Таковым признается любой участник дорожного движения (за исключением лица, управляющего транспортным средством). При отсутствии этих последствий состав преступления отсутствует, однако возможно привлечение лица, причинившего вред, к административной, дисциплинарной, а также гражданско ― правовой ответственности.
В случае причинения указанных
последствий в результате нарушения
иных правил, например погрузки или
выгрузки грузов, ремонта транспортного
средства, производства строительных,
дорожных, сельскохозяйственных и иных
работ, содеянное не должно квалифицироваться
по ст. 264 УК РФ. Подобные деяния в зависимости
от формы вины следует рассматривать
как соответствующие
Особое внимание при анализе
состава преступления, предусмотренного
ст. 264 УК РФ, следует обратить на установление
причинной связи между
Субъективная сторона преступления — вина в форме неосторожности. Определяющим моментом при установлении субъективной стороны состава преступления является психическое отношение лица, управляющего транспортным средством, к наступившим вредным последствиям. Преступление может быть совершено в результате как преступного легкомыслия, так и преступной небрежности.
Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством (работник транспорта, лицо, обладающее водительскими правами или не имеющее таковых, либо лишенное их, владелец транспортного средства или лицо, самовольно его захватившее).
Частью 2 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за те же действия, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, а по ч. 3 — за причинение смерти двум или более лицам.
2.3.Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
Основной объект преступления — безопасность эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека. Предмет преступления — все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный), пути сообщения, средства сигнализации или связи или иное транспортное оборудование.
Объективная сторона преступления может заключаться в любом из двух указанных в законе способов его совершения, а именно:
а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;
б) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Под недоброкачественным следует понимать такой ремонт, после которого транспортное средство, пути сообщения, средства связи и сигнализации предъявляются заказчику с не устраненными неисправностями, препятствующими его использованию по назначению. Под выпуском транспортного средства в эксплуатацию понимается выдача компетентным лицом, которому известно о неисправности транспортного средства, разрешения или предписания выехать в рейс, дача заключения о его технической исправности, непринятие мер к запрещению его эксплуатации. То есть необходимо, чтобы транспортное средство было неисправным. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливается постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами, в частности Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.
Обязательными признаками состава
рассматриваемого преступления являются
последствия в виде тяжкого вреда
здоровью, а также причинная связь
между деянием и этими
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, непосредственно производившее ремонт, а также лицо, ответственное за выпуск в эксплуатацию транспортных средств (в том числе и владелец транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства).
Часть 2 ст. 266 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие смерть человека, а ч. 3 этой статьи — смерть двух и более лиц.
2.4.Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Данная статья устанавливает ответственность пассажира, пешехода, другого участника движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации любых видов транспорта, если это повлекло причинение вреда здоровью или гибель одного или нескольких лиц.
Основной объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.
Диспозиция ст. 268 УК РФ —
бланкетная: в ней не содержится
конкретный перечень правил, нарушение
которых влечет ответственность. Эти
правила устанавливаются
Объективная сторона преступления состоит в нарушении указанных правил и может выразиться, например, в переходе улицы в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, посадке или высадке пассажиров при движении транспорта, езде на велосипеде без тормозов или с превышением установленного расстояния от обочины (тротуара) и т.п.
Уголовная ответственность
наступает при наличии
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности (как легкомыслием, так и небрежностью).
Субъектом преступления (субъект специальный) являются пешеходы, пассажиры, велосипедисты, погонщики скота и иные лица, за исключением перечисленных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ.
По ч. 2 ст. 268 УК РФ квалифицируется то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 — смерть двух и более лиц.
2.5.Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Основной объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека, отношения собственности.
Предметом преступления могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.
С объективной стороны преступление выражается:
а) в разрушении;
б) повреждении;
в) приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;
г) блокировании транспортных коммуникаций.
Разрушение означает, что транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации приведены в полную непригодность, после чего они не могут быть восстановлены и использованы по назначению.
Повреждение их — это такая порча (поломка), в результате которой они приводятся лишь в частичную негодность, сохраняя в известной мере свою хозяйственную ценность и полезность.
Разрушение и повреждение
указанных предметов может
Под иным способом приведения в негодность предметов преступления понимается совершение действий, которые, по сути, не являются ни разрушением, ни повреждением, но приводят к невозможности их использования по назначению (например, удаление сигнальных знаков, предназначенных для обеспечения безопасности движения).
Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание на путях и маршрутах движения транспортных средств значительных препятствий, исключающих их нормальное функционирование. Для этого могут быть использованы самые разные предметы, в том числе и сами транспортные средства. Блокированием является также перекрытие коммуникаций массами людей.
По своей конструкции состав рассматриваемого преступления материальный. Его обязательными признаками являются наступление указанных в законе последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, а также причинная связь между преступным деянием и наступившими последствиями.
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта